Заметка «Книга на одну ночь...»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 233 +1
Дата:
Предисловие:
Люблю читать. Без книг не могу. И ничего с этим своим невинным желанием поделать не могу. Хотя книги, как явление культуры, уже потеряли свое значение в жизни человека.

Книга на одну ночь...

Из серии - Я люблю! 

Да, я люблю читать. И эта моя любовь к чтению являлась неотъемлемой частью жизни советского человека. Ведь Советская нация была самой читающей нацией в мире. Книги читали везде  и повсюду, а не только дома. Читали  и на улицах при ходьбе,  и на лавочках в скверах, и в транспорте, но особенно в метро, в поезде, в  электричке.

А в  жизни людей моего поколения, названого потом поколением шестидесятников, книга имела необыкновенно значимую роль.  Книги  читали  взахлеб, о них говорили, спорили, из-за них налаживались или  портились отношения и даже уходила или, наоборот, приходила любовь.  А на некоторые книги, которые не были в массовых изданиях,  у читателей выстраивалась очередь для чтения и их давали всего лишь на одну ночь, на выходные – настолько много было на них желающих, настолько они были востребованы.

Первую такую книгу мне дал старший брат, который учился в Иркутском Политехническом институте и жил в общежитии в самом Иркутске, а мы, его семья, жили тогда в городе Иркутск2, что находился от основного города километрах в семи около громадного авиационного завода.

Брат приехал вечером домой на пригородном поезде, называемом по местному  «передачей», сунул мне  книгу и сказал:
-- До понедельника. У нас о ней только и говорят. Она была запрещена при Сталине.

Я взял в руки книгу. На обложке стояло Ильф и Петров «Двенадцать стульев». И ушел читать.  Прочитал я ее за вечер. Книга была завлекательная, читалась с интересом.

В следующий выходной брат привез мне «Золотого теленка». Я его тоже махнул за вечер.

Обе книги  была прекрасно  написаны, читались легко, без "напряга".  Но… мне они не понравилась совершенно. Я не принимал такой балаганно-шутовской взгляд на мою страну.  Не мог принять, потому что мне этот взгляд  был чуждым. И когда я сказал об этом брату, он удивленно глянул на меня:
-- Ну, ты,  брат,  да-е-е-ешь! А у нас все от них с ума сходят!

Потом брат мне привез на выходные  «Три товарища» Ремарка, его «Время жить и время умирать», его «На западном фронте без перемен», его «Триумфальную арку». И я был просто без ума от Эриха  Марии Ремарка. Я чуть было не плакал от его романов.

А затем  ко мне  точно также, через студента брата,  пришел Леонгард Франк со  своими  «Трое их трех миллионов», «Слева, где сердце» и потрясающим романом  о любви между мужчиной и женщиной под названием  «Карл и Анна» и конечно же Хемингуэй.  Но  мне не понравилось  его  знаменитое «Старик и море». Меня больше поразила его «Фиеста» и его «Праздник, который всегда с тобой»

Далее я уже пошел сам. Потому что начал интересоваться новыми книгами  и  даже завел блокнот,  в котором записывал те книги, которые мне, по моему уразумению, надо было обязательно прочитать и через который я следил за новинками интересной для меня и именно для меня  литературы.

Вот некоторые из и них,  которые я с наслаждением прочитал в старших классах школы и далее после школы:  «В тени алтарей» Миколайтиса-Пустиноса,  «Фараон» Болеслава Пруса, «Не хлебом единым» Дудинцева,  после прочтения которого я буквально зарекся становиться в будущем  хоть каким-нибудь изобретателем,  его же «Белые одежды»,  далее «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и многие, многие другие  книги из серии зарубежной и Советской  литературы, которые я брал  на выходные или же на ночь у  нашей  молоденькой  институтской  библиотекарши,  только что закончившей вечерний Библиотечный институт и бывшей в те времена  не слишком ко мне равнодушной. Как и я к ней.

