Синий академический малоформатный десятитомник Александра Сергеевича Пушкина, вышедший к юбилею поэта в 1949 году (А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. – 1949) и повторно напечатанный в 1951 году, является одним из любимых моих изданий. Не сомневаюсь, что мою привязанность разделяют и многие авторы нашего сайта.
За свою жизнь каждый человек, говорящий по-русски, в своих взаимоотношениях с Пушкиным проходит разные ступени. Кто-то принимает Пушкина раз и навсегда, кто-то с возрастом записывается во фрондёры – и что все нашли в этом Пушкине? – а затем вновь возвращается к нему... В общем, долго говорить тут смысла нет. Сегодня я лишь хотел поделиться с вами тем своим наблюдением, что, пожалуй, Александр Сергеевич мог бы стать весьма интересным комментатором многих событий, происходяших на нашем сайте. Я приведу несколько его высказываний из седьмого тома того самого Полного собрания сочинений (далее - ПСС), о котором я упомянул, а вы решайте сами, к кому персонально могли бы быть адресованы его слова. Все цитаты контекстуально корректны, приводятся практически без изъятий (кроме двух маленьких купюр, которые обозначены квадратными скобками) . После каждого высказывания дана ссылка на источник цитирования.
Итак...
Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. (ПСС, т. VII, с.53)
Однообразность в писателе доказывает односторонность ума, хоть, может быть, и глубокомысленного. (ПСС, т. VII, с.53)
Чем более мы холодны, расчётливы, осмотрительны, тем менее подвергаемся нападениям насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо отменно благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такою нежностию, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своём благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет всю смешную сторону энтузиазма и чувствительности. (ПСС, т. VII, с. 54)
Один из наших поэтов говорил гордо: Пускай в стихах моих найдётся бессмыслица, зато уж прозы не найдётся. […] Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. (ПСС, т. VII, с.56)
Тонкость не доказывает ещё ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки. Прибавить можно, что тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным. (ПСС, т. VII, с. 59)
Милостивый государь! Вы не знаете правописания и пишете обыкновенно без смысла. Обращаюсь к вам с покорнейшею просьбою: не выдавайте себя за представителя образованной публики и вершителя споров трёх литератур. С истинным почтением и проч. (ПСС, т. VII, с.60)
Должно стараться иметь большинство голосов на своей стороне: не оскорбляйте же глупцов. (ПСС, т. VII, с. 61)
Я не принадлежу к числу тех незлопамятных литераторов, которые публично друг друга обругав, обнимаются потом всенародно […], говоря в похвальбу себе и в утешение:
Ведь кажется у нас по полной оплеухе.
Нет: рассердясь единожды, сержусь я долго и утихаю не прежде, как истощив весь запас оскорбительных примечаний, обиняков, заграничных анекдотов и тому подобного. (ПСС, т. VII, с. 255)
Одна дама сказывала мне, что если мужчина начинает с нею говорить о предметах ничтожных, как бы приноравливаясь к слабости женского понятия, то в её глазах он тотчас обличает своё незнание женщин. В самом деле: не смешно ли почитать женщин, которые так часто поражают нас быстротою понятия и тонкостию чувства и разума, существами низшими в сравнении с нами! (ПСС, т. VII, с. 517)
Острая шутка не есть окончательный приговор. (ПСС, т. VII, с. 520)
Д.– говаривал, что самою полною сатирою на некоторые литературные общества был бы список членов с обозначением того, что кем написано. – (ПСС, т. VII, с. 522)
___________
Ну вот...
«Бывают странные сближенья». Вспомнился, в связи с процитированным, эпизод из фильма «Бег» – генерал Хлудов читает отрывок из Библии и затем, отложив книгу, задаётся тревожным вопросом: «О ком сказано? О нас, о нас...»
"Лаборатория мысли Пушкина"...
Все, что он говорил, применительно к нам на 100%, потому что природу человеческую невозможно изменить ни в каком веке. И всегда были и будут такие чувства, как зависть, злоба, ревность к чужому успеху... Ряд можно продолжить. Особенно в среде литераторов, то бишь, авторов - мы умеем пользоваться словом: острым, разящим, нежным,мягким, насмешливым... оно зависит от того, на кого СЛОВО направлено.
С уважением,