Тип: Заметка | Раздел: О людях | Автор: Гэл | Оценка: 5 | Баллы: 28 | Читатели: 864 +1 | Дата: 21:19 12.11.2019 |
| |
«Девочки танцуют на лужайке» | |
Фридл Дикер. Терапия добраИмя этой выдающейся австрийской художницы еврейского происхождения, оставшейся до конца верной своему делу и заложившей основы современной арт-терапии во время занятий рисованием с детьми в концлагере, известно немногим.
Фридл Дикер родилась в Вене в 1898 году. Будущая художница рано лишилась матери, воспитывал ее отец, владелец писчебумажного магазина, где девочка впервые увидела краски. Но отец не разрешал трогать товар, и Фридл, послушная дочь, всю жизнь, уже став художницей, рисовала на плохой бумаге, поэтому нынешним реставраторам так трудно восстанавливать ее работы.
После учебы в главной авангардной школе Европы, проявившей ее яркий и пластичный талант, Фридл пробовала свои силы в разных областях искусства: живописи и дизайне, оформляла книги, создавала агитационные коллажи, театральные декорации, скульптуру, кружево, игрушки, ювелирные украшения, архитектурные проекты.
Ей выпало жить в очень тяжелый период ХХ века, ее юность пришлась на Первую мировую войну, а потом к власти пришли фашисты, и жестокая реальность вошла в её жизнь.. Главным стало не только выжить, а сохранить в себе Человека, не дать своему внутреннему Я сжаться, покрыться плесенью или просто исчезнуть под напором насилия и страха. Фридл это удалось, потому что её душа была до краёв наполнена Любовью.
Когда пришел ее черед отправляться в гетто, Фридл взяла с собой краски, кисти, карандаши, бумагу, альбомы по живописи – сколько смогла (при положенных пятидесяти килограммов багажа на человека). На входе в Терезин охрана не посчитала все эти художественные принадлежности «ценностями», и их не отобрали.
Так с 1943 года в «доме для девочек» Терезина начались уроки рисования, а Фридл стала целительницей детских страдающих душ в фашистском гетто. Художница знала, что война рано или поздно закончится, и тогда хотя бы часть обитателей Терезина выйдет на волю. А какими они оттуда выйдут – это было важнее всего.
Ее уроки рисования и гуманизма позволили ученикам сохранить себя до конца. Фридл очень любила детей. Любила - это даже не то слово. Рано оставшись без матери, она мечтала о собственном малыше, но жизнь не дала ей такой возможности. И всё же последние полтора года жизни художница провела в окружении детей. Некоторые из них, чудом оставшиеся в живых, вспоминали о Фридл, как об Ангеле-хранителе. Без слёз читать эти воспоминания невозможно…
Она могла уехать в Палестину, но оказалась в Терезинском гетто, потому что её супруг, Павел Брандайс, разрешения на эмиграцию не имел.
Она могла пережить войну, но в 1944-м Павла отправили "на строительство нового лагеря", и Фридл вызвалась добровольно уехать в Освенцим вслед за мужем. Перед отъездом в лагерь смерти она упаковала в два чемодана все работы своих учеников (несколько тысяч) и оставила их коменданту «дома для девочек» на хранение. На удивление, работы сохранились…
Одна из них - «Девочки танцуют на лужайке», Аниты Спицовой (6 января 1933 – 4 октября 1944, Освенцим).
Её я разместила на страничке.
Как и многие другие узники Освенцима, Фридл закончила свою жизнь в газовой камере.
|