Заметка «Редакторский обзор»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 34
Читатели: 1421 +1
Дата:
Предисловие:
Некто Александр Красилов пытался повесить на меня ярлык закостенелого ретрограда, 
погрязшего в якобы устаревшем традиционализме.
Не знаю, какой логикой руководствовался мой любезный оппонент. И спорить с ним не стану.
И даже не буду доказывать очевидное: ни вальс, ни классический костюм не способны устаревать.
Просто приведу один из своих последних журнальных обзоров.

Редакторский обзор

ГАУССОВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Думаю, едва ли кто решится спорить с тем, что литературные сайты в интернете в большинстве своём наполнены достаточно слабой любительщиной и окололитературщиной.
Однако – статистика всегда следует законам больших чисел.
И пики гауссова распределения произведений по тем или иным критериям – никто не отменял. Да, в больших массивах можно при желании выделить талантливых авторов, у которых работы – вполне литературны.
Я говорю сейчас не о признанных профессионалах, страницы которых тоже есть в литсайтах, а об авторах, имена которых практически не известны в литературных кругах, за пределами сайтов, об авторах – сугубо самодеятельных, не проявляющих себя нигде, кроме литсайтов.
Пойдём дальше. У талантливых авторов, в соответствии с тем же Гауссом, есть произведения, выделяющиеся на фоне остальных.
Остановлюсь на нескольких авторах, которых я хочу сегодня представить единственными произведениями. Это вовсе не означает, что приводимые мной произведения – вершина творчества героев данного обзора. Просто они попали в поле моего зрения – и я не смог оставить эти стихи – без внимания. Возможно, кого-то из этих авторов журнал представит в будущем и более широко.

Хельга, Россия.

БАБКА

Чахлый луч споткнулся о порог
Крепкого осанистого дома.
Бабка вяжет правнуку носок.
Прыгает дурашливый клубок;
Пляшут спицы — вдоль да поперёк,
Ловят шерсти тощенький исток.
Ходят пальцы нежно, невесомо.

По грядам сорняк хитрущий прёт,
Размышляя, где хватить бы лишку.
Внучка полет бабкин огород,
Думая про свой тугой живот:
"Крохотный мальчишка в нём живёт,
Потаённый, бархатный — что крот.
Я уже люблю его, мальчишку.

Будет осень — я увижусь с ним;
Назову, как водится, по святцам..."
Бабка горячится: "Отдохни!
Опростает рано! Сядь в тени,
Сядь, тетёха; молочка хлебни!"
Шустро вьётся шерстяная нить,
Спицы приглушённо серебрятся.

"Брошенка..." — горчит слезой упрёк.
Петельки считая неустанно,
Бабка вяжет правнуку носок.
Тихий труд ни низок, ни высок,
Судный день ни близок, ни далёк.
...Чахлый луч споткнулся о порог
И решил: "Пожалуй, тут останусь".


Алёна Воскобойник. Украина.

БАБИЙ ЯР

Узнала, что багаж утерян мой,
Не плачу из последних сил.
Старик в ермолке неуверенно,
Но громко у меня спросил:

- Вам в город, девушка, до Киева?
- Да-да, на Дарницкий бульвар.
Когда уселась я в такси его,
Сказал, что едет в Бабий Яр.

- Там кто у вас?
- Сестра, родители,
Мой старший брат Ефим с женой,
И Миша – домоуправитель наш,
И дядя Соломон, портной,

Цыган Георгий с внуком Бодей там,
Абрам - знакомый ювелир,
И коммунист из первых в городе
Товарищ Осип Креденсир,

Там ребе Якоб - родич бабушкин
С пятью своими дочерьми,
Беременная Фира с фабрики,
Мария с малыми детьми,

Соседка Фаечка Васильева,
Мой школьный друг Палий Семён…

Он от Борисполя до Киева
Читал молитву из имён.


Елена Лесная, Луганск, Крым.

***

…ухватиться,
себе пеняя…
шанс смешон – против неба выстоять.
только так же, как боль – ремнями,
заковала надеждой искренность.

что позволило не промчаться
мимо робкого новолуния?
ты пакуешь в обёртку "счастье"
во вселенной
себе
одну меня.

разноградусность не пристру́нить.
только, – нам ли бояться холода!
закрывает Господь цирюльню,
отпуская
любовью
бороду.

удержаться…


Евгений Орлов, Латвия.

ГРАММАТИКА СЛУХА

на каждого зрячего книга найдется без слов

ты словно ослеп но на ощупь на ощупь на ощупь
сначала легонько уколет гомеровый пальчик любовь
а после собою заполнит всю книжную площадь
всю клавиатуру - ори же что грешник в аду
о! та партитура бурлит и идет как по маслу
вторжение в сердце о! мука быть в том же ряду
где ван тугоухий заваривал фуги на гласных
где каждую клавишу мастер по имени брайль
наполнил особым дыханием аз буки веди
играй но не трогай! вдыхай не! читай не! читай
и снова забудь! знать не ведай как знал и как ведал!

для каждого зрячего зряшного сданного в лом
железного ржавого пятиалтынного проще
найдется о щастье! любовью озвученный том

читаю на ощупь на ощупь на ощупь на ощупь


Мальвина Матрасова (Дарья Бирюкова), Россия.

***

Я расскажу. Ты пока открывай вино. Штопор вон там, в нижнем ящике у плиты.
Это случилось не с нами. И так давно, что не родились в ту пору ни я, ни ты.
Это случилось под самый конец зимы. Капало с крыш и досматривал сон медведь.
Он у весны взял неделю себе взаймы. И не отдал. Потому что влюбился в смерть.
Он полюбил ее, встретившись первый раз. Кто умирал, он не сможет теперь сказать.
Ты наливай, я купила для нас шираз, и не таращь как карась на меня глаза.
Да, полюбил. Потому что она была в те времена не такой, как знакома нам.
Кожа ее как бумага была бела, ночь уступала в черни ее глазам.
Тонкие пальцы изящны и холодны, с губ ее красный придумали люди цвет.
Были тогда в неё многие влюблены. Только его полюбила она в ответ.
А полюбив, перестала к нему ходить, чтоб на него не накликать случайно зла.
Чтобы любимый ее оставался жить. Пусть без неё, не себя, так его, спасла.
Он ее звал, она слышала, но не шла. Он стал искать ее там, где идут бои.
Каждая ввысь улетающая душа криком была о смертельной его любви.
Он ее звал, и пронзившую грудь стрелу принял, как дар. Долгожданный и ценный дар.
Он оклемался под вечер уже в тылу. Тело трясло, в голове полыхал пожар,
тонкие пальцы коснулись его виска. Он улыбнулся – ну вот, наконец, и ты. 
К черту шираз, там, в той тумбочке, есть вискарь. 
В пальцах ее он притих и совсем остыл. Он улыбался, она не скрывала слёз.
Он говорил, как он долго ее искал, как полюбил - моментально, навек, всерьёз.
Плакала смерть. И на помощь пришла весна. 
Я, говорит, не видала такой любви, а уж в любви, я, поверьте мне, знаю толк.
Есть у меня неучтенные годом дни. Их всего семь. И я вам их вручаю. В долг. 
В эти семь дней он со смертью прожил всю жизнь: в танце кружил и за руку держал во сне. 
В небо взлетал и летел метеором вниз, зная, что долг будет нечем отдать весне. 
Выпьем за них. Не таращься так на меня!
Вышел их срок, и прощаться пришла пора. Он ей сказал на исходе седьмого дня:
так хорошо, что не жалко и умирать.
И он ушёл. Испарился. Пропал. Исчез. Смерть закричала, как раненный дробью волк. 
Гром прогремел первый раз за сезон с небес. Это весна. Это время вернуть ей долг. 
Смерть отдала за неделю любви весне всё, что могла: красноту из дрожащих губ,
кожу свою (что белее была, чем снег), всё отдала, превратилась в ходячий труп. 
Больше никто не любил ее никогда. Не разбивал об ее красоту сердец. 
Выпьем за них, но не чокаясь и до дна. Этой любви, да и сказке, пришёл конец.


Сергей Касатов, Россия.

ВЕРА СПИТ

На закате пламенной субботы,
Положив на локоть гайморит,
Под призывом: "Разувайте боты!"
Не разувши боты, Вера спит.

На тахте, разбросанной по кухне,
Подавляя пубертатный стыд,
Иннокентий починяет туфли.
Верует, надеется. Кряхтит.

Хочет, чтобы синие колготы,
Без которых Вере не фартит,
Съёжились колечками на ботах,
Обнажая правильность пути.

Так, до петухов, пока не рухнет,
Озадачен, сломан и побрит
Иннокентий починяет туфли.
Не снимая боты, Вера спит.


Александр Жатухин, Россия.

АПЕЛЬСИН
Лето – небо постирало,
Как большое покрывало,
И теперь на небе синем
Солнце зреет апельсином.
На стекле оконной рамы
Капли летнего дождя
Отражают профиль мамы
И большой портрет Вождя.
Дверь захлопнулась в прихожей –
Это папа. Он – чекист.
У него – наган под кожей
И дрожание щеки.
Папа мой с утра невесел:
Он у рыжего плода
Тучку черную повесил
Не на день, а навсегда.

Не знаю, согласится ли со мной читатель, но мне кажется, что эти стихи лишний раз доказывают полезность сайтовой поэзии, без которой мы их едва ли смогли бы увидеть.
Этот краткий обзор охватывает далеко не всё и не всех, которых мне хотелось бы выделить в сайтах. Будем считать его первой ласточкой.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     02:14 12.03.2019 (1)
3
Иной недальновидный критик
Подчас ругает интернет,
Мол, «сетевой» литературе
В культуре русской места нет!
Мол, расплодилась куча сайтов,
Ну, как нерезаных собак,
Там окопались графоманы,
И их не выкурить никак.
Как будто жалко критикану
На диске пары гигабайт,
Что безобидно занимает
Простой литературный сайт.
Как будто лучше было б, братцы,
Чтоб под пилою лес полёг –
Бумагу надо ведь на книги,
О том, как будто невдомёк.
А это тысячи гектаров
Нам сохраняет интернет,
Так, что вокруг сплошная польза,
Вреда родной природе нет.

     08:41 12.03.2019 (1)
1
Точно, капитан!
Есть, конечно, маленький минусочек. Энергию жрём. Это тоже для экологии не шибко хорошо.
Но газ жечь, конечно, лучше, чем лес изводить. Глобальное потепление России, вроде как, - во благо)
     10:24 12.03.2019 (1)
1
Ну газа-то дофига, даже всякие "потоки" строят... а лес конечно жалко...
а когда потеплеет в России, будем ананасы на даче выращивать - плохо что ли?)))
     12:28 12.03.2019 (1)
1
Вот я два абрикоса и сажаю в этом году)
А мои черешни и виноград - уже давно успешны)))
     12:37 12.03.2019 (1)
1
Виноград у меня тоже растет, не такой конечно как в Ташкенте (у покойной бабушки), но тоже сойдет...))
     13:04 12.03.2019 (1)
2
У меня сначала были амурский и Изабелла, а недавно стал плодоносить и Советский жемчуг, мускатный.
     13:54 12.03.2019 (1)
Вах... это моя жена специалист, я в этих сортах не разбираюсь...)
Мы хоть и развелись, но на одной даче посемся...)))
     15:14 12.03.2019 (1)
1
Любопытный симбиоз.
     16:06 12.03.2019 (1)
1
Ну просто жалко  такую классную дачу делить... у нас там кошки пасутся...)))
     21:05 12.03.2019
2
Кошки у всех пасутся.
Паслись и собаки, пока под забором все щели дёрном не заложил.
Дятел вот достаёт, все груши и яблони перепортил. Выдалбливает ложбину в стволе, куда вставляет сосновые шишки - пирует.
И орехи все обирает, мерзавец!)
     21:09 11.03.2019 (3)
Господи, кто такая эта Матрена Матрасова, она же Дарья Бирюкова?
Я просто потрясена. Давно такого не читала...
     21:53 11.03.2019
2
Вне сомнения, одарённая девушка.
Не всё - одного уровня, в каждом стихотворении - небрежности, стиль вытягивать текст в строки - безнадёжно устарел (это я ещё текст подсобрал),
но при всём - совершенно самобытная манера поэтического мышления.
Кажется, она профессиональный сценарист.
     21:26 11.03.2019
Я с Матросовой узился в ВУЗе)
     21:21 11.03.2019 (2)
2
Дарья Бирюкова (Мальвина Матрасова) - замечательный поэт (поэтесса). Читать её стихи - невероятное наслаждение.
https://vk.com/id369242568
Есть её страничка и на стихи.ру
     22:01 11.03.2019
2
А больше - на сайте "Рифмы".
     21:57 11.03.2019 (1)
Бред пьяного идиота, а не стихи)
     08:45 12.03.2019
2
Дима, вискарь они тока почали.)
Гость      18:45 11.03.2019 (1)
Комментарий удален
     18:50 11.03.2019 (1)
6
Объясняю.
Потому, что он - честен и вспыльчив...
Два дня полной свободы слова!!!

В общем - верен себе)
Гость      18:58 11.03.2019 (1)
Комментарий удален
     19:00 11.03.2019 (1)
4
Ваня, я редактор в журналах, а не на сайте Фабула.
Все вопросы - к редактору Фабулы)
Гость      19:04 11.03.2019 (1)
Комментарий удален
     19:09 11.03.2019 (1)
3
Нет, Ваня, летом меня в инете нет. 
Лето - время для жизни)
Гость      19:14 11.03.2019 (2)
Комментарий удален
     19:48 11.03.2019
3
Согласен проголосовать за любого автора лишь бы не сонное царство лишь бы не болото!
     19:17 11.03.2019 (1)
3
Ваня, я больше с этим сайтом в выборы не играю. Всё - без меня)
Гость      19:19 11.03.2019 (1)
Комментарий удален
     22:06 11.03.2019
2
     19:51 11.03.2019 (1)
Некто Александр Красилов пытался повесить на меня ярлык закостенелого ретрограда, 

Заклеймить его с занесением в личное дело!
     19:57 11.03.2019 (1)
2
Он не согласен!)))))
     20:01 11.03.2019 (1)
похоже пошёл на попятную 
на первый раз простим если конечно накроет поляну
     21:00 11.03.2019 (1)
2
Говорит, в пост нельзя)
     21:06 11.03.2019 (1)
Ради поэзии простительно!
     22:03 11.03.2019
2
Эх, души наши грешныя!)
     19:59 11.03.2019 (1)
3
Выражаю благодарность С Крюкову за то что хоть ненадолго расшевелил наше болото и скажу немного пафосно - такие заметки на Фабуле  Как "луч солнца в сонном царстве"
     21:04 11.03.2019 (1)
2
Спасибо, Александр.
Наверное, надо публиковать здесь побольше из того, что публикую там и сям.
     21:08 11.03.2019 (1)
От литературных споров в любом случае пользы больше чем кудахтанье тёток - пенсионерок 
     22:03 11.03.2019
2
Вне сомнения.
     18:54 11.03.2019 (1)

