Заметка «Самара»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 34
Читатели: 1302 +1
Дата:
«Самара»
Предисловие:
Ах, Самара, городок…

Самара

Единого мнения о происхождении слова САМАРА у наших учёных нет. Да и откуда ему взяться при современном положении, когда кругом сплошные противоречия и нестыковки?

Итак, из Википедии известно, Самару объясняет:
• Ахмед ибн Фадлан (921 г.) от реки Самур (иран.)  — БОБР, ВЫДРА. (А может, от самураев произошла Самара? ))) Версия ничуть не хуже).
• Макс Фасмер от татарск., чувашск. Самар, калмыцк. Самр, чагатайск. Самар — МЕШОК.
• В. Ф. Барашков от монгольского с а м а р – ОРЕХ.
• И. Никольский от иранского корня «сам» или «шам» или венгерского «семар» — пустыня, степь + венгерский корень «ар» — СТЕПНАЯ РЕКА. (Богатая фантазия).
• Юрий Федосюк от старорусского «самара», «самарка» — ДЛИННОПОЛАЯ ОДЕЖДА. 
Кроме того, Википедией приняты версии происхождения слова:
• от имени сына Ноя Сима (Сама), якобы владевшего землями от волжских и самарских берегов на юго-восток, включая и страны Азии. (???)
• от названия города Самарканд.
• от библейской Самарии.
• от греческого слова «SAMAR» — купец, торговец и «RA» - древнего названия Волги.
• от арабского «сурра мин раа» — ОБРАДУЕТСЯ ТОТ, КТО УВИДИТ (город Самарру).
• от монгольского «samura, samaura» — СМЕШИВАТЬ, МУТИТЬ.

Вот уж действительно намутили. Хорошо, что ещё не толкуют Самару от омаров. А что, вполне в духе мешков с орехами да бобров с выдрами.

Кроме того, в переводе с санскрита утверждается, что слово САМАРА означает ЛЕТО (санскр. амар).

Причём здесь лето, когда в санскрите есть слово МАРА, означающее буквально смерть? Плюс санскр. СА – в одном значении имя нашей Вселенной; в другом – са – вместе с, объединение, соединение.  Получается: ВМЕСТЕ С МАРОЙ или ВСЕЛЕННАЯ МАРЫ.
И ничего здесь зловещего нет, потому что Мара – Богиня не только Зимы, Ночи, Смерти, Вечного Сна и Вечной Жизни. Она же является богиней справедливости и правосудия.

Ещё в санскрите есть целое слово САМАРА – битва, бой, сражение. И по смыслу это значение слова не противоречит Маре. Ведь зимой она лютует по всей земле вьюгами да морозами.

Почему-то никто не увидел в данном слове имени древней Богини МАРЫ. Или не захотел увидеть по неизвестным причинам. Не замечать очевидное у нас любят…

Мару почитали и славили не меньше остальных богов. Её имя, и ничьё другое, сохранилось в топонимах и гидронимах не только нашей страны:
• Самара — город в России, областной центр
• Самара (Еврейская автономная область) — село в Октябрьском районе Еврейской автономной области
• Самара (Иркутская область) — село в Зиминском районе Иркутской области
• Самара (Ленинградская область) — деревня в Тихвинском районе Ленинградской области
• Самара (Орловская область) — посёлок в Дмитровском районе Орловской области
• Самара (Михайловский район) — деревня в Михайловском районе Рязанской области
• Самара (Тверская область) — деревня в Осташковском районе Тверской области
• Самарра́ (араб. سامراء‎) — город в Ираке, столица древнего Аббасидского государства на берегу Тигра V тыс. до н. э.
• Самарканд —  основанный по преданию правителем Шамар (Самар), по археологическим данным, в VIII веке до н.э.
• Самара (Белопольский район) — село в Сумской области Украины
• Самара (приток Амура) — река, приток Амура
• Самара (приток Волги) — река, приток Волги
• Самара (приток Днепра) — река, приток Днепра
• Самара (приток Кади) — река в Пермском крае               

Википедия считает, что впервые Самара как река упоминается в записках секретаря арабского посольства и путешественника Ахмеда ибн Фадлана (921 год) под названием «Самур».  А топоним «Самарха» (Самара) является скифским и присутствует в  «Хронике» (лат. Chronicon, 1130/1131—(1135) гг.) Гуго Сен-Викторского. Легенда Эбсторфской карты отмечает, что город «Самарха … в Скифии». Уже кое-что…

Интересные сведения я прочла у Егора Ивановича Классена в книге «Древнейшая история Славян и Славяно – Руссов»:

«Мы видим по истории только одно сарматское племя – Алан, вышедших частью из пределов обширнейшей Сарматии и образовавших особое государство – Аланию – на пределах Франции (в нынешнем Соммском департаменте), на реке Сомм (древней Самаре)» (с)

И ещё:

«У Птолемая Алане названы Скифами, у Маркиана – Сарматами, а в грузинской истории – Россями. Аммиан описывает их как Руссов…  река, называемая ныне Somme, орошавшая некогда поля древней Алании, … называлась в то время Самарою, а город, построенный на обоих ее берегах, нынешний Amiens, (Амьен) носил имя Самаробреги (берега Самары)». (с)
Неожиданно, не правда ли!

А Википедия гласит, что
«Галльское поселение на месте нынешнего Амьена называлось Самаробрива («Мост через Самару (Сомму)»). Римляне именовали данный город Самаробри́ва Амбиано́рум (лат. Samarobriva Ambianorum) или Амбиа́нум» (с)
и
«Га́ллы — племена кельтской группы, жившие на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии) с начала V века до н. э. до римского периода». (с)

Мало того, что Википедия сама себе противоречит, утверждая, что впервые гидроним Самара упоминается в 921 году, она ещё и замалчивает сведения. В списке гидронимов французской реки Somme (древней Самары) нет.

Продолжим.

Самари́я есть и у иудеев  (ивр. ‏שומרון‏‎ [Шомро́н]).
Это историческая область Израиля. Самария была столицей Израильского царства в 875 — 722 до н. э.
Согласно иудейскому вероучению, самаритяне — потомки гутиев, переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, и принявшие неклассический иудаизм.  Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто.

«Самария – грецизированное произношение ханаанейского Шумерон, что значит "маленький Шумер". В действительности сами евреи никогда не считали самарян своими кровными родственниками. По Иосифу Флавию это был иранский народ "хуфейцев", известный как индоарии гутии (kuti'im). Сами самаряне считали себя потомками мидян и персов, и заявляли, что «как по своему происхождению, так и по своим обычаям, мы не имеем ничего общего с иудеями»»(с)

В России тоже есть похожие переселенцы. Томский этнограф Галина Ивановна Пелих установила, что за десять поколений до прихода Ермака «большой массив русских людей» численностью в десять тысяч семей переселился в Сибирь в XIV веке, а до этого они жили «за Доном у тёплого моря» на реке Самаре. Их потомки до сих пор называют себя самарцами.

И ещё:
Санскритская «Самара Сутрадхара» (написана в IV веке до н. э. на основании более древних текстов), представляющая собой научный трактат, рассматривает под всеми возможными углами воздушные путешествия на виманах. Содержит 230 глав, рассказывающих об их конструкции, взлёте, перелёте на тысячи километров, нормальной и экстренной посадке, и даже о возможных столкновениях с птицами…
Название трактата можно понять из значений составляющих слов:
САМАРА – битва, бой, сражение, Сутра – нить, Дхара – поток.
Кстати, Мара кроме прочего является ещё и богиней космоса…


Считается, что основание русской крепости Самарский городок в Самарском урочище произошло в 1586 г. по указу царя Фёдора Иоанновича. А свастика на глиняном сосуде, найденном в этом городе, датируется 4000 годом до н.э….

















Послесловие:

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:27 13.11.2020 (1)
1
Здравствуйте, Оля! Как всегда познавательно и очень интересно.
Я бы ваши рассказы о городах и культуре объединил в отдельный альманах - "Познай страну". Можно иначе назвать. Удивлен, что редакции это не интересно и нет у вас отдельных оценок за такую огромную, проделанную работу. 
 
     08:04 14.11.2020 (1)
Благодарю, Никита Антонович!
Неважно, интересно это редакции или нет.
Я делаю то, что МНЕ интересно, без расчёта на
какие-то отдельные оценки.
     09:56 14.11.2020 (1)
Тогда, еще раз выражаю вам почтение и благодарю за столь серьезный труд, дающий нам возможность лучше познать родное.

С превеликим уважением   ваш читатель Н.А.
     11:34 14.11.2020
Благодарю, Никита Антонович!
     21:48 13.11.2020 (1)
1
До чего же милы и красивы города нашей Родины. Спасибо Ольга.
     08:06 14.11.2020
Благодарю, Александр!
Гость      22:18 13.11.2020 (1)
Комментарий удален
     08:05 14.11.2020
1
Да, Лена!
Благодарю!
     21:30 13.11.2020 (1)
2
Здравия, Ольга! А ещё сами арии. К самарянам не ходите. (За чем? Они в курсе).
     08:00 14.11.2020
Доброе утро, Дамир!
Да, к самаритянам не ходите, ибо безгрешны они...
Верно!
Благодарю за напоминание.
     18:28 13.11.2020 (1)
Спасибо, интересно!
     18:30 13.11.2020 (1)
1
Благодарю, Леонид!
     18:42 13.11.2020
     16:28 20.11.2019 (1)
1
СА – в одном значении имя нашей Вселенной; в другом – са – вместе с, объединение, соединение.  Получается: ВМЕСТЕ С МАРОЙ или ВСЕЛЕННАЯ МАРЫ.
Мне это по душе. Думаю, что так оно и ест на самом деле. 

     16:41 20.11.2019 (1)
1
Привет!
Мне тоже по душе. И я рада нашему созвучию. )
     16:33 02.12.2019 (1)
1
Привет, Оля! Только что прочла твой ответ. Прости, что редко бываю. Но прочитать у тебя всегда рада. 
     16:57 02.12.2019 (1)
1
     18:37 02.12.2019
     01:35 20.11.2019 (1)
2
В  армянском языке  есть  обращение АРА - это  по  русски  ЭЙ. И  вот  когда  армянские  купцы кричали  русским  купцам  в этом  поселении АРА.   им  отвечали -  сам ты  ара!  Вот    тех  пор  и  пошло Сам-ара. Я  так  думаю,  но  не  утверждаю,  ибо  всякое  может  быть.  Я  часто  задумываюсь,  почему  корову  назвали  коровой?
     07:51 20.11.2019 (1)
1
Интересно, но маловероятно потому, что САМАРА встречается не только на русской земле.
В санскрите корова - гавайи.
     11:50 20.11.2019 (1)
1
На  Тюркских наречиях корову  называют Мал,  а  иногда  Сигир,   много  раз  просил  разъяснить почему  так? Внятных  объяснений  не  получил.
     11:59 20.11.2019 (1)
1
Сигир - интересно. Почти снигирь в смысле снегирь. ))
Вряд ли кто-то сможет со 100 % уверенностью объяснить, почему то или иное слово называется так или иначе.
     12:09 20.11.2019 (1)
1
Про  нашего Снегиря  понятно,  зимняя  птичка,  ассоциация  со  снегом, да  и  многие названия  в  славянском произношении    объяснимы.  Они  рождены  окружающим  нас миром.
     12:15 20.11.2019 (1)
Не только миром.
Вот, например, есть такой город Белая Калитва в Ростовской области.
Почему его так назвали? Ведь калитва в санскрите - чёрный.
Получается несуразица. )
     15:31 20.11.2019 (1)
Просто  не  надо  совмещать   то  или  иное  значение  слова в  разноязычных  вариантах.
     16:39 20.11.2019
Наоборот, это надо делать. Санскрит объясняет многое.
Например, С. В. Жарникова, советский и российский этнограф, искусствовед, кандидат исторических наук, давно выявила множество санскритских субстратов в топонимах и гидронимах Русского Севера. Читайте её книги и поймёте, что санскрит русскому языку не чужой.
Гость      14:49 19.11.2019 (1)
Комментарий удален
     15:18 19.11.2019 (1)
1
Кому надо - однозначно докопаются.
Кому не надо - и начинать не стоит. ))
Гость      16:30 19.11.2019 (1)
Комментарий удален
     16:40 19.11.2019
1
     20:01 18.11.2019 (1)
1
Крепкий орешек Самара)))
     20:08 18.11.2019
1
Точно! )
Гость      18:01 18.11.2019 (1)
Комментарий удален
     18:05 18.11.2019 (1)
1
Да ради бога. ))
Я разве против...
Гость      18:07 18.11.2019 (1)
Комментарий удален
     18:09 18.11.2019 (1)
1
Не в курсе. Может, кто-нить признается. )
Гость      18:11 18.11.2019 (1)
Комментарий удален
     18:16 18.11.2019 (1)
1
Клонами нас не удивишь.
Посмотрим, кто подхватит идейку. )
Гость      18:22 18.11.2019 (1)
Комментарий удален
     18:28 18.11.2019 (1)
1
Нещасными никто называться не захочет. Голимыми - тоже. ))
И м...даком кто-нить тоже вряд ли назовётся. А ведь в одном словаре санскрита я прочла, что м...дак - это атеист. ))))
Гость      18:32 18.11.2019 (1)
Комментарий удален
     18:36 18.11.2019 (1)
1
О ласкательном прозвище там ничего нет. ))
Гость      18:38 18.11.2019 (1)
Комментарий удален
     18:42 18.11.2019 (1)
1
Не-а, не было.
Как вы думаете, слово пар...ша матное?
В санскрите это боевой топор. )))
Гость      18:45 18.11.2019 (1)
Комментарий удален
     18:47 18.11.2019 (1)
1
Исчерпывающее объяснение. ))))
Гость      18:52 18.11.2019 (1)
Комментарий удален
     19:38 18.11.2019
1
История рассудит...
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама