22 августа 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного писателя Рэя Брэдбери.
Это он, Брэдбери, пил «Вино из одуванчиков», это он придумал «умные дома», чудо-ткани, телевизионные стены и полицейского механического пса-ищейку. Но произведения его не столько про чудеса научно-технического прогресса, сколько про душевность. Обыкновенную человеческую душевность, тот самый пресловутый гуманизм, который или есть, или его нет – от научного прогресса он не зависит.
Или все же зависит?.. Но как?..
В знаменитом романе «451 градус по Фаренгейту» государство избавляется от книг, то есть уничтожает то, что пестует человеческую душу – мечты, любовь, романтику, любознательность и как следствие – стремление общаться, делиться своими переживаниями. Все это заменяет бесконечная жвачка из телешоу. На смену общению приходит разобщение, и, как следствие - divide et impera – разделяй и властвуй!
«Люди – идиоты. Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы. Все в этом мире повторяется. Ты смотришь в будущее и видишь там причудливые планеты, новые космопорты и машины, летающие по воздуху, а заканчивается все падением доллара на бирже.», – говорил Брэдбери.
В одном из самых известных рассказов Брэдбери – «Вельд» описывается умный дом, в котором живет семья - мама, папа и двое детей. Дом все делает сам: убирает, готовит, стирает, включает освещение, когда кто-то проходит по коридору, купает детей, развлекает и даже завязывает им шнурки. Все замечательно, родители в восторге. В сердцах детей дом постепенно занимает место родителей, которым слишком долгое время так было удобно. Брэдбери вкладывает в уста одного из героев главную мысль: «Джордж, вам надо переменить образ жизни. Как и для многих других – слишком многих, – для вас главным стал комфорт. Да если завтра на кухне что-нибудь поломается, вы же с голоду помрете».
А в любимом мом рассказов у Брэдбери «Удивительная кончина Дадли Стоуна», герой оказывается перед выбором: жить живой жизнью или влачить жизнь «дрессированного моржа, который пляшет под дудочку своего литературного агента.» И выбирает жизнь - «ведь лучше быть живым человеком, чем мертвым писателем.»
Правда, герой делает выбор под дулом пистолета, что добавляет рассказу драматичности, но основная мысль его вовсе в этом. Жизнь труднее, но и богаче заранее продуманных схем и новшеств, направленных на ее ограничение. Или на массовое отупление. Как в известной рекламе: «Тефаль думает о вас». Или за нас? Спасибо, конечно большое, но почему тефаль должен думать за нас? Сами не в состоянии уже? Или лень?..
Брэдбери родился в 1920 году Он любил читать и, по его словам, «в 27 лет вместо колледжа окончил библиотеку» – у семьи не было средств на высшее образование. Сильнейшее впечатление на него произвела кампания по сожжению книг в нацисткой Германии 10 мая 1933 было предано огню более 25 тысяч книг, «противоречащих германскому духу». Спустя 20 лет, в 1953 году, появилось важнейшее произведение писателя – роман «451 градус по Фаренгейту», повествующий об обществе, в котором пожарные не тушат дома, а сжигают книги, чтобы сжечь память и лишить человека индивидуальности.
Главный герой романа, Гай Монтэг, живет в тоталитарном государстве, здесь «посадить» или принудительно отправить в психушку тебя могут даже за то, что ты гуляешь под дождем или хранишь у себя пару книг. Это государство – мировой гегемон, безжалостно подавляющий любое несогласие. С точки зрения государства как единого организма – очень верное решение.
Его граждане поглощены экранами и предпочитают не задаваться вопросами.
«Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше – ни одной. Пусть забудет, что есть на свете такая вещь, как война. Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами, – это все-таки лучше, чем если народ волнуется. Спокойствие, Монтэг, превыше всего!»
Не правда ли, провидческие слова, хотя и были они высказаны 68 лет назад?..
«Я не стараюсь предсказать будущее. Я пытаюсь его предотвратить», – как-то раз сказал писатель. – «Прежде всего, я не пишу научной фантастики. У меня есть только одна книга в жанре научной фантастики, и это «451 градус по Фаренгейту», роман основанный на реальности. Научная фантастика — описание реального. Фэнтези — описание нереального.»
Хотелось бы, чтобы было фэнтези. Но, увы, современный мир убеждает в обратном. И тревожит все больше...
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Ну, а выше Стругацких я философов-фантастов не читал.
А описание современных государств, включая и Россию, да, он дал хорошо. Как Оруэлл.
Мы рвёмся мыслью в облака,
Наш небосвод светлей и ближе -
Но завершаются века
Победой живота и ниже.