Заметка «Истина существует. Андрей Зализняк»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 480 +1
Дата:

Истина существует. Андрей Зализняк

          29 декабря 2019 года в память о выдающемся учёном Андрее Анатольевиче Зализняке на "Радио России" вышла в эфир передача из цикла "Факультет ненужных вещей".
          Программу можно прослушать в записи:

Здесь

          Длительность программы 50 минут.

          5 января выйдет в эфир вторая программа, посвящённая замечательному российскому лингвисту.

          Записи лекций Андрея Зализняка можно найти в интернете.
          Вот одна из них:



Реклама
Обсуждение
     22:08 04.01.2020 (1)
Украинцам надо слушать эту лекцию с 1ч. 25мин. )
А вообще, очень затянуто вначале. Буквально целый час об одном и том же.
     22:33 04.01.2020 (1)
Ну, сама фамилия Зализняк явно может служить аргументом в пользу того, что антиукраинским настроениям Андрей Анатольевич совершенно чужд.
И о нашем, российском любительском языкознании Андрей Анатольевич говорит не меньше. Наоборот, значительно больше!

О затянутости.
Мало того, что затянуто, академик Зализняк (как и вообще многие учёные и, как ни странно, зачастую именно гуманитарии (Лев Гумилёв), паче того - филологи, лингвисты (Лотман, например) в живой речи настолько не красноречивы, что - ужас! И экают, и мекают, и сбиваются, и перескакивают, и гласные глотают, и окончания не договаривают... Короче, идеальный образчик для того, чтобы нам самим убедить самих себя, что, мол, мы-то каковы! Уж если лингвисты так косноязычны, то мы-то в сравнении с ними - дикторы ЦТ!
Ну, это, конечно, шутка.

Не думаю, что затянуто. Зализняку нужно было утвердить опорные моменты своей лекции.
Спонтанная речь (хотя лекция - это вообще-то не экспромт) интеллектуала потому и именно оттого зачастую так трудна (первоначально) для восприятия, что всегда в подобных случаях мы - не просто жующие жевательную резинку зрители шоу. Нет! Мы присутствуем при рождении мысли. Мы видим процесс мышления. А мысль рождается всегда трудно. И в этом-то и состоит наслаждение и очарование "следовать за мыслями великого человека". Как мысль материализуется в слово, пусть ещё не отшлифованное, но уже - произнесённое!
Именно поэтому буквально через несколько минут перестаёшь обращать внимание на эканье и скороговорчатость Лотмана, не замечаешь, что Лев Гумилёв не выговаривает треть алфавита, не обращаешь внимания на заминки и какие-то речевые паузы Зализняка... Всё это отступает на какой-то совершенно дальний план. Главное - сопричастие к чуду рождения мысли.
Думаю так.
     22:46 04.01.2020 (1)
А я и не говорю об его антиукраинских настроениях. Я о том, что истина существует.)
Для того, чтобы не обращать внимание на затянутость, надо иметь достаточно свободного
времени, а его у меня не  было. Мысль же была ясно обозначена с самого начала.
     23:17 04.01.2020 (1)
Ещё одно свойство выдающихся учёных - способность к самокритике. Зализняк и сам в середине лекции, взглянув на часы, заметил, что несколько "затянул". Это штрих, конечно, деталь, но хотелось отметить.

Вообще, как всякое состоявшееся событие, выступление акад. Зализняка, разумеется открыто для критики.
Например, на ютюбе написали о не очень удачном примере с "net" и "нет".
Я тоже, когда смотрел, подумал, что несколько "уязвимое", так сказать, это место. Правда, я подумал не о тенетах, которые привёл комментатор на ютюбе, а просто о старинном русском слове нети. Которое буквально и означает "сети" (находиться у кого-либо  в нетях, поймать в нети, угодить в нети). Но это ещё раз говорит о том, что лекция Зализняка - не какая-то идеально выверенная заготовка, от которой он ни на шаг, а именно живое общение. Возможно, у него случайно выпал из памяти этот (контр)пример (довод) с нетями, который, безусловно, может послужить мощнейшим аргументом апологетам любительского языкознания. Хотя, с другой стороны, трудно допустить, что у него что-то может выпасть из памяти - настолько это мощный ум. И Зализняк сразу оговорился, что в совершеннейшую детализацию он всё-таки входить не может, поскольку язык необъятен, а лекция, напротив, ограничена во времени. В конце концов, он объяснил бы, думаю, и этот контрпример (кабы он возник), но не стал углубляться, справедливо полагая, что молодому поколению слушателей, находящихся в зале, старинное слово это вряд ли известно, так что вопросов у них не возникнет, а его коллеги, сидящие в зале, - "в курсе дела" (среди задавших вопрос был, кстати, и лингвист В.М. Алпатов, они вместе с Зализняком и другими коллегами выпустили в своё время книгу для школьников "Лингвистические задачи", она есть у меня - купил её, ещё будучи школьником, но тогда имя Зализняка мне, конечно, ни о чём не говорило, но я отыскал её на книжной полке и с удивлением обнаружил, что не подозревая о том, я держал книгу Зализняка в руках ещё в 1983 году!).
     17:34 05.01.2020
Мне тоже сразу о слове тенет подумалось. Но у меня не критика,
а скорее впечатление или мнение, которое Зализняк странным образом
связал с постмодернизмом.) И это впечатление заключается в том, что в
первой части он видится мне каким-то обиженным ребенком. Обиженным
на то, как общество относится к самой науке лингвистике и ученым-лингвистам
по отношению к ученым- математикам и физикам. Насколько авторитет последних
выше. Отсюда эти повторы в попытке убедить аудиторию, что это не так.
Реклама