Как-то я прочел о короле, который командуя центром своего войска, лично принял участие в битве и даже был ранен в ней. По окончанию сражения, собрав рапорты командующих левым и правым флангами, он вдруг с удивлением обнаружил, что отчеты генералов противоречат друг другу. Более того, они никак не соответствовали его собственной картине битвы.
Будучи в то время студентом, я, не заморачиваясь долго, решил, что королевские военачальники были еще теми аналитиками, да и сам король особой далекостью не отличался. Ведь все-то происходило на их глазах, а вот поди ж ты разобраться что к чему они были не в силах.
Теперь, вспоминая себя в те годы, я только диву даюсь, каким болваном был тогда. Сегодня, потеревшись достаточно среди людей, я понял, что удивляться следует не разнобою в их мыслях, а, наоборот, согласию мнений в тех редких случаях, когда это случается.
Взять какую-нибудь простейшую житейскую историю – всегда обнаружится на нее несколько точек зрения, иногда и вовсе несовместимых. Или вот события в стране и мире…
У меня давно стойкое впечатление, сколько аналитиков, хоть профессиональных, хоть доморощенных, столько и взглядов на все, чтобы ни произошло сегодня. Это при том, что мы все очевидцы этих фактов, да и печатных материалов куда как в избытке. Но вот удивительно, чем дальше по времени отстоят от нас события, тем безапелляционней судят о них историки, тем единодушнее они в своих мнениях. Не знаю уж, как они умудряются давать оценку преданьям старины глубокой, когда ни одного свидетеля нет в живых, а документы по большей части либо утеряны, либо, того лучше, уничтожены. Воля ваша, но что-то концы с концами здесь не сходятся.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Спасибо за удовольствие при прочтении!
Я думаю, что объяснение согласованности позиции историков весьма простое:
В истории, как части эволюционного процесса, выживает наиболее
живучая точка зрения, которая совсем не всегда соответствует фактам прошлого,
но зато наиболее гармонирует с интересами современности.
А чем дальше события от настоящего, тем меньше влияют на него,
и поэтому не требуется их подстраивать под переменчивые потребности текущего момента
или запутывать вбросами плюрализма мнений.