Заметка «Хозяйка»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 54
Читатели: 1148 +1
Дата:
Заметка «Хозяйка» самая оцениваемая(17) работа за сутки
13.12.2020
Заметка «Хозяйка» самая комментируемая(25) работа за сутки
13.12.2020
Предисловие:
Год как жемчуг проверяет нас на прочность.
 
Когда-то  известный ювелир объяснял мне свойства драгоценных камней и металлов.В частности о жемчуге он сказал: " Жемчуг, как и янтарь - удивительная субстанция. Не камень, и не металл. Он -живой. При соприкосновении с человеческим телом он светится и мерцает. 

Но ничто так, как жемчуг не проверяет человека на стойкость. Он способен вначале отобрать всю энергию, человек, носящий его, может почувствовать себя неважно, даже плохо.

Но если он выдержит недомогание, жемчуг возвратит ему все сторицей. К человеку вернется хорошее самочувствие, и красота, и душевная сила.
Жемчуг, словно необъезженный конь. Пока не объездишь, норовит скинуть тебя, вышибить из седла.

Но, если выдержишь, становится покорным как овечка."


Все же хочется надеяться на лучшее. Что год, отмутузив и отвалтузив человечество, как тузик грелку, все же разожмет свои ковидные челюсти, и даст возможность в следующем году хоть немного вздохнуть. Без маски.

Но пока он еще куражится, собирая страшную жатву. Потери, потери... Уходят те, при которых жизнь казалась незыблемой и прочной, ясной и понятной. Уходят столпы.

Одна из самых тяжких потерь этого года  - Ирина Антонова - директор и затем Президент Музея Изобразительных искусств имени Пушкина.

Самое любимое место в Москве для меня. Всегда, в каждый свой приезд в столицу я непременно ехала на станцию метро Кропоткинская. С замиранием сердца поднималась по ступеням, устланным красным бархатом. Это был не просто музей. Это было царство настоящей поэзии.

Как-то мне даже довелось увидеть его Хозяйку. Правда, издали. Маленький царственный силуэт в ореоле снежно-белых волос. Словно нимб над головой...

Мне кажется, что человек в конце концов остается с теми, кто его любит. Даже не с теми, кого он любит (такое бывает нечасто), а с теми, кто не мыслит своего существования без него.

Она посвятила себя музею, и, пожалуй, он был единственным, кто любил ее по настоящему. Она была его Хозяйкой, без нее музей лишился своей души.

В ее случае — думаю, все же счастливая судьба. И она любила его. Свой музей. И  осталась с ним.


Далее привожу полностью заметку, которую мне переслали по почте. Можно, конечно, было бы написать написать об Антоновой самой, но, лучше чем написали о ней в этой заметке, и лучше, чем написала она сама в своем послании, пожалуй не скажешь.

Хозяйка

Антонову сравнивали с английской королевой Елизаветой. За стиль, достоинство, за жесткость, за умение управлять. За возраст, конечно.


Но наша королева была другой. Жила не в Букингемском дворце, а в обычной панельке на окраине Москвы. Сама готовила и покупала еду. Ухаживала за тяжелобольным сыном. Считала себя социалисткой. И на склоне лет пережила страшное предательство от музейщиков: ее не поддержал ни один, когда она предложила вернуть в Москву музей Западного искусства.


Ирина Антонова говорила, что у нее остались три главные цели в жизни: создать музейный квартал, вернуть музей западного искусства  и, главное, -  найти человека, который смог бы ухаживать за ее сыном Борисом после того, как она уйдет. Она не успела.


Ирина Антонова была из породы долгожителей. Ее мама умерла в возрасте ста с половиной лет, уйдя тихо и мгновенно, как праведники. Склонилась утром над раковиной, и вдруг - поникла. Наверное, если бы не обстоятельства, так бы ушла и сама Ирина Александровна. Но время распорядилось иначе.


