Предисловие: " Вы же лучше меня знаете, что в наше (не совсем нормальное) время за публикацию своего творчества платит автор.
Профессиональный писатель - это тот, кто, даже при гуманитарной сущности своей жизни, соблюдает медицинский принцип: "Не навреди".
И - тот, кто может помочь другим, не только своим творчеством."
(комментарии из интернета)
Меня, уважаемы читатели, всю мою сознательную, творческую жизнь беспокоит вопрос — профессионал ли я в своём творчестве или так, просто вышел в мир искусства прогуляться, как посторонний наблюдатель? Как или чем можно выразить саму суть профессионального творчества, и существует ли он — этот термин, вообще или это плод воспалённого ума талантливых бездарей от искусства? Гению ведь не нужно доказывать, что он профессионал. Он гений. И этим всё сказано. Его творчество эталон, на которое нам всем надо равняться.
Как вы уже заметили, уважаемы читатели, я себя не приравниваю к гениям. Почему? Наверное, потому, что гении не задаются такими вопросами и не занимаются самоанализом, как ваш покорный слуга. А возможно, что и занимаются и мне просто не попадался живой гений?
Талантливые, одарённые с задатками гениев — встречались в большом количестве, но вот чтобы вот так в живую встретился живой забронзовевший уже при жизни гений — нет.
У нас ведь как бывает: живёт по соседству с нами человек, ходит по утрам за молоком, здоровается и шутит с нами при встрече, гуляет иногда со своей собакой дратхаром Айной, и кажется, что в нём может быть гениального? Ну, подумаешь, рисует какие-то картинки и пишет, какие-то никому вроде, как и не нужные книги и рассказы. Да мало ли кто из нас не рисовал и в школе не писал сочинений, а вот пусть он попробует отработать лет тридцать на «Запорожстали», да ещё на аглофабрике, вот тогда мы посмотрим, кто из нас есть гений.
Как-то извозчик спросил у гениального певца Шаляпина:
— Чем же ты, барин, себе на жизнь зарабатываешь?
— Я пою.
— Экий ты хохмач, барин. Петь мы все поём. Я спрашиваю, что руками делать умеешь!?
Вот такое отношение, у рядовых граждан, сохранилось к людям искусства. Будь творческий человек, хоть семи пядей во лбу, они его вряд ли при жизни признают за гения. Может, как говорили в своё время классики юмористического жанра, в этом и есть сермяжная правда?
Рядовому пролетарию или крестьянину, человеку-земли, по большому счёту ни художник, ни писатель не нужен никакой, ни талантливый, ни тем более гениальный. Предпринимателям? Возможно и то, если он на халяву, на шарка или за еду, на магазине вывеску напишет или состряпает слоган-рекламку ночного клубешника.
А вот завоеватель хан Батый, на что был далёк от мира искусства, понимал толк в живописи и художников с летописцами не трогал, не облагал даже данью. Понимал, какую от них можно поиметь пользу и кто его деяния увековечит в веках. Не промах были и красные комиссары с их агит поездами. Искусство, как и красота — страшная сила. Не мечом, но кисть и стило.
Эк-ка меня куда, уважаемые читатели, занесло. Надо выбираться с этих исторических джунглей и переходить к основной теме заметки — гений ли я? Шучу — эдакий ненавязчивый юмор. Хотя, как посмотреть, если мне удастся убедить себя в том, что в моём творчестве присутствует профессионализм, значит я автоматически становлюсь гением...По моему так.
Итак — профессионал ли я? Окончив заочный университет искусств, и получив диплом учителя рисования, скажу честно, я себя профессиональным художником не ощутил. Может потому, что я работал учителем? Я покинул ниву образования и устроился в дом культуры художником-оформителем. Получив долгожданную запись в трудовую книжку и зарплату в сто рублей, я себя опять не почувствовал профессионалом, скорее облапошенным лохом.
«А может всё дело в деньгах», — подумал тогда я и бросившись в вихрь кооперативного движения, стал нести искусство в массы, клепая на майках и футболках, методом шелкографии, всевозможные рисунки и логотипы известных фирм и компаний. Типа — спорт лото 88. Опять пытаюсь юморить, хотя в то время было не до шуток. Уж больно хорошие деньги стало приносить нам народное искусство. Но и тем не менее — держа в руках очередной денежный пресс, профессионалом я себя опять не почувствовал — скорее спекулянтом. Но поставив себе цель насобирать двадцать тысяч рублей, а столько стоило заплатить за организацию персональной выставки в Ленинграде, я окунулся в бизнес с головой.
Никакой выставки в Питере я конечно не сделал, а вынырнул с бизнеса уже в двухтысячных годах на реанимационной койке, в больнице, после операции. Одним из условий моего выздоровления был данный мною зарок: больше к бизнесу и к деньгам не приближаться — ни под каким предлогом. Только искусство и общественная деятельность — пропаганда идеалов мира и добра. Кстати я пил и курил больше тридцати, почти сорок лет — бросил. Кто хоть раз бросал пить и курить, тот знает, какая при этом процессе должна быть задействована сила воли. После этого, я получил в дар талант писателя. Если вам скажут, что талант поэта или писателя можно развить получив гуманитарное образование или посетив какие-то литкурсы — плюньте тому лжецу в лицо. Научиться грамотно писать, рифмовать, систематизировать литературные знания — это вполне возможно, но чтобы стать гениальным писателем — нет! Этого мало. Необходимо гениальное прозрение, непредвзятый взгляд сквозь призму времени на происходящие события. Умение анализируя, не только отличать истину от лжи, но и делать далеко идущие выводы.
«Нам не дано понять, как наше слово отзовётся». Это, как раз тот случай, потому, как гении обладают даром предвидения, просто не все они в этом признаются, но если внимательно изучить творчество этих, людей? то можно найти довольно много интересных «совпадений», которые помимо их желания проникли в их труды. Откуда они, неужели это плод их гуманитарного образования? Анализ своего накопленного жизненного опыта? Просто отсебятина со случайными совпадениями? Вряд ли, уж больно много совпадений и неизвестных технических открытий и терминов, которых не было в их жизни, а значит и в накопленном опыте. Ответ прост — гениальное прозрение, умение войдя в творческий транс, то что мы называем вдохновением, воспользоваться информационным полем Вселенной. Можно ли окончив литературный институт или литкурсы имени Агнии Барто, научиться этим полем пользоваться? Увы, ключи от того портала, к диплому, купленному за сало или за иную твёрдую валюту — не прилагаются. А жаль. Представляете, сколько на Земле было бы гениев? Вчера был свиноводом или работницей секс-индустрии, а после покупки диплома — гением, выдающим нетленки. Страшно представить. Хотя таких деятелей пера и кисти полным-полно не только в интернете, но и во всевозможных творческих организациях, где они периодически организовывают творческие встречи, сборные выставки солянки,(в общей массе проще спрятать свои «шедевры») на которых с умным выражением на, одухотворённом от умной мысли лице, рассуждают о современном искусстве и о своей судьбоносной (никак не меньше) роли в нём.
После того, как меня одарили талантом писателя, меня почему-то вдруг стали приглашать в разные творческие организации и союзы, награждать всевозможными званиями и дипломами, мои рассказы даже становились лауреатами и победителями престижного международного литературного конкурса «Весь мир в руках», таки с довольно солидными призами. Ну и что, почувствовал я себя после этого профессионалом? Сложное чувство — нет полного профессионального удовлетворении. Когда я на боевой службе в Сирии, колол своим годкам татуировки, это чувство присутствовало в полном объёме...Не просто удовлетворение, но и гордость за проделанную качественно на высшем профессиональном уровне работу. Татуировку невозможно уже исправить — она на многие года — надо было соответствовать.
От приглашений в союзы я не отказываюсь, как и от почётных званий и наград, потому, как понимаю — это не моё, а того, кто меня этим талантом одарил. Я пятьдесят с гаком лет жил без славы и всех этих знаков отличий и чувствовал себя довольно неплохо. А вот с этим грузом регалий у меня начало возникать чувство, что я при жизни начинаю медленно, но верно превращаться в ходячего заживо бронзовеющего классика. Особенно после того, как мою книгу бесплатно опубликовали в Канаде и пригласили в СПР.
А может я действительно пишу книги и рисую картины на высшем профессиональном уровне? Если это действительно так, значит ли это, что и я гений!? Не понятно…
|