Недавно встретилось в инете сообщение - "Два фильма, которые я не понял..", один из них "Зеркало" Тарковского.
...Было это давно, кажется, осенью 75-го года, а, осень на Дальнем востоке, в Хабаровске, тёплая, бывает и до
+20 днём. Отец пригласил меня, а я девушку с институтской группы, на заседание-просмотр клуба Киноглаз, в старом
кинотеатре Совкино. О том, что это Гранд-Иллюзион 1910 года, я узнал много позже, а тогда мы вошли в небольшое
фойе старого кинотеатра. Оно было заполнено людьми, но люди в ожидании когда откроют двери в кинозал не молчали,
они разговаривали друг с другом !, все !. - Иван Семёнович, что-то давно вас не было.. Да, всё никак не получалось...
- Здравствуйте, Серёжа, давно вас не видела... Они все были знакомы, все были свои, мне стало даже как-то неловко,
как чужому. Потом открыли двери зала, все стали рассаживаться, продолжая разговаривать, раскланиваться, окликать
знакомых. Вот перед экраном появился сухощавый человек. - Председатель клуба - пояснил отец. Выступление председателя
было недолгим - Фильм сложный, автор не ведёт вас, показывая своё отношение к героям и событиям, как в обычном кино,
нужно не просто смотреть, а попытаться понять - вот так я примерно запомнил это выступление. А потом первые кадры
гипноза заикающегося мальчика, глаза на весь экран, надпись Зеркало. Весь фильм я просидел, взепившись в подлокотники
кресла, не видя ничего и никого вокруг. Это я сейчас понимаю, что был не зрителем, а невидимым для не актёров, нет,
для людей, живших здесь, рядом со мной своей жизнью. Аура знакомства, общности зрителей, выступление председателя
клуба, первые кадры фильма ввели меня в "изменённое состояние", в котором я прошёл рядом с героями. Это состояние
длилось ещё часа полтора после фильма, я шёл рядом с отцом и девушкой, они о чём-то говорили, наверное, о фильме,
я просто не мог говорить, не хотел, я был как бы не рядом с ними, но где ?. Я уже видел до этого и "Андрея Рублёва",
и " Солярис", после которого моей любимой картиной Брейгеля стали Охотники на снегу, узнал имя Эдуарда Артемьева, а
Прелюдию Баха BWV 639, название её, я узнал только в 1993-ем, в музыкальном отделе библиотеки, но "Зеркало" ...
Я рассказывал друзьям о фильме, говоря, что он особенный, но не было магии в моих словах, и - Ну, ты и послал нас
на кино, ползала ушло через 15 минут, почти все - на середине, да и мы до конца не досидели. Я и сам, видя, что
"Зеркало" опять идёт в окраинных кинотеатрах, подходил, и внутренним взлядом искал внутри себя отклик "того" чувства,
но -Нет, нет.." Лишь в 1986-ом, когда на телевидении была ретроспектива всех фильмов Тарковского, пять вечеров стали
праздником. Один на один с чёрно-белым небольшим телевизором - светлым пятном в ночной комнате, и магия повторилась.
Я наконец понял странную фразу знакомого о фильме - Идиотизм какой-то, 15 минут показывают, как он ходит со свечкой
туда-сюда.. Вот о чём он, о "Ностальгии", но он-то сидел перед экраном, а я был рядом с Горчаковым, видел как он
решился на обман, но как обмануть себя, судьбу, я шагал вместе с ним, снова и снова, а свеча всё гасла, и я умер
вместе с ним. Созвучным фильмам Тарковского стала "Осень" Андрея Смирнова, снятая в том же ключе, но никак не
подражание, недаром мы сбегали с лекций, да и смотрели не по одному разу опять таки в окраинных кинотеатрах.
Так о чём же "Зеркало" ?! А о чём ваша жизнь, если смотреть на неё как на фильм, снятый кем-то, о чём и для чего !?
Просто мы ещё не умеем входить по желанию в "изменённое состояние", смотреть не глазками, а душой, сердцем, всем
своим Я. Лишь иногда.
28 авг.20
| Помогли сайту Реклама Праздники |