Заметка «На краю времён»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 14
Читатели: 369 +1
Дата:

На краю времён


«Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Над фонтаном надпись сия: «Неравное всем равенство».
Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вкруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный. И что глупее, как равное равенство, которое глупцы в мир ввести зря покушаются? Куда глупое все то, что противно блаженной натуре?..»
…......................... Григорий Сковорода. «Алфавит, или Букварь мира»



В том, что мораль современного мира не совпадает с нравственностью от Бога, а иногда и противоречит ей — не секрет. Творчество, как и другие сферы человеческой культуры, не может быть официально признанным, пока между творцом и миром имеется ряд неразрешимых противоречий, нерешённых вопросов. А дальше вступает в права закон рынка — конкуренция. Кто-то назовёт её «свободной». Но конкурируют тут не произведения, а скорее авторы. И мерилом таланта является не Бог, а «социальный заказ», исходящий откуда-то сверху, издалека, из-за кулис, но никак не от тех, кто, собственно, и является этим самым социумом. Социум давно уже не субъект, а объект манипулирования извне. А что, когда-то было иначе? Возможно. Я об этом ничего не знаю.

Искажение и распад художественных образов, опошление и уплощение культурных смыслов ведёт к деградации и распаду социума. Это закон социальной психологии. И цель глобального мира.

Чтобы превратить человеческую жизнь в скотскую, достаточно кормить людей низкопробным культурным (а вернее, антикультурным) информационным продуктом. Чтобы оскотинить общество — нужно внедрить в головы античеловеческие, скотские смыслы. Показать, растиражировать, сделать эстетически приемлемым и востребованным скотский «образ жизни».

Стремление стать востребованным, попасть в истеблишмент, заставляющее идти на компромиссы разного рода, всегда в ущерб творчеству. Уходит искренность и глубина, её подменяет упрощённость, доходчивость и ангажированность содержания. В истеблишменте свободы нет.

Конкуренция «на выживание» в творчестве (а равно и в науке) заканчивается деградацией и уничтожением творчества, превращает сферу человеческой культуры в уродливый торгашеский междусобойчик.

Ранимые, впечатлительные, самолюбивые творческие натуры в «богемной», официально признанной среде неизбежно начинают лицемерить и ненавидеть друг друга, толпясь у кормушки, доступ к которой можно оплатить талантом или хотя бы способностями к имитации искусства.
Тут невозможно продать ни единой картины или песни, не торгуя собой, не продавая себя самого, как приложение к собственному творчеству. Иначе не купят. Заветный чек здесь выписывают только после согласия обслуживать механизм дегуманизации, который направлен на социокультурный распад общества и расчеловечивание человека в распадающемся мире. На расщепление и уничтожение общества как единого целого, человечества. И после — на уничтожение человека.

В такой удушливой атмосфере не выжить, сохранив дар, не искалечив подарок Бога и себя самого, свою душу. Люди с искалеченной или убитой душой — импотенты реального творчества. Хотя по инерции, как зомби, могут ещё конкурировать друг с другом, оригинальничая, вырабатывая относительные новшества в способах фиксации знаков, из которых уходит естественный смысл.

Это не творцы — а «креаклы», соревнующиеся друг с другом в изобретении методик и технологий, позволяющих «вписаться» в художественный процесс, тенденцию, моду. Творческий инстинкт в этой цепочке подмен неотвратимо перерождается в условный рефлекс. К творчеству эта рефлекторная мимикрия «под творческую среду» не относится. Чистый бизнес… Ничего личного.

В мире, где статус «произведения искусства» определяет не объективная художественная ценность, а вкусовщина и конъюнктура на ярмарке концептов — политически ангажированных, искусственно внедряемых информационными технологиями — прекрасное выхолащивается изнутри, теряет живое дыхание жизни. Превращается в гламурную глянцевую имитацию красоты. На место целебной гармонии приходит расчетливая «продуманность». Живое человеческое чувство подменяется нажатием на «реперные точки», давлением на нужные «кнопки» для возбуждения необходимых эмоций. Как в торговле, где главное — выгодно продать товар, втюхать дешёвку задорого. Место искусства занимает чувственно-эстетическая манипуляция человеческой психикой. Иногда это называют «магией искусства», но «магия» часто не дотягивает даже до эстетически убедительного фокуса.

Современное искусство забито муляжами — от слезливых сериалов до литературно-художественного «гламурятника» и технологий, «взрывающей шаблоны» и сводящей человека с ума — часто в прямом, буквальном, смысле.

Отвращение к мертвечине заставляет художников отворачиваться от естественной красоты и эстетизировать безобразное в пику гламурной подделке. И то, и другое — искусственный, выморочный путь, ведущий в тупик, подменяющий искусство бездушной сувенирной культурно-массовой продукцией, а иногда и откровенной кустарщиной. Пустышка остаётся пустышкой, соской для инфантилов, жаждущих зрелищ, сколько бы философских концепций ни оправдывало эти «зияющие гламурные пустоты» или карикатурные, гротескные подобия отражений реального мира в художественной культуре, а значит — в человеческом сознании.

Порой это похоже на глупое шоу, вызывающее неловкость. Глумление над здравым смыслом, живыми чувствами и эстетической природой возвращается к авторам потерей дара. Круг замыкается. Снижение вкуса выливается в растление нравов, в опустошение чувств. Такое псевдоискусство убивает души, так сказать, в промышленных объёмах. По сути это массовое духовное убийство…

Может быть, поэтому, творческий человек со здоровым нутром — «блаженная натура» — старается дистанцироваться от безумия и пошлости «всеобщего мейнстрима». Но выжить в полном одиночестве тоже почти невозможно. Даже физически. Дар требует полного посвящения, самоотказа от комфорта — или отказа от творчества. Редким счастливчикам, гениям и авантюристам, дано совмещать творчество с рутинной работой или отсутствием официальных доходов. Но если такой выстоит, выживет в агрессивной для таланта среде — случается чудо творчества. Не магия, не фокус — а чудотворение, исцеляющее если не весь рехнувшийся мир, то хотя бы малую часть его обитателей.

Совместное творчество, со-творчество — единственное, что можно противопоставить глобальному распаду мира. И его глобальному диктату.
Коллективное творчество не является обязательным условием сотворчества