Сюда же добавился потрясающие романы  Джеймса Олджриджа  «Дипломат» и «Охотник», известного во второй мировой  летчика аристократа,  его удивительная  повесть о человеческом мужестве  «Последний дюйм»,  который затем  помимо своих известных художественных произведений прославился еще  и тем, что,  после войны, публично отрекся от Бога примерно  таким слова:

-- Если ты, Бог, есть на этом свете, то ты не имел права допустить такой ад на земле, как вторая мировая война. А если все же допустил ее  по каким-то своим соображениям, то я, истинный и праведный католик, публично отвергаюсь от тебя. Ты для меня теперь  – никто! И я не хочу больше знаться с тобой!

И конечно же здесь был «потрясный»  роман Горького  «Жизнь Клима Самгина» четыре тома которого я ахнул за выходные, не в силах от него оторваться. Так раскрыть внутренний мир своих героев и психологические мотивы их поступков, так показать гнилость и никчемность русской интеллигенции начала двадцатого века и неизбежность подступающей Революции  мог лишь Великий писатель.

А затем были мемуары Эренбурга «Люди, годы, жизнь», буквально потрясшие меня своей мудрой  откровенностью и незнакомой для меня тогда частью правды жизни нашей страны, была также ошеломительная правда о Великой Отечественной войне в романах Константина Симонова «Живые и мертвые».

И конечно же  был здесь «Один день Ивана Денисовича», который меня буквально потряс своей откровенностью, но только не правдой. Правда, это  я  уже знал и чувствовал, была совершенно другая. Ведь я вырос в бараках города Иркутск2 вместе с детьми выселенных кулаков и «врагов народа» и где вид колонн заключенных, водимых под охраной на работу во вредные цеха завода был постоянной составляющей нашей жизни.

Поэтому  следующая  его повесть «Матренин день» показалась мне совершенно неестественно лживой, выдуманной и буквально высосанной из пальца,  не имеющей никакого отношения к нашей, Советской действительности. «Архипилаг Гулаг»  я прочитал уже значительно позже и воспринял его скептически,  лишь в качестве справочника с не слишком объективными данными. К тому времени я уже поколесил по Сибири,  видел в натуре останки бывших Советских лагерей,  много разговаривал с бывшими заключёнными и имел достаточно четкую позицию по отношении к Сталинским репрессиям.

Булгаковского  «Мастера и  Маргариту» я прочитал одним из первых в институте. Первая часть романа была напечатана в журнале «Москва» и его мне дала моя девушка библиотекарша на выходные. Мы этот роман прочитали всей комнатой студенческой общаги  за ночь и были в безумнейшем восторге. Но на следующую его часть в библиотеке института сразу же выстроилась громадная очередь, которую обойти было невозможно и девушка посоветовала мне прочитать  его в читальном зале  Ленинской библиотеки.  Она позвонила в «Ленинку», где работала ее знакомая по институту подруга, и заказала мне на вечер в читальном зале журнал «Москва» со второй частью романа. И я после занятий в институте, махнул в «Леннику» и просидел в ее читальном зале часа два, не меньше, проглатывая страницу за страницей этого удивительного романа.

Тогда же в журнале «Москва», сразу после «Мастера и Маргариты», был опубликован еще один роман Булгакова под названием «Театральный роман»,  мало известный для широкой публики, но который меня поразил до невозможности  своим глубочайшим проникновением в душу творческого человека.  Его я тоже ахнул за ночь. И с тех пор Булгаков стал для меня одним из самых уважаемых, самых любимых  и самых  близких для меня писателей.

Ну, а затем уже пришло время наших мемуаров, которые я проглатывал буквально мгновенно, за одну лишь ночь. Это было и «Генеральный штаб во время войны» Штеменко. И первый вариант мемуаров Жукова, и «В начале войны» Батова и воспоминания  единственного уцелевшего в годы репрессий крупного военачальника  Гражданской войны,  комкора РККА Тодоровского, о первом и  самом талантливым  по мнению западных историков маршале двадцатого века  Тухачевском,  после которых я начал собирать  выходящую тогда литературу о полководцах Гражданской войны и  многие, многие  другие.

Последнюю знАчимую для себя книгу я прочитал в середине восьмидесятых годов и это были знаменитейшие когда-то «Дети Арбата» Рыбакова.  И которую сейчас никто из нынешней молодежи не читает. Я тогда был начальником отдела по проектировании нового цеха на заводе и часто бывал  по работе в Москве,  где мне ее  дал на пару  выходных дней один из книголюбов проектного московского  Института ГИПРОТЯЖМАШ.  Я ее взял. И до сих пор с благодарностью вспоминаю этого Председателя общества книголюбов института, благодаря которому я получил возможность окунуться в трагические, но  мало известные нам  тогда события тридцатых годов нашей Родины.

В последующие годы я ничего значительного из литературных произведений СССР и затем России  не встретил.  Чувствовалось все более и более, что художественная литература в России тяжело больна и умирает, переходя на  откровенную эротику, грубую порнуху, пустую развлекаловку  и "зауряднейший"  примитивный  криминал. А такая литература  не для меня.

***



Послесловие:
Я не могу читать художественную литературу не в бумажном исполнении, а  с помощью современных компьютерных средств. Не могу - и все тут!
 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:30 18.10.2020 (1)

«Матренин день»

Двор.
     20:50 18.10.2020 (1)
Пробовал читать и  сразу же понял, что эта книга не про мою страну, а про какую-то выдуманную Солженициным нереальность.
     23:08 18.10.2020 (1)
1
Абсолютная реальность, равно как и прототип героини Матрёны Васильевны! Училась и работала в школе, которая находится в посёлке, о котором писал Солженицын. Лично знакома была с учениками( одна из них была моей учительницей) и коллегами Солженицына.  Знаю практически всё о жизни М.В. Захаровой. Истинные стены её дома находились на соседней улице, примерно в 100 метрах от  дома моих родителей. Участвовала в сборе материалов к открытию музея. Знаю родственников Матрёны. Жизнь её достоверна. Будут вопросы - пишите. Обязательно отвечу.
     13:36 19.10.2020 (1)
У нас с вами разные взгляды на жизнь советской деревни. И не важно  то, что, по вашему, был  прототип у Матрены, важно другое - как описана жизнь этой Мавтрены. Ее жизнь описана с точки зрения нынешних либералов антисоветчиков. Им и был Солженицын, враг своей страны, числящийся  в лагере фельдшером и потому живший в отдельной комнате больничного бараке, то есть, живший в лагере привилегированно, но обмазавший дерьмом всех советских людей в стране под названием СССР.
Для меня он нЕлюдь.
PS  Моя бабушка, жительница Тамбовской губернии, была кавалером Ордена "Мать героиня" за то, что родила и воспитала 16-ть детей. А в войну она стала председателем колхоза вместо ушедшего на войну мужа. И за свое председательство получила орден Ленина. Вот для меня она - настоящая Советская колхозница, а не какая-то там высосанная из пальца Солженицинская Матрена.
     19:08 19.10.2020 (1)
О  Солженицыне говорить не буду, поскольку сам писатель - противоречивая личность и судить его не бурусь, хотя многое о нём знаю не из книжек, а от живых людей.  А вот относительно Матрёны повторюсь. Всё истинно! Абсолютно ничего высосанного из пальца. Общалась с людьми, знавшими её лично( лет десять назад).Всё именно так, как и пишет Солженицын, если не круче. Очень жалею, что мало расспрашивала бабушку о её жизни. Обязательно напишу о ней и особо о её сестре, что вспомню. Назвала бы сестру бабушки второй Матрёной.
 Сама лично участвовала в создании музея Матрёны, поэтому пришлось изучать её жизнь и даже побывать на могиле( благо до неё всего 5 км).
Пока занимались музеем, могилой заинтересовались разные высокие начальники. немного обиходили. Как сейчас выглядит могила сказать не могу, но её состояние оставляло желать лучшего. На кладбище хожу, но могила Матрёны находится немного в стороне, поэтому давненько не наведывалась. Если хотите, могу съездить специально и сделать фотографии. Могу подробнее написать о её жизни. А Вы знаете тайны гибели этой женщины? Могу рассказать.
     12:36 20.10.2020 (1)
Нашли себе дело для души? На здоровье! Рад за вас. Но у меня свои герои, не слишком похожие на вашу Матрену.
     16:49 20.10.2020 (1)
Я бы рада была так же, как и Вы, но времени, увы, нет ни на Матрёну, ни на Макара, так что пишите о своих.
     21:00 20.10.2020
Хорошо, "слушаюсь"!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама