Духовность — всегда связана с Творцом, с Отцом. Узкий путь между жизнью вечной и вечной погибелью.
Иначе — это всего лишь то, о чем трещат разноголосые, предприимчивые «коучи», теша самолюбие тех, кто падок на самоутешение и самоублажение. Подобие «духовности», иллюзия, внушенная лукавым, играющем на человеческой гордыне. Жизнь души, самонадеянно поставленной в центр воображаемого мира. Уровень культуры, список знаний, груда трескучих убеждений. Набор самомнений, понравившихся чьих-то цитат…
Культурные аксессуары нашего эго, отобранные из окружающего мира по принципу удобства, украшательства душевной жизни. Нематериальная мишура, превращённая нами в подобие идола.
Часто в порывах самообольщения это называют «Богом в душе», или — «верой в Нечто Высшее»», в некий «Космический Разум» и т. п.
Слегка приправленный мистикой, облагороженный, гальванизированный воодушевлением, светский гуманизм. И это — всё…
Люди, чья жизнь соприкасается с духовностью, о духовности не говорят, и никого не учат «духовной жизни». Они учат каким-то простым вещам, казалось бы, не имеющим отношения к «горним мирам» и «воспарениям духа». Молчанию, терпению, смирению, заботе о другом, умению не мелочиться, не мстить, не гневаться, не завидовать, помнить всегда о том, что все люди - грешны, и ты - ничем не лучше других. Радости, благодарности, совестливости, прощению, снисходительности к чужим ошибкам, взыскательности к собственным.
О благодати не рассказывают, потому что — невозможно, наверное, объяснить это ни словом, ни логикой, ни толкованием смыслов. Лишь — передать, бесконечно отражая это невидимое, бесплотное сияние в слове, чувстве, логике, в звуках, образах, смыслах...
P.S. Иду в неведомый мне путь, Иду меж страха и надежды; Мой взор угас, остыла грудь, Не внемлет слух, сомкнуты вежды; Лежу безгласен, недвижим, Не слышу братского рыданья, И от кадила синий дым Не мне струит благоуханье. Но вечным сном пока я сплю, Моя любовь не умирает. И ею, братья, вас молю, Да каждый к Господу взывает: Господь! В тот день, когда труба Вострубит мира преставленье, Прими усопшего раба В Твои блаженные селенья.
...............отрывок из поэмы А. К. Толстого (1817—1875) «Иоанн Дамаскин»
Услышал и не смог выбросить из головы эту музыку. Потом узнал, сколько скрыто драматических событий в ней, сколько невидимых связей в этом сочинении - и с романом "Анна Каренина", и с повестью "Крейцерова соната"... Но пересказывать не буду. Потому что музыка эта - прекрасна сама по себе, без чьих либо мемуаров.
Послесловие:
Сергей Танеев (1856–1915) Иоанн Дамаскин, соч.1 (1874), кантата для хора и оркестра (на слова Алексея Константиновича Толстого) Первая часть.
Видеомонтаж - П. Фрагорийский