Сергей, мало того , что вы граф в законе , так и тексты графов ещё тут  приплели, Вам не ай-яй -яй, как заслуженному токарю комбината ЖБИ...А Красилов -то прав, просёк всё сходу...
     18:56 11.03.2019 (1)
1
Ежели кто чего не понимает, его право спрашивать)))
     19:02 11.03.2019 (1)
Хорошо...С одной стороны...Щас с другой стороны...Сергей, чем ваши тексты стихов лучше текстов стихов того же Красилова...Да вы одни сапоги - пара!
     19:06 11.03.2019 (1)
1
А вот этот вопрос - не по адресу.
Не мне себя судить.
Про стихи нынешнего Красилова ничего сказать не могу - не читал, а подборок не направляет.
А лет пять назад его стихи мне нравились.
     19:34 11.03.2019 (1)
А мне Красилова стишки вообще никогда не нравились, но по сравнению со стихами Крюкова - это Шекспир голимый! Ибо он на земле живёт и цену за это платит, но вам же небожителям  это не понять
     19:43 11.03.2019 (1)
1
Зато вам, снебаржателям, всё понятно.
Петро, я на дешёвые провокации не ведусь)
     19:47 11.03.2019 (1)
Вот и ты , не отринув свою манию великую кинулся в золупу... А я всего лишь хотел сказать , как дед деду, не настолько ты велик, Серёжа, шоб памятником тут стоять!
     21:06 11.03.2019 (1)
1
Слезайте, граждане, приехали, конец -

Охотный ряд, Охотный ряд.

     21:21 11.03.2019 (1)
А у Кузнецова было лучше...Когда пожелал у золотой рыбки Звезду Героя и в чистом поле против фашистского танка с одной гранатой в руке...
     21:56 11.03.2019
1
В "Змеях на маяке" - куда круче.
     19:04 11.03.2019 (1)
Прошу прощения господин Крюков но меня особо не впечатлила вышеприведённая поэзия - наверное мы с вами по разному смотрим на мир слишком много философии в поэзии и слишком мало поэзии в философии
     19:14 11.03.2019 (2)
1
Ну, видимо, ссылки на мнения общепризнанных авторитетов по поводу приведённых стихов едва ли Вас устроят.
Тем не менее, поверьте, моё мнение в отношении выбора - не оригинально.
А на вкус и цвет...
Но, надеюсь, Вы понимаете, что есть понятие уровня стихов - и уровень здесь немного проседает только у Дарьи.
     19:30 11.03.2019 (1)
звучит важно "общепризнанных авторитетов" - не скажу за всех а лишь за себя 
для меня поэзия талантлива лишь та что впечатлила лично меня как читателя и это будет для меня общепризнанно
хотя и единственном числе а что такое авторитеты не знаю не встречал
Прошу извинить если что
ps после первых выборов не раз предлагал вашу кандидатуру на должность второго редактора на Фабуле но не был услышал а польза несомненно была бы! Очень жаль!
     19:36 11.03.2019 (1)
2
Всё нормально, Александр.
Если интересно, что за авторитеты, скажу, что это преподаватели Литинститута и редакторы журналов.
При желании могу назвать имена.
     19:39 11.03.2019
Благодарю скажу лишь что я оцениваю по старинке - прочитав тот или иной текст лично и никогда не верю на слово
Более того причисляю себя к последователям 'деревенщиков" весьма неуважаемых редакторами толстых журналов
Гость      19:21 11.03.2019 (2)
Комментарий удален
     19:37 11.03.2019
2
Ваня, я никого не убеждаю, отвечать под своей публикацией - обычная этика.
     19:36 11.03.2019 (1)
3
Извини Ваня но на сайте нет ни режиссёра ни редактора ни редколлегии как таковой а есть анархия которая иногда преследуется по закону неким тайным админом
Гость      19:39 11.03.2019 (2)
Комментарий удален
     21:15 11.03.2019
Сатрап должон же быть)
     21:13 11.03.2019
1
Зри в корень.)
     19:18 11.03.2019 (2)
Не говорил, что закостенелый ретроград!

Сказал: традиционалист. Тут и спорить нечего.
Кст говоря, это не есть плохо.
И Кибиров традиционалист, и Гандлевский, и т.д.


Не очень понял, зачем рассказано о нормальном распределении.


Выбранные стихи - сильные.
Не все мне по вкусу. Но это и не важно. Ибо чисто индивидуально. 
Не очень понравились лолитовские мотивы в повествовании о Вере. Ну да это право автора.

А в целом - да, хорошие стихи.
     19:51 11.03.2019
1
Надеюсь, предисловием не шибко задел)
Не говорил, но очень грубо намекал)))
Но такие столпы, как Красилов, от предисловий не шатаются.
И традиция в подборке, конечно, доминирует, но и всякого ведь хватает.
Серёга Касатов - ну, он - такой. Учился, кстати, на семинаре Василевского.
Возможно скоро дам в журнал подборки своих друзей Мансветова и Ивкина, там традицией и не пахнет.
А пока поставил большую публикацию последних вещей Михаила Садовского.
     19:49 11.03.2019 (1)
Красилов! Вы тоже считаете что спать на " тахте разбросанной по кухне" удобно?
Вы извращенец?
     20:10 11.03.2019 (2)
1
Николай Николаевич... Я вообще-то написал, что именно это стихотворение мне не очень импонирует. У Набокова я не люблю только одну его вещь. Именно "Лолиту". А здесь мне показалось очень много лолитствующего. Ну да не в этом суть.
С Сергеем Крюковым нам не раз приходилось вспоминать поэта Ю.П. Кузнецова (если не знаете, кто это - поинтересуйтесь). Сергей, как я понимаю, практически безоговорочно принимает творчество Юрия Кузнецова целиком. У меня есть однотомник этого поэта и до разговора с Сергеем Крюковым том этот особого моего внимания не привлекал.  Но зашедший тогда разговор заставил внимательнее отнестись к творчеству Юрия Кузнецова. И биографию его изучил. Мне очень многое не близко в творчестве Кузнецова, но то, что порою он писал вещи совершенно сногсшибательные - это безусловно.
Так вот, к чему это я всё? К тому, что можно не разделять эстетические предпочтения автора, но видеть за ним личность, которой есть что сказать.

По поводу же тахты...  А что тут непонятного? Во-первых, метонимия. Тахта есть метонимия постели. Вы не разу не видели, как в беспорядке может быть раскидано по кухне покрывало, например, одеяло наполовину сползти на пол? Ну и так далее. Во-вторых - образ. Тахта - мебель немаленькая. Кухни, как правило, малы. Тахта занимает чуть ли не большую площадь её. Т.е. распростёрта, разложена, раскидана по всей кухне. Может, слово разбросанной здесь и не совсем удачно. Я бы написал раскинутой по кухне. Но я - не автор.
     21:04 11.03.2019
"и не совсем удачно" а "СОВСЕМ НЕУДАЧНО"
     20:38 11.03.2019
1
Тогда уж - раскинувшейся)
В тропе "разбросанной" есть некая вкусинка, гармонирующая со всем стихотворением.
Поэтому тут я - на стороне автора.
Хотя его литературное "облико-морале" и заставляет улыбаться из-за газеты)
     18:01 11.03.2019 (1)
1
«Думаю, едва ли кто решится спорить с тем, что литературные сайты в интернете в большинстве своём наполнены достаточно слабой любительщиной и окололитературщиной».
Я решусь.
Назовите любое своё прозаическое произведение, которое вы не считаете «слабой любительщиной и окололитературщиной».

«Я говорю сейчас не о признанных профессионалах, страницы которых тоже есть в литсайтах»
Вы назовите фамилии этих «признанных профессионалах, страницы которых тоже есть в литсайтах».
Кстати, вы к ним относитесь?

Сергей, вы не обижайтесь! У нас на Фабуле так много гениев. Гораздо больше, чем нормальных писателей. Просто не думал, что и вы относитесь к этим гениям.
     18:14 11.03.2019 (1)
2
Нет, здесь я отношусь только к редакциям двух толстых журналов.
А к гениям - сообразно должному. Блок, Бунин, Есенин, Пастернак, Кузнецов - мои любимые поэты.
Обижаться мне не на что)
     18:24 11.03.2019 (1)
Сергей, я рад за вас!
     18:26 11.03.2019
1
Вот и добро.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама