Предисловие
В день 150-летнего юбилея со дня рождения одного из самых выдающихся людей в истории человечества, Владимира Ильича Ленина, решил опубликовать статью про двух самых близких к нему по духу и убеждениям соратников, Троцкого и Сталина.
Два вождя Советской России.
Рубаху рвану по матросски
И крикну - да здравствует Троцкий
Двадцатые годы прошлого столетия в России были наполнены взаимной борьбой двух лидеров большевиков – Троцкого и Сталина. Ну, про Сталина все в России более мене знают, хотя, если по честному, то никто о нем ничего исторического не знает – одни сплошные мифы. А про Троцкого вообще никто ничего не знает. Хотя имя Троцкого в нашей стране на слуху. Как на слуху у всех нас слово «дьявол» или «сатана». Вот таким же «дьяволом» или «сатаной» нашей Революции он и предстает у нас, в нашем русском сознании.
А на самом деле, я думаю, что почти 99% населения страны сейчас не имеет никакого, ни самого наималейшего представления об этой ярчайшей политической фигуре России начала двадцатого века. Включая наших академиков историков, потому что все они потом переучивали историю Советской России в девяностых годах по напечатанным специально для них учебникам Сороса.
Так кто же такой Троцкий? Я здесь не буду излагать биографию Троцкого. Биографию одного из самых выдающихся политических деятелей России начала двадцатого века, организатора Октябрьского переворота, ставшего потом Великой Октябрьской Революцией; создателя Красной Армии России, сумевшей разгромить белогвардейцев и интервентов страны; автора проекта перманентной Социалистической Революции в России, перерастающей в общемировую Революцию.
В книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», являющейся детальным описанием событий октябрьских дней в Петрограде, самым упоминаемым именем в среде известных руководителей Октябрьского переворота является имя Троцкого. Сталин там был упомянут всего пару раз. Ленин раз десять, а вот Троцкий был постоянным героем тех страниц и упоминался там свыше сотни раз. Правда, это относится к книге первых изданий двадцатых годов, что были в 1919, 1920 и 1922 годах , но никак не к повторному его изданию пятидесятых годов. Там уже все было подчищено.
Первый раз я ознакомился с биографией Троцкого в энциклопедическом однотомном словаре «Вожди Советской Республики», солидном, толстом издании 1926 года в твердом коричневом переплете, увиденном мной в подвале городской библиотеки города Алма-Ата, куда были снесены все запрещенные властями книги и где они лежали кучей на полу в одной из комнат подвала. Меня проводила туда молоденькая, очень даже милая и симпатичная казашка, с которой я познакомился во время своих частых поездок в Алма-Ату, когда работал в Байконуре, и с которой у нас был тогда долгий и памятный роман. Грешен, я эту энциклопедия взял с собой и она до сих пор у меня есть.
Так кто же это такой, Лев Давыдович Троцкий или проще - Лейба Давидович Бронштейн, самый главный организатор Октябрьских событий 1917 года и такой же главный участник последовавших за ними кровавых лет страшной Гражданской войны, и почему его так люто ненавидел Сталин?
Попробую ответить на эти вопросы.
Вот жизненный путь человека, которого называли "Демоном Революции":
Председатель Петросовета с сентября 1917 года и главный организаторов Октябрьской революции 1917 года, создатель Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член его Исполкома. В первом советском правительстве — нарком по иностранным делам, затем в 1918—1925 — нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета РСФСР, затем СССР. С 1923 года — лидер внутрипартийной левой оппозиции. Член Политбюро ВКП(б) в 1919—1926 годах. В 1927 году снят со всех постов, отправлен в ссылку. В 1929 году выслан за пределы СССР. В 1932 году лишён советского гражданства. После высылки из СССР — создатель и главный теоретик Четвёртого интернационала (1938). Автор работ по истории революционного движения в России, создатель капитальных исторических трудов по революции 1917 года, литературно-критических статей, воспоминаний «Моя жизнь» (Берлин, 1930). Дважды женат, без расторжения первого брака. Был смертельно ранен агентом НКВД Рамоном Меркадером 20 августа 1940 года в Мехико (Мексика) и на следующий день умер.
Славный и странный какой-то жизненный путь, наполненный постоянной борьбой и постоянными конфликтами со Сталиным.
Ленин так охарактеризовал этих двух партийных деятелей в своем письме к съезду:
«Я думаю, что основным в вопросе устойчивости политики партии являются такие члены Ц.К., как Сталин и Троцкий. Отношения между ними составляют большую половину опасности того раскола, который надо избежать во что бы то ни стало. Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, отличается не только своими выдающимися способностями. Лично, он, пожалуй, самый способный человек в настоящем Ц.К., но слишком уж наделенный самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела».
Здесь, на мой взгляд Ленин глубоко ошибся, наделяя Троцкого «чрезмерной увлеченностью административной стороной дела». Именно этой склонности к голому администрированию Троцкий был совершенно лишен. Троцкий был человеком дела, выдающимся оратором, человеком трибуном, способным увлечь своей речью не только темных, необразованных рабочих и крестьян, одетых в солдатские шинели, но и высшую правящую элиту царской России в лице ее военной, технической и гуманитарной интеллигенции.
В своем личном бронепоезде он мотался по фронтам России, организовывая Красную Армию из многочисленных толп вооруженных людей, бывших царских солдат, заполнивших просторы России и ставшими тогда дикими и никем неуправляемыми военными формированиями, непонятно кому подчиняющимися, непонятно с кем воюющими и непонятно кого жестоко убивающими.
Многие вероятно слышали или читали про этот знаменитый поезд Троцкого, который был срочно сформирован в ночь с 7-го на 8 августа 1918 года в Москве на Московско-Казанской железной дороге.
Именно на этом спецпоезде Наркомвоенмор Троцкий отправился на фронты Гражданской войны для силового формирования войск Красной Армии и непосредственного руководства частями Красной армией в борьбе против войск "белочехов" и всех остальных белогвардейских и антантавских войск, и не подчинявшися никому бандформирований.
Поезд Троцкого состоял из 12 комфортабельных вагонов, которые тянули два паровоза, заправляемые нефтью. Председатель Высшего военного совета разместился в вагоне, ранее принадлежавшем министру путей сообщения царской России. Состав охраняли и обслуживали 232 прекрасно экипированных и преданных лично Льву Давидовичу красноармейца, это были в своем большинстве молчаливые, угрюмые и физически крепкие парни, одетые в красные куртки с нашитыми нарукавными знаками, удостоверяющими принадлежность к поезду Предреввоенсовета.
Гражданскую войну Троцкий вел успешно и закончил просто триумфально. Если не считать поражение от белополяков. Но это же не он потерпел от них поражение, а Тухачевский, молодой его выдвиженец, бывший царский офицер и сверхталантливый полководец, которого он называл «демоном гражданской войны».
И популярность Троцкого к концу Гражданской войны и в начале двадцатых была сумасшедшая. Блестящий оратор, видный публицист, теоретик и такой же блестящий практик, организатор побед Красной Армии над Антантой. Авторитет его был высочайший и совершенно непререкаемый. Он никого, кроме Ленина, не слушал и не признавал для себя за авторитет.
Особенно популярен он был у военных. Как у солдат, так и у командиров. И это понятно. Ведь почти весь офицерский корпус Красной Армии появился в армии благодаря ему и потому был за него. А почти 80% этого корпуса были бывшие царские офицер, которым нашлось место в военной структуре новой власти и потому они стали заметными, заслуженно награжденными и преданно ей служили. Через Троцкого.
И его всерьез стали считать истинным вождем Революции и Победителем Антанты, самым популярным и самым известным человеком в России. И никаких промахов, поражений у него не было. Даже позор Брестского мира и проигранную Польскую компанию уже ставили в вину не ему, а высшему ленинскому окружению и высшему комсоставу Красной Армии.
Ведь Троцкий добился у Ленина рассмотрения итогов Польской компании на специальном заседании ЦК партии, где он выдвинул серьезные обвинения против Сталина, Будённого и Егорова, руководителей Юго-западного фронта и потребовал их наказания. Ленин закруглил эти вопросы, но они все же были поставлены перед ЦК и их выдвинул второй человек в партии и практически первый человек в новом государстве.
И в стране, как явный итог побед Троцкого в Революции и в гражанской войне, стали, как грибы, появляться города под его именем. В двадцатых годах именем "Троцк" назвали города Гатчину, Иващенково, Юзовку. Шел даже разговор о переименовании Киева в Троцк.
Поэтому ни у кого из высших представителей власти Советской России не было ни малейшего сомнения, что после болезни и смерти Ленина его место заслуженно займет Троцкий. Включая, конечно же, и его самого. Ему надо было ему лишь немного подождать, пока смерть не заберет к себе Ленина. И он начал действительно ждать, ждать в буквальном смысле этого слова, сам себя потихонечку отстраняя от всех партийных, около партийных и даже государственных дел нового государства.
Он заскучал и начал активно заниматься своим личным отдыхом на Кавказе и в Крыму. Стал много пить. Ему совсем расхотелось работать. Смысл в работе у него потерялся. Ведь ему в это время больше делать стало нечего, кроме как ждать смерти Ленина. Ждать, потому что к повседневной, нудной, постоянной, примитивной и неблагодарной текучке общегосударственной и государственной работе он был неспособен.
Ему нужна было лишь сама Революция, какую он сотворил в России и какую он теперь был готов продолжить в любой точке земного шара, в любой стране мира. И пусть она будет какая угодно, эта его Мечта-Революция, лишь бы только она была его родная Революция.
И о Сталине, об этом ничтожестве, об этой «гениальной посредственности» и о нынешнем бездарном партийном руководстве РКП(б), он совсем забыл и не соизволял даже и думать, настолько он был самоуверен и самонадеян. Он даже не желал учавствовать в бесконечных партийных дискуссиях двадцатых годов о путях развития новой России – постоянно отсутствовал без всяких уважительных на то причин...
А Сталин что? Да ничего! Как говорил Троцкий - "Гениальная посредственность".
Так ли это?
Сталин действительно был самым незаметным человеком в окружении Ленина. До революции о Сталине в РКП(б) практически никто ничего не слышал. Да и была тогда РКП(б) небольшой
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Опять-таки, как и в предыдушем случае с Сахаровым, замечу, что у Вас какое-то выпадение из времени.
Такое впечатление, что Вы просвещаете каких-то граждан 70-х годов. Вернее, живущих в них, в этих 70-х, а Вы - словно гость из будущего.
Или словно Вы беседуете с десятиклассниками.
Самым молодым на сайте уже перевалило за сорок. Все мы пережили книжный бум перестройки. Всё сейчас доступно. У меня, например, дома пять книг Троцкого. Купленных, раз уж случай представился.
Все, кто желают узнать что-то о нём с той или иной степенью подробности, давно уже это сделали.
Другой вопрос - а кому оно надо?
Вот и мне, например, честно говоря, интереснее изучать бографию какого нибудь художника (в широком смысле), нежели в общем-то достаточно скучные (и однообразные) биографии политиков.