Из всей биографии Антоновой больше всего меня поразил один случай в годы войны. Поезд, в котором совсем молодая Ирина ехала вместе с матерью, попал под бомбежку. Пассажиры в панике бежали из вагонов, чтобы успеть укрыться в лесопосадках. А соседка не смогла выпрыгнуть из поезда и поэтому Антонова вернулась и осталась с ней. Женщина положила  голову ей на колени и, пока бомбили поезд, Ирина гладила ее по волосам. Вот и все.


Пожалуй, самое горькое и несправедливое в этом всем - то, что Антонова уходила абсолютно одна. Не нашлось другой такой Антоновой, кто бы остался с ней. Кто бы гладил ее по волосам, утешая перед неизбежным. Она уходила от ковида. Под аппаратом ИВЛ. Не решив последней задачи о сыне.


- Оказавшись перед богом, что вы ему скажете?
- За что ты меня наказал так жестоко? - этот диалог Антоновой с Познером вспоминают многие.


Ее называли нашей королевой, а мы не сможем принести ей цветы. Не сможем сказать перед гробом последнее "спасибо".  Прощание с нашей Антоновой пройдет в закрытом формате. Ковид - метафора одиночества.


С детства ее преследовал один и тот же сон. Уходит полк солдат, знакомых и незнакомых людей, последней за ними идет ее мать, а Ирина остается совсем одна. Она кричит от ужаса и просыпается. Почему-то еще тогда она знала, что этот сон  сбудется.



Пожалуйста, найдите время и прочтите это послание легендарного Президента Музея изобразительных искусств имени Пушкина  ИРИНЫ  АНТОНОВОЙ.


«Я думаю, в первые десятилетия XX века закончился огромный исторический период в искусстве, включающий в себя и тот, что начинался Ренессансом. Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы. И этот кризис может длиться не одно столетие, сопровождаясь реминисценциями. На разных этапах это было: от Античности к Средним векам, от Средних веков к Возрождению. И вот сейчас, захватив почти весь двадцатый, этот кризис, вероятно, продлится и весь XXI век.


Меня часто спрашивают, что такое «Черный квадрат» Малевича. Я отвечаю: это декларация — «Ребята, всё кончилось». Малевич правильно тогда сказал, суммируя глобальную деформацию и слом, отражённые прежде в кубизме. Но ведь трудно с этим смириться. Поэтому и началось: дадаизм, сюрреализм, «давайте вещи мира столкнем в абсурдном сочетании» — и поскакало нечто на кузнечиковых ногах. И дальше, и дальше… уже концептуализм, и проплыла акула в формалине. Но это всё не то, это упражнения вокруг пустоты: чего бы такого сделать, чтобы удивились.


Больше того, начиная с XVIII века начался глобальный процесс, который я называю «Гибель богов» — недаром есть такая опера у Рихарда Вагнера. Потому что этот фактор — мифологический — перестал быть главным содержанием и оказывать влияние на пластические искусства. Можно писать «Явление Христа народу» и в тридцатом столетии, но его время, время известного нам великого искусства, кончилось. Мы видим, как разрушается принцип эстетики, духа и принцип идеала, то есть искусства как высокого примера, к которому надо стремиться, сознавая всё своё человеческое несовершенство. Возьмите Достоевского. Его Сонечка в совершенно ужасающих обстоятельствах сохраняет ангельскую высоту духа. Но в новом времени, а значит, и в искусстве Дух становится никому не нужен. Поскольку искусство, хотите вы этого или нет, это всегда диалог с миром.


А в мире и сейчас, и в обозримом грядущем осталась только реальность как стена, как груда кирпичей, которую нам и показывают, говоря: вот это искусство. Или показывают заспиртованную акулу, но она вызывает только отвращение, она не может вызвать другое чувство, она не несёт ничего возвышенного, то есть идеала. Как выстраивать мир вокруг отсутствия идеала?..


Я не пророк, но мне ясно: то, что сейчас показывают на наших биеннале, это уйдет. Потому что консервированные акулы и овцы — это не художественная форма. Это жест, высказывание, но не искусство.


Пока есть — и он будет длиться долго — век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать её живьём. Но репродукция ущербна, она не воспроизводит даже размера, что уж говорить о многом другом. Давид и его уменьшенный слепок — это не то же самое, но чувство «не то же самое», оно потеряно. Люди, посмотрев телевизионную передачу о какой-либо выставке, говорят: «Зачем нам туда идти, мы же всё видели». И это очень прискорбно. Потому что любая передача через передачу абсолютно не учит видеть. Она в лучшем случае позволяет запечатлеть сюжет и тему.


Постепенно люди отвыкнут от прямого общения с памятниками. К сожалению, несмотря на туризм и возможность что-то посмотреть, новые поколения всё больше будут пользоваться только копиями, не понимая, что есть огромная разница между копией и подлинным произведением. Она зависит от всего: от размеров, материала, манеры письма, от цвета, который не передается адекватно, по крайней мере, сегодня. Мазок, лессировка, даже потемнение, которое со временем уже входит в образ, мрамор это или бронза, и прочее, прочее — эти ощущения окончательно утеряны в эпоху репродукций. Я не мистик, но есть определенное излучение той силы, которую отдает художник, работая над картиной иногда много лет. Это насыщение передается только при прямом контакте.


То же с музыкой. Слушать музыку в концертных залах и её воспроизведение даже на самом новейшем носителе — это несравнимо по воздействию. Я уже не говорю о той части общества, которая читает дайджесты и выжимку из «Войны и мира» на сто страниц.


Вот с этим укорочением, упрощением и обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник как живой источник, чтобы сохранять полноценный тонус эмоциональной жизни.


Власть технологий приведёт к тому, что всё будет исчерпываться получением информации, но будет ли уметь человек грядущего читать глубину, понимать суть, особенно там, где она не явна? Или он не увидит ничего, например, в суриковской «Боярыне Морозовой», кроме фабулы: на санях увозят женщину, поднимающую свой знак веры, а кругом народ. Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между тем это не просто так, Суриков долго над этим работал и почему-то сделал так, а не по-другому. Будут люди задумываться над тем, почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый? Или почему, например, фон просто чёрный?


Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения — они бездонны.

Великая книга, будучи перечитанной на каждом новом этапе жизни, открывает вам свои новые стороны. Я пока знаю тех, кто перечитывает великие книги. Их ещё много. Но всё больше будет людей, кто никогда не станет перечитывать ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гёте, ни Томаса Манна.

Понимание поэзии тоже уходит. Думаю, в будущем только редчайшие люди будут наслаждаться строками «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».


Я не могу предвидеть изменения во всей полноте, как не могла предвидеть интернет. Но знаю, что необходимость в искусстве, вот в этом эстетически идеальном типе деятельности человеческой, снова наберет силу — но мы пока не знаем, в какой форме.


И знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди — вы, я, много ещё людей — они продолжают рисовать пейзажи, писать стихи, пускай неумелые и незначительные, но эта потребность есть. Маленький ребенок всегда начинает рисовать маму — сначала вот этот кружочек и палочки, потом, когда сможет, он напишет «мама», а потом нарисует рядом домик, потому что он в нём живет. Потом он сам сочинит песенку, потычет пальчиком в клавиши и сыграет мелодию. Первобытный человек лепил Венеру с мощными формами, как Землю, которая рождает. Потом она превратилась в Венеру Милосскую, в Олимпию и Маху. И пока у нас будут две руки, две ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве будет. Это идёт от человеческой природы с начала времен, и всё будет так, если её, конечно, не искорёжат совсем.


А пока не появились зелёные листочки, пока не видно новых Рублёва, Леонардо, Караваджо, Гойи, Мане, Пикассо, так уж огорчаться не надо — человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем.


Так получилось, что моя специальность подразумевает историческое видение. И в истории уже бывали такие моменты, когда всё подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись новые люди и что-то происходило. На это и следует надеяться. Потому что уж слишком сейчас явственна индифферентность по отношению к искусству.


Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом»
Послесловие:
Слова ее послания звучат пророчески.
Светлая память...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     03:13 14.12.2020 (1)
Спасибо большое , Ляман !
     16:29 14.12.2020
Спасибо огромное, Вера, за внимание и прочтение.
     21:38 13.12.2020 (1)
Как много потерь принёс 2020-й! Ирина Антонова - это наше достояние.Казалось,она будет жить вечно.
И вот её нет...
Не стало вчера и Валентина Гафта, и многих других - выдающихся и не очень.
Заметку прочитала с болью в сердце.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!
     16:29 14.12.2020
Да..
Год прессует и прессует.
Угнетает все это.
А самое главное - не знаешь, чего ожидать в дальнейшем.
Ладно, поживем-увидим...
     08:55 13.12.2020 (1)
1
Спасибо, Ляман! Доброй памяти Ирине Антоновне!
     15:03 13.12.2020 (1)
Аминь! Анночка, только она Ирина Александровна. Антонова - ее фамилия.
     19:50 13.12.2020
Ошиблась я.
     23:15 12.12.2020 (1)
1
Прочел  и  стало  очень  грустно,  ушел  от  нас  еще  один  человек,  человек  неравнодушный  к  творчеству и  переживающий за  цивилизацию  в  целом.  
Светлая  память  великой  женщине Ирине  Антоновой!
     15:11 13.12.2020 (1)
1
Спасибо Вам, Валентин Иванович, за внимание и прочтение.
Светлая память. Да, уходят те, которые определяли не только наше существование, но и духовность, и воспитание души.
     17:53 13.12.2020
Печаль  поселилась  в  моем  сердце.
     21:47 12.12.2020 (1)
2
Что сюда можно добавить? С уважением и одновременно с болью написано о человеке, который много успел достичь в этой жизни. А ушёл из неё с мыслью, что успел так мало... 
Вся статья написана с болью. 


Постепенно люди отвыкнут от прямого общения с памятниками. К сожалению, несмотря на туризм и возможность что-то посмотреть, новые поколения всё больше будут пользоваться только копиями, не понимая, что есть огромная разница между копией и подлинным произведением.

Как же это верно! И пол-беды, если люди увидят хотя бы копии. Хотя бы на копии посмотрят из зала. 

А вот когда взахлёб начинают рекламировать он-лайн выставки и онлайн посещения музеев - вот это и настораживает, и пугает. 

"Дистанционка" в учёбе уже дала свои страшные (я не люблю громких и сильных по эмоциональности слов, но здесь подходит именно страшные) плоды. Такое ощущение, что дети средней школы на глазах превратились в детсадовцев. Это видно и по их поведению, и по их теперешнему мышлению, и по восприятию жизни.
Полагаю, что "дистанционка" в области культуры приведёт к не менее ужасным последствиям.
КАК можно ощутить великолепие картины и ли статуи, глядя в телевизор или экран монитора? 


Понимание поэзии тоже уходит... 


Уходит оттого, что некому объяснить, в чём состоит великолепие строк Пушкина и  Лермонтова. 

P.S. Лично меня строчки о том, что культуре не помогают даже умереть, радуют. Радуют хотя бы потому, что это даёт надежду, что культура не умрет. Возродится как птица Феникс из пепла. Чтобы последующие поколения ходили бы в музеи и на выставки, а не смотрели в монитор, ничего при этом не понимая. 


     15:12 13.12.2020
2
Вот-вот, Магдалина. Точно. Все ее послание - суть пророчество, в котором на 80 процентов боли и на двадцать надежды. Может, еще не все потеряно...
     22:20 12.12.2020 (1)
1
Ляман! Спасибо за заметку о таком удивительном человеке.
     15:11 13.12.2020
Спасибо, дорогая за внимание и прочтение. Светлая ей память.
     05:53 13.12.2020 (1)
2
Только засела, чтобы  описать волшебные, возвышенные ощущения, 
от общения с этой  необыкновенной, элегантной женщиной, показывающей нам, что нет возраста,
но есть леность, вялость, инертность  духа,   неуважение к себе, как личности,  но увлеклась твоей заметкой.
Всякий раз , бывая в Москве, мы с внуками с самых  ранних лет,  обходили пешком все музеи изобразительных искусств,
но более всего любили Пушкинский, посещая все выставки и лекции. Когда  лекцию вела Ирина Антонова, я видела, как изменялся взгляд моих  внучат.
В них появлялось удивление:  и от услышанного,  и неосознанно...от увиденного.
Что такой пожилой человек, становился удивительно молодым, 
рассказывая о великих художниках так легко и просто, словно близко была с ними дружна лично.
Нет приятнее момента, как наблюдать  в малышах искорки восприятия прекрасного, и удивления!
А потом наблюдать в выросшем человеке  отблески детского восприятия. Это счастье.
Бесценна заслуга Ирины Александровны в соединении музыки и живописи, создав"Декабрьские вечера", но еще более ощутимее ее воздействие на молодые сердца и души, погружая в мир прекрасного, дела их богаче и закаленнее духом.
 Конечно,  она навсегда будет в наших сердцах, но уже и в сердцах подрастающего поколения,  если мы  не будем лениться их знакомить с  лекциями удивительной женщины  - хозяйки Музея им. Пушкина, и своей собственной  сверкающей судьбы.
Спасибо, Ляман за прекрасную заметку  твоей души.

     15:09 13.12.2020
Какое чудо, Надежда, что ты имела возможность пообщаться с этой изумительной женщиной. Ее называли железной леди. Как мне показалось при взгляде на нее (увидела мельком со спины) она была очень хрупким, ранимым человеком.
И мое предположение утвердилось после просмотра интервью с Познером. Настоящая женщина - нервная, чуткая, ранимая, трепетная. Как она искренне и трогательно ответила на вопрос Познера: "О чем Вы думаете сейчас?" - "О том, как я выгляжу на картинке в камере"
Чудесный ответ искренней женщины. Не молодящейся, не позирующей, а именно - моложавой, яркой, вдохновенной.
Светлая память.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
А фото просто чудесны. Какое чудо, что твоя внучка имела возможность пообщаться с ней и воспринять от нее чувство прекрасного.


     08:32 13.12.2020 (1)
1
Спасибо, Ляман. Светлая память...
     15:03 13.12.2020
Спасибо Вам!
     18:25 12.12.2020 (1)
2
Сколько великих ушло в этом году! Жаль- жаль...Некролог, как и твоя статья написаны душевно и с горечью утраты.
 И знаешь, угнетает то, что не будет уже таких людей, как наши великие актеры и деятели искусств. УЖЕ никогда не повторятся...
 Настораживает то, что 2021 год произносится как" 2020.Первый год...."

Что-то еще будет..
     20:13 12.12.2020 (1)
1
Да... Год куражится...
Будем надеяться на лучшее.
А, что еще остается?..

Спасибо тебе, Танечка.
Посмотри ее интервью Познеру. Невероятное ощущение высокой трогательной искренности, и какой-то девической порывистости. При этом сдержанна, изысканна, величава. Жаль, что уходят такие люди. Очень...
     20:16 12.12.2020 (1)
1
Да... только надеяться. Обнимаю тебя, солнышко.
Светлая память Ирине Антоновой.
     20:52 12.12.2020
     19:20 12.12.2020 (1)
1
Спасибо,Ляман  Светлая память Ирине Антоновой.
     20:16 12.12.2020
Спасибо, Галочка.
Посмотри ее интервью Познеру. Невероятное ощущение высокой трогательной искренности, и какой-то девической порывистости. При этом сдержанна, изысканна, величава. Жаль, что уходят такие люди. Очень...
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама