Заметка «Песенная история (часть третья)» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 24
Читатели: 1398 +1
Дата:
Предисловие:
При работе над поиском известных и малоизвестных песен о войне, мне почему-то вспомнились два старых советских фильма: "Отпуск в сентябре", снятый по пьесе А.Вампилова с Олегом Далем в главной роли и "Единственная", по рассказу Павла Нилина с Валерием Золотухиным в главной роли.

Они основательно подзабыты сейчас, но попытаюсь вкратце напомнить их содержание.

В первом из них главный герой - дождь. Беспросветный, нудный, он как будто олицетворяет собой безысходную депрессию в душе главного героя Зилова, у которого, вроде бы все есть, и квартиру новую дали, и жена его любит, но вот у героя - душевный кризис. Он пьет, заводит беспорядочные романы, обижает друзей, в конце концов, чуть ли не стреляется из подаренного ему ружья, но, к счастью, изменяет решение и отправляется на утиную охоту - единственное, кажется, занятие, к которому у него не потерян интерес. Фильм прекрасный, наполненный глубоким смыслом, и Олег Даль сыграл своего героя превосходно.

А во втором - главный герой Николай Касаткин в исполнении В.Золотухина никак не может разобрать верна или не верна ему любимая жена, мечется, мучается, подозревает всех и вся, уходит от жены, женится на другой, свадьбу гуляет с размахом в том кафе, где его бывшая  жена работает, в итоге несчастлив сам и несчастливы люди вокруг.

В конце концов один из героев говорит ему: 

- Значит, в армии ты был, а на войне не был? По возрасту, значит, не успел? На снегу, значит, под пулями не лежал? В весеннюю распутицу по грязи не ползал? И бомбежке тоже не подвергался? Нет? Сухари, значит, в снеговых лужах после пожара не размачивал? Нет? Ага, ну ладно. Живешь-то где, — в подвале, в сырости? Ах, нет. В отдельной, значит, квартире? Уборная-то где, на улице? Ах, тоже в квартире?... Ну, всё понятно. Ты дурью мучаешься, Касаткин, с жиру, так сказать, бесишься. Выбрось всё это из головы напрочь и займись делом. 

Произведения, конечно, замечательные и фильмы тоже. А почему вдруг они мне вспомнились при поиске военных песен?.. Просто подумалось: люди в минуты суровых испытаний, в страшнейших условиях войны, что называется, опаленные огнем и мечом, слагали  прекрасные жизнеутверждающие песни. Воодушевляли, вселяли надежду словом и музыкой. И выстояли, и победили. И многие личные переживания, "кризисы", "страдания" и "экзистенциальные вакуумы" как-то сами собой исчезали, а если не исчезали, то заслонялись чем-то более главным и глобальным, и становились на его фоне мелкими и незначительными.
 
А тут - маются вроде бы как на пустом месте и покоя себе и другим найти не могут. Или это неистребимое свойство человеческой натуры - придумывать себе страдания?

Неужели людям, для того чтобы быть счастливыми и жизнелюбивыми, нужны войны и потрясения?..

Вот, уж поистине - есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам...

Песенная история (часть третья)

БАРОН ФОН ДЕР ПШИК. муз. Ш.Секунды, сл. А.Фидровского.

В 1942 году был сделан решающий поворот в войне. Миф о блиц-криге был развенчан. Но врага били не только на фронте, его уничтожали идейно, выставляли на посмешище.
В октябре 1942 года поэт-моряк Анатолий Фидровский написал сатирические куплеты о хвастливом немецком бароне, мечтавшем «покушать русский шпик». Стихи были написаны специально на мелодию популярной еврейской песни Шалома Секунды, ставшей мировым шлягером - Bei mir bist du schön («Для меня ты прекрасна»). Мелодию этой песни мы знаем прекрасно под названием «В Кейптаунском порту», а еще  по шуточным куплетам «Старушка не спеша дорогу перешла».

Прекрасным  исполнителем этой песни был Леонид Утёсов. На каждом концерте зрители требовали от Утёсова исполнить «Барона фон дер Пшик.» Это побудило Московский Дом звукозаписи пригласить Леонида Осиповича со своим оркестром для записи песни на пластинку.

Первая запись была сделана в 1943 году.

Барон фон дер Пшик
Покушать русский шпик
Давно собирался и мечтал.
Любил он очень шик,
Стесняться не привык,Заранее о подвигах мечтал.
Орал по радио,
Что в Сталинграде он,
Как на параде он, и ест он шпик!
Что ест он и пьёт,
А шпик подаёт
Под клюквою развесистой мужик.
Барон фон дер Пшик
Забыл про русский штык,
А штык бить баронов не отвык.
И бравый фон дер Пшик
Попал на русский штык –
Не русский, а немецкий вышел шпик!
Мундир без хлястика,
Разбита свастика.
А ну-ка влазьте-ка на русский штык!
Барон фон дер Пшик,
Ну где твой прежний шик?
Остался от барона только пшик!


Медсестра Анюта  (муз. Ю.Слонова, сл.М.Французова)

В самом начале войны композитор Юрий Слонов записался добровольцем на фронт и попал на  Черноморский флот. Во время героической обороны Севастополя, он писал песни и музыку для фронтового оркестра.

Как-то раз, во время посещения госпиталя он обратил внимание на то, с каким сочувствием, с какой заботой относились медсестры к раненым морякам.

«Я тогда подумал, что морских песен у нас много, но никогда и нигде я не слышал песни о медсестрах. А разве их героизм, их самоотверженный, тяжёлый труд не достойны песни? Ведь кто, как ни санитарки и сестры оказывали первую помощь раненым на поле воя, нередко под огнём противника, рискуя жизнью? Это они заботливо ухаживали за ранеными в медсанбатах и госпиталях».

О планах написать такую песню композитор рассказал руководителю оркестра лейтенанту Михаилу Французову. Тот вдохновился идеей и написал стихотворение. Слонов вскоре сочинил музыку  и песня и была готова.

«Когда я эту песню только сочинил, я спел её хозяйке комнаты, которую снимал, и её дочери. Они расплакались. Не лучшая ли это похвала автору песни? Но я не предполагал, что она скоро разлетится по всем фронтам, будет известна как среди партизан, так и в глубоком тылу».

Через некоторое время другое стихотворение на эту же тему принёс Юрию Слонову сын бывшего наркома просвещения старший лейтенант Анатолий Анатольевич Луначарский (вскоре он погиб в бою). Слонов и на этот текст написал мелодию, но эта песня оказалась менее удачной и, как говорится, «не пошла».

Слонов  не преувеличивал огромной популярности своей песни «Медсестра Анюта». Она стала народной и мало кому были известны её подлинные авторы.
Как-то после войны Михаила Французова спросили, была ли прообразом героини песни конкретная медсестра по имени Анюта, на что он ответил:

«Да, была... И не одна, а сотни Анют. Тысячи медицинских сестёр, совершавших подвиги, спасая жизнь бойцов. О них никогда не забудут фронтовики».

В годы войны она по какой-то неизвестной причине ни разу не прозвучала по радио и не была записана на пластинку. Но, несмотря на это, она завоевала огромную  популярность в народе, о которой могли только мечтать авторы других песен.

И только  через тридцать лет после войны она впервые появилась в  исполнении певца Владимира Нечаева.


Нашу встречу и тот зимний вечер
Не забыть ни за что, никогда.
Дул холодный порывистый ветер
Замерзала во фляге вода.
Был я ранен, и капля за каплей
Кровь горячая стыла в снегу...
Наши близко, но силы иссякли,
И не страшен я больше врагу.
Мне столетьем казалась минута,
Шёл по-прежнему яростный бой.
Медсестра, дорогая Анюта
Подползла, прошептала: «Живой...
Отзовись, погляди на Анюту,
Докажи, что ты парень-герой,
Не сдавайся же смертушке лютой,
Посмеёмся над нею с тобой!».
И взвалила на девичьи плечи...
И согрелась во фляге вода!
Нашу встречу и тот зимний вечер
Не забыть ни за что никогда.



ЗАВЕТНЫЙ КАМЕНЬ муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова

Песня очень известная, не побоюсь этого слова, великая. Особенно она потрясла меня в изумительном исполнении  Дмитрия Хворостовского, светлая ему память.

И, тем не менее, несмотря на ее известность, хочется еще раз вспомнить историю ее создания.

Летом 1941 года советские моряки героически обороняли от фашистов свою святыню - город Севастополь. В воинские части были откомандированы писатели, поэты и композиторы с единственным заданием - поднимать дух бойцов, фиксировать в своих произведениях их подвиги. Среди них были известный поэт Александр Жаров и молодой композитор Борис Мокроусов. Став свидетелями кровопролитных  боёв  за  каждую  пядь  севастопольской земли, они решили создать песню, и Жаров даже написал первую строку:
«Холодные волны вздымает лавиной широкое Чёрное море».

Но Севастополь уже был на грани сдачи врагу, продолжить написание песни не удалось, а  Жаров с Мокроусовым были откомандированы на разные фронты.

И вот, летом 1943 года, Борис Мокроусов, будучи проездом в Москве, прочитал в газете «Красный флот" рассказ писателя Леонида Соловьева (да-да, того самого знаменитого автора дилогии о Ходже Насреддине»!) «Севастопольский камень», в которой рассказывалось о безымянном герое-матросе, защитнике Севастополя. Умирая, он просил товарищей передать кусочек гранита от памятника погибшим кораблям тому, кто освободителем вернётся в город и положит его к памятнику.

«Образ легендарных последних защитников Севастополя стал преследовать меня денно и нощно. Кто же этот последний защитник-герой? Кто же они, эти моряки, гибнущие в неравной борьбе и несущие в своих тельняшках священный гранит крымской земли?», - вспоминал впоследствии Мокроусов. И почти мгновенно под впечатлением прочитанного родилась знаменитая ныне мелодия.

Тогда он вспомнил о задуманной с Жаровым песне. К счастью, Жаров в это время тоже был в Москве, они встретились и вот как поэт вспоминал эту встречу:

«После того, как Мокроусов показал мне музыку, стихи я написал почти мгновенно, так как подготовлен к этому был ещё в те дни, когда мы оба были в Севастополе. Легенда о Севастопольском камне не была легендой в обычном понимании этого слова. Многие матросы, покидая по приказу командования священную землю Севастополя, брали с собой горстку этой земли или кусочек гранита и клялись вернуть их обратно, возвратиться сюда с победой.
Закончив песню, мы показали её в редакции газеты «Красная звезда», где она и была напечатана. А через некоторое время её передали по радио. Но, к сожалению, она не прозвучала так, как этого нам хотелось.»

Еще одно интересное упоминание об этой песне — «Рассказ-хроника» Д.И.Ортенберга, главного редактора газеты «Красная звезда» в годы войны:

«Поскольку веду речь о Севастополе, не могу не вспомнить песню Александра Жарова «Заветный камень», опубликованную в «Красной звезде» спустя много месяцев после ухода наших войск из Севастополя. Историю этой публикации стоит рассказать, потому что песня быстро стала популярной, поют ее и сейчас. Александр Жаров в своем письме ко мне уже после войны объяснил:
«В начале 1943 года я приехал с Северного флота в Москву, где в это время оказался и Мокроусов. Мы все бросили ради работы над песней, задуманной в 1942 году в Севастополе. Работали недолго. Недели две. Сделали экземпляр для опубликования.
Пошли к редактору  главной газеты «Красный флот». Редактор собрал всех сотрудников. В его кабинете слушали песню в исполнении самого Мокроусова. Спел он ее негромко, но с большим чувством. Два раза спел. Задумались флотские журналисты. Понравилась песня. Но…
— Не рано ли выступать с ней? С одной стороны, песня драматична, а с другой, очень категорична в предсказании нашей победы в Севастополе. Не рано ли?
— Давайте подумаем. Посоветуемся в Главном политическом управлении флота. Оставьте стихи, — предложили краснофлотцы.
Но мы не оставили. Мокроусов сказал, что ему надо немного подправить ноты. И прямо из редакции «Красного флота» поехали в редакцию «Красной звезды» и здесь были приняты главным редактором.
— С чем пришли, моряки? — спросил он нас.
— С песней. С боевой песней, но…
— Что «но»?
— Дело в том, что это морская песня.
— Сие не важно. Главное, чтобы песня хороша была.
В библиотечной комнате редакции «Красной звезды» в том же исполнении прозвучал наш «Заветный камень». Прозвучал дважды.
— Ну как, хороша песня? — спросил набежавших слушателей главный редактор.
— Отличная! За душу берет… Но…
— Никаких «но»! — сказал главный редактор. — Готовьте ее, дадим в номер.
Так оно и было».
Настоящий успех пришёл после того, как песню исполнил Леонид Утёсов. Именно он - на эстраде и по радио - сумел по-настоящему донести её до слушателя.

Песня «Заветный камень» была в репертуаре Утёсова одной из самых любимых, он называл её «царь-песней»:
«Когда я услышал «Заветный камень», меня эта песня необычайно взволновала. Взволновала потому, что это рассказ о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу...
Это песня не только сегодняшнего дня, она и в будущем будет принадлежать людям. Она будет говорить о той великой победе, которую завоевал наш, народ».

Но надо упомянуть и об одном важном факте в истории этой песни. Александр Жаров рассказывал, что ему довелось быть в Севастополе в июле 1944 года, уже после освобождения города. Он был очень обрадован, услышав, как один из отрядов морской пехоты распевал песню «Заветный камень». Но, как же поэт был удивлен, когда  ему предъявили шутливую претензию по поводу одного из куплетов, который был написан в будущем времени: «Взойдёт на утёс черноморский матрос, кто Родине новую славу принёс». После этого Жаров изменил время на прошедшее:


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:56 31.01.2020 (2)
Знаю эти замечательные песни. Они очень своевременно  появились. Вообще все песни военных лет имели огромное значение, великую ценность. Спасибо, Ляман
     21:00 31.01.2020 (1)
1
Видела я там рассуждения об Анне Карениной. Думаю примерно также об этом персонаже. Недавно перечитала книнв, историю  Анны вообще пропускала. Самре важное там для понимания исторической эпохи  - линия Левина,  деревни, посткрепостнической России  (хозяйствование в деревне), колоссальнейшее исследование картины жизни и причин дальнейших бед. Жаль, что многие читатели  в этой линии и не пытаются разобраться
     21:09 31.01.2020 (1)
Да, согласна. Линия Левина, хоть и надо набраться терпения, чтобы ее одолеть, все же более разумная и нормальная.
А эти пафосные умирания Анны: "Ах, пожмите же друг другу руки перед моим смертным ложем! Ах, Алесей Александрович - святой, благороднейший человек"
Да, у этого Алексея Александровича просто божественное терпение. Ситуация на вынос мозга - изменившая жена требует пожать руку ее любовнику!
И он же еще - сухарь, педант и душитель свободы!
У дамочки вообще все с ног на голову!
     21:14 31.01.2020 (1)
2
Линия Левина важнейшая. Не в Левине дело, здесь очень важный исторический момент - как складывалась экономическая жизнь после отмены крепостничества, как хозяйничали помещики, как начинала формироваться сельскся буржуазия. Меня вообще с определенного времени не интересуют семейные- любовные описания, а вот исторические реалии - это же сам Толстой, кто же мог так хорошо знать эпоху. А сцена дворянского собрания.! Отбросьте эту семейную шелуху и прочитайте эти главы, самые важные в романе. Я перечитала и была потрясена, как я раньше этого не замечала!
     21:20 31.01.2020 (1)
В том-то и дело, Эми, что мы вообще многого не замечали.
В школе, помню, нам так "обрыдли" "Мертвые души", что мы кроме сладкого Манилова, грубого Собакевича и дубинноголовой Коробочки и не знали.
А совсем недавно прослушала аудиокнигу "Мертвые души" внимательно всю и была поражена: в образе ребенка Павлуши Чичикова Гоголь вывел тип современного бизнесмена, прекрасно усвоившего формулу: товар-деньги-товар.
     21:27 31.01.2020 (1)
1
А вот мой сын сразу  сказал, что ему нравится Чичиков. Русского языка в его школе не изучали, в 11-12 классе он перешел в другую школу, там хоть  дополнительно были уроки русского. И учитель с ними прочитала Толстого, Чехова, Достоевского, Гоголя и др. И потом мне рассказывала с удивлением (мы коллеги, я тоже в этой школе работаю), что сын очень хвалил образ Чичикова. 
Вообще эта  вещь гораздо значительнее, чем то, в каком плане она нам подавалась.
     21:41 31.01.2020 (1)
Да. И глубже, и серьезнее.
И чеховские рассказы гораздо глубже, чем то, что нам преподносилось.
И Тургенев, и Салтыков-Щедрин. Вот его "Пошехонская старина" - идеальный памятник-картина крепостничества. Более страшного и одновременно спокойно-обыденного повествования трудно найти.
     21:48 31.01.2020 (2)
1
Памятник крепостничества для нас уже не так важен, как то, что повлияло на теперешние общественные отношения и ход истории. Ведь многое актуально и теперь. 
     21:51 31.01.2020
Так очень многое в мышлении и осталось с тех крепостных времен. Времена меняются, а мышление остается или рабским, или деспотическим.
     21:50 31.01.2020
1
Вы посмотрите, что произошло с хозяйством, когжа отпустили крестьян, как повели себя эти крестьяне. Посмотрите у Толстого и поймете, почему сегодняшние процессы идут так, а не  инач4
     20:59 31.01.2020
Спасибо огромное, Эми.
Да, это наша память, наша история.
Гость      10:56 31.01.2020 (1)
Понравилось!
     12:50 31.01.2020
Спасибо.
     19:20 29.01.2020 (1)
1
Действительно, нам известны "вьетнамский синдром" - он как-то первым появился "на слуху". "Афганский синдром"... А после Великой Отечественной войны "синдромов" не осталось. Почему, ведь каждая война страшная, а уж с немцами была НУ САМОЙ страшной из них? Да потому, что им было просто некогда - из окопов все вернулись в страну, которую надо было заново строить, поднимать из руин разрушенные города, работы было непочатый край. Фронтовики становились к станку, возглавляли организации, колхозы, заводы, школы, садились за штурвал комбайна - после танка. Что их поддерживало - трудно сказать, но слишком много насущных проблем надо было решить, чтобы осталось время ещё и на внутренние переживания. Переживали, безусловно, помнили, страшно было возвращаться даже мысленно... Поколение, стойкое во всём... 
     19:35 29.01.2020 (1)
1
Вот-вот! Я о том! Вы правильно поняли мою мысль!
Конечно, когда человек обуреваем светлой мечтой - хочет повидать как можно больше интересных мест на земле (не потому что модно, а потому что интересно), когда стремится что-то прочитать, учиться, сделать что-то красивое  - то это не дурь. Это замечательное желание познания, жажда жизни. И препятствовать реализации этих желаний, высмеивать их нельзя.
Но, когда человека не подвергают гонениям и лишениям, не ломают ему жизнь, его близкие живы и не покалечены, ему есть где жить, и условия жизни нормальные, есть кусок хлеба с маслом и книга в руках, т.е. основная база материального и духовного для самосовершенствания), а он вдруг а пустои ровном месте  начинает выдумывать себе "экзистенциальный вакуум" и "духовный кризис" - то это уже больше дурь.
И вот тогда и приходят на ум военные песни. Люди каждую минуту рисковали жизнью, что на фронте, что в тылу, работая по 14-16 часов в сутки, недоедая, недосыпая, а тем не менее, находили в себе силы писать и петь жизнеутверждающие песни и верили, что преодолеют тяготы.
     19:47 29.01.2020 (1)
1
Абсолютно не военной темы коснусь... Одной сельской жительнице, как-то не добравшейся до "Анны Карениной" в своё время при чтении, зато отпахавшей за троих в колхозе, рассказали о сути романа, развитии сюжета и переживаниях главной героини. 
Она задумалась, а потом сказала:
- Корову бы ей...
Потом ещё задумалась и добавила:
- Нет, лучше две. 
     20:27 29.01.2020 (1)
Абсолютно верно! "Анна Каренина" - вообще моя больная тема.
По большому счету - на протяжении двух томов читателю впаривают (простите), как главная героиня мечется от одного к другому, не зная кому д..ь, а кому не д..ь (тысячу раз прошу прощения, но наболело!)
И ничего умнее не придумывает как лечь под поезд! Кривая реклама системы РЖД!
А по большому счету, весь двухтомный роман раскладывается на раз-два-три с математической точностью.
Героиня хочет усидеть сразу на четырех стульях, что априори невозможно, какая бы обширная пятая точка у нее не была. А у Анны, все же она не обширная, судя по тому,как выведен внешний облик в романе.
1. Хочет удержать любовника (ну, понятно)
2.Хочет сохранить корректные отношения с мужем (которого между прочим украсила ветвистыми рогами. Но, это же ничего, дело же житейское!)
3. Хочет не разлучаться с сыном (ну, как же - она же мать!)
4. Хочет сохранить свое положение в свете (чтобы все как раньше относились к ней с должным пиететом)
Но не слишком ли много хочу?..
И это при том, что имя мужа втоптала в грязь (да, согласна, суховатого, неэмоционального, но весьма порядочного и глубоко страдающего человека).
Сына заставила страдать.
Выносит мозг любовнику.
Провоцирует своим поведением сплетни в свете.
Доставляет тревоги и переживания брату, его жене, которая искренне ее любит.
В результате несчастны все, и она, в первую очередь.

Попытаюсь проанализировать все с математической точки зрения. Просто цифры: у Толстого они прописаны четко.
Анне на момент событий 28 лет. Мужу - 46. Да, согласна, разница немаленькая, но не шокирующая. И больше разницы были и семьи были крепкие. К тому же, тогда так и выдавали замуж. Девочки не учились, кроме домашнего воспитания образования не получали, главной задачей было составить хорошую партию. И родители стремились выдать дочерей за людей состоявшихся, а не голь перекатную, или хлыщей без царя в голове.
Идем дальше. Ребенку на момент событий - семь лет. Следовательно, родила его Анна в 21. Значит, забеременела в 20. Следовательно, где-то в 18-20 лет и вышла замуж. То есть мужу ее на момент свадьбы было 36-38. Нормальный, нестарый мужчина. Пушкин тоже женился на 19-летней Гончаровой в 32 года, а сам Толстой на Софье Андреевне когда ему было 34, а ей 18. Так, что вполне нормальный брак.
И, простите, немаловажный момент, - ну, такова жизнь, брак - это бартер. Каждый приносит на алтарь супружества самое ценное. В данном случае Анна принесла свою молодость, невинность, хорошее воспитание, манеры, а ее муж - свое имя, состояние. Он обеспечил ей положение в обществе, уважаемый статус, дом - полню чашу, наряды. Анна все же не за сантехника выходила, и не за крестьянина. И познакомилась она с Вронским не в вагоне третьего класса, где обычно ездили люди низшего сословия, а в вагоне первого класса, где были дворяне.
В общем, честное слово- все это, при всем моем сочувствии к Анне, страдания от дури. Нельзя, невозможно усидеть на четырех стульях сразу! Ну, сделала ты выбор в пользу любовника, так прилепись к нему душой и телом и уже отринь прошлую жизнь. А ты и так и сяк хочешь. Нельзя это, бесчеловечно и неправильно.
     01:37 30.01.2020 (1)
Долготерпеливость Каренина меня поражает более всего... 
Что касается Вронского, то представить его страдающим мне трудно. Сначала он танцует с нею на балу, бросив барышню, которая имела основания на что-то рассчитывать, семафором стоит в ее ложе в театре, откуда в 19 веке приносили не только и не столько впечатления от спектакля, сколько свежие сплетни, кто с кем был и в чём. И вот он компрометирует эту замужнюю уважаемую даму перед всем светом уже одним только своим присутствием. Пока она окружена почетом и уважением, неприступностью, которую дает безупречность в глазах света, она для него - желанный трофей. А потом он стесняется появляться с ней в одной ложе - когда уже, собственно говоря, то, чего он добивался, случилось. Противоречивый персонаж, однозначно не жертва проблемы выбора Анны Карениной. Кстати, Каренин говорит не о своих "рогах" и своих чувствах, а о ее же добром имени, намекая - мол, сударыня, все случилось как случилось, но вы же хоть получше прячьтесь, есть же приличия... Вронского это не смущало. 
А самый симпатичный мне персонаж - это Екатерина Щербацкая. Пережив большой удар, она научилась не только ценить и беречь, но и создавать свои моменты счастья. 
     08:58 30.01.2020 (1)
Это все так, но...
Недаром же есть замечательная поговорка про женскую и мужскую особь семейства псовых...
Более элегантный ее вариант такой: право каждого мужчины настаивать, долг каждой женщины противостоять.
Жестоко? Прямолинейно? Противоречит всем законам толерантности?
Да.
Но, увы, наша жизнь, что во времена Толстого, что сейчас далеко не толерантна.
Женщина есть женщина, мужчина есть мужчина. И это нормально, когда на молодую, красивую женщину смотрят с вожделением.
Все зависит от того, как женщина себя поведет.
Почувствует мужчина в ней слабину, податливость, "женскость", так сразу же разворачивает свои знамена.  И это нормально и естественно.
Если помните, еще  Пушкин писал о дамах, которые:

... так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин.  


То есть, как ни крути, практически все зависит от женщины (Исключение -если она очень юна и совершенно неопытна).
А мужчина по природе завоеватель. Конечно, ему радостнее добыть прекрасную лань на неприступных горных вершинах, чем мирную корову у подножия горы.

Вот, Маргарита из булгаковского романа при схожей ситуации вызывает у меня все же больше сочувствия. Да, бегала от мужа - весьма положительного человека в каморку к Мастеру, но все же потом ушла  раз и навсегда, написав мужу записку. То есть сделала выбор и ушла не оглядываясь.
Конечно, такие ситуации без боли не обходятся. Но ты хоть единым махом причини боль, раз уж невмоготу, но не мучай потом уходами-возвращениями...
     09:21 31.01.2020 (1)
Ну, я думаю, что проблема Вронского была не в том, чтобы завоевать, а в том, что он не придумал, что с этим завоеванием дальше делать. Он совершенно очевидно потерялся, как говорят мудрецы - "бойтесь своих желаний, они сбываются"))) Ну а что касается Анны - то Вашу точку зрения разделяют и герои этой книги: косились-то больше на неё, и совершенно очевидно, что скандал в большей степени сказался на ней, чем на Вронском, то есть тоже считали, что если не всё, то многое зависит от женщины. Поспорить трудно, но очень хочется, поскольку поведение человека диктует в том числе быт и нравы его эпохи - банально, но факт. 
Редко кто в классических произведениях эталонен. Скорее это о конфликте, о ситуации, об эпохе и её отношениях. Они не всегда переложимы на современность и не всегда нам понятны. Например, я видела кинопостановку "Бесприданницы" - (если уж всё равно мы ушли от темы песен к теме классики) - что называется, "на новый лад". Всё происходит в 21 веке, но по сюжету Островского. Правда, я смотрела кусками, урывками, но у меня лично возникает дикое количество вопросов, и прежде всего к героине - если в 19 веке, в силу сложившихся отношений, у нее не было другой дороги, то почему героиня современного фильма так зависима от мамы и кого-то, чьих-то денег, чьих-то мнений? Что мешает а) уйти из дому, снять квартиру, найти работу б) пойти учиться, снять квартиру, уехать в) любви покорны все века, чувства не меняются, но современную "Ларису" из-за отношений с "Паратовым" изгоем в обществе точно не сделают - у современных людей отношение "к отношениям" несколько иное, чем в 19 веке. Да и тот же 20 век позади, когда молодые семьи поселялись в комнатах общаг и начинали строить свой быт с раскладушки, тарелок, ложек и парочки стульев, и строили в конечном итоге! Ну как бы можно было и без приданого... В общем, в современных реалиях та клетка, которая выстроилась вокруг главной героини, выглядит искусственной. А в позапрошлом веке она была непреодолимой. Наверное, то же самое с Анной - если бы кто-то решил снять современную "Анну Каренину", не 19 века, то ему пришлось бы адаптировать и психологию героев. Но классические отношения таковы, как показал Толстой. Кстати, в его время роман считался довольно смелым, поскольку касался тех вопросов, которые в обществе обычно не обсуждаются, а сейчас обсуждается и не такое, поскольку на смену Толстому пришел Малахов. 
Ну, а что касается булгаковской Маргариты, то мне лично сложно рассуждать на эту тему, поскольку у неё совершенно другие цели и задачи в романе. Нельзя сравнивать заскучавшую светскую львицу, решившую таки нырнуть в омут страсти, и подругу Мастера. Это два совершенно разных типажа. 
     09:55 31.01.2020 (1)
1
Согласна с Вами. Каждое время диктует собственную идеологию.
Еще Горький как-то великолепно сказал, когда в 20-е годы ему предложили идею переписать известные детские книги на современный лад:
"Зачем? Допустим, у Жюля Верна написано: "Это произошло в 1860 году во Франции" А вы напишете "Это произошло в 1920 году в России" Но тогда надо будет переписать решительно все: имена, костюмы, обстановку, пейзажи. Не легче ли написать новую книгу"
Я вообще весьма скептически отношусь к "переселениям" классических сюжетов на современную почву. Взять хотя бы Ромео и Джульетту. Вроде бы сюжет вечный, но фильм на современный лад с Леонардо ди Каприо в главной роли кажется все же надуманным.
А вот насчет Маргариты... Не знаю... Конечно, цели и задачи у нее другие, но факт, так сказать исходная база та же - изменяла  мужу -хорошему порядочному, любящему человеку. И еще  основу-оправдание подвела под это, согласившись со словами одного из героев: "Ведь бывает же так, что надоел муж? - Да."
Вообще, тема эта очень сложная. Иной раз удивительно наблюдать, как классической литературой оправдывают порой самое откровенное блудство (через букву "я". ПРОСТИТЕ, РАДИ БОГА!), декларируя при этом свободу. И провозглашают при этом: "Ах, люблю тебя свободною любовью. Возьми меня, я вся твоя!" и т.д. 
Да еще подкрепляют эту декларацию поэтическим кредо: "Горечь, горечь. вечный привкус на губах твоих, о страсть!/Горечь, горечь - вечный искус окончательнее пасть"
Типа, поэтическая индульгенция от самой Марины Ивановны Цветаевой всем изменяющим женам и утешение их ветвисторогим мужьям: "Это не я сама, это вечный искус во мне горчит и толкает на измену! А я не виноватая!!!"
Вы понимаете, я не хочу огульно обвинять всех, решившихся на измену. Упаси Бог!  Что-что, а ханжой никогда не была.
 Люди все разные и ситуации у всех разные тоже. 
Но я против того, когда под действительно огромное, накрывающее человека с головой чувство, которому невозможно противостоять, и, которое действительно достойно милосердия и восхищения, подводят мелкие никчемные страстишки, возникающие, так сказать на пустом месте, от "сжирубесячества".
В конце концов, герои чеховской "Дамы с собачкой" тоже совершают адюльтер. Но язык не повернется сказать что-то против них, потому что у героев и боль, и страдание, и безысходность в каждом слове и жесте.  
Гость      10:58 31.01.2020
     09:08 31.01.2020
Ну, не ошиблась. Из всех трёх частей о военных песнях - эта самая пронзительная, потому что  содержание этих заметок как бы шло по нарастающей.
Очень удивилась такому факту, что Леонид Соловьев мог написать столь серьезную заметку в газету. Ведь помнишь, как ты приводила в пример слова Талейрана о том, что первое впечатление - оно всегда самое сильное и запоминающееся. (Дословно не вспомню, но как-то так). Вот поэтому-то в голове, привыкшей воспринимать Леонида Соловьева исключительно как автора "Повести о Ходже Насреддине", никак не укладывается информация о том, что он мог быть способен на что-то серьезное. Оказывается - мог...
К медикам, помогавшим вытаскивать раненых бойцов с полей сражений, у меня отношение особое. Действительно, мало про них было написано и песен, и стихов. Не была бы бабушка военврачом - может быть, смотрела бы на этот факт более спокойно. А так - нет. Всем им низкий поклон, от санитарок до тех, кто на погонах с честью носил значок медработника (о стоящих выше не говорю, потому что те, кто находился в тылу и отдавал приказы, возможно, были людьми неплохими, но настоящей войны, как ни говори, они не знали).
А то, что люди, вернувшись с боёв, порой находили отдушину именно в песне - это правда. Пусть пели без сопровождения музыкальных инструментов, но всё-таки пели! И как жаль, что в военное время так много песен затерялось.
Хорошо, что ты нашла и сами песни, и истории про них. Люди военного времени были неизбалованы вниманием (ни с чьей стороны), они бы сейчас тебе за твою проделанную работу поклонились бы со слезами на глазах.
Вот, наверно, всё, что хотела написать.
     14:33 30.01.2020 (1)
Большущее спасибо, Ляман, за Вашу просветительскую деятельность.
Всякий раз узнаёшь что-то новое. 
Песню о моряках специально нашла в интернете, чтобы освежить в памяти.
     08:43 31.01.2020
Спасибо Вам огромное, дорогая Галиночка. Это все наша история, всякий раз узнавая что-то новое, сохраняем память поколений.
     06:32 30.01.2020 (1)
Некоторые песни я даже не слышала, уже не говоря об истории. Спасибо, Ляман. Жаль, что в нашей стране, даже в университетах уже никогда не вспоминают их, не говоря о школах, где рассказывая детям о Великой отечественной войне  больше упоминаются только национальные герои.
     08:59 30.01.2020
1
Спасибо огромное, Нурия.

Да и у нас та же картина. Больше рассказывается о национальных героях.
Спору нет, о них помнить важно и нужно, но и о другом не грех вспоминать тоже...
     17:05 29.01.2020 (1)
2
 Какие удивительные песни! Спасибо, Ляман!
В одной из передач вечеров с Владимиром Соловьевым, он высказал идею, чтобы наше госуларство
нашло деньги, чтобы каждый школьник бесплатно побывал на Пискарёвском кладбище.
Я бы добавила и в Севастополе.
Вечная слава погибшим героям!
     18:58 29.01.2020
Спасибо огромное, Анночка.
Спасибо за внимание, прочтение и такие правильные твои слова.
Хорошо было бы, если бы каждый школьник посетил бы и Аджимушкайские каменоломни, и Пискаревское кладбище и, конечно же, Севастополь.
     17:31 29.01.2020 (1)
2
Очень интересно, Ляман! Неоднократно отмечал, что ты образовываешь нас, твоих читателей. Спасибо тебе за твой труд и талант!
     18:56 29.01.2020
2
Скорее и сама "образовываюсь".
О многих песнях я и слыхом не слыхала.
А ведь это все история, и не кабинетная, а что говорится - из театра военных действий.
     14:18 29.01.2020 (1)
2
Душещипательная статья. И песни знакомые, особенно "Заветный камень". Помню ее наизусть. Спасибо тебе, дорогая. Порадовала.
     14:24 29.01.2020 (1)
1
Спасибо, дорогая. Очень люблю эту песню. особенно в исполнении Д.Хворостовского (светлая ему память)
     14:27 29.01.2020
1
ДА! Это впечатляюще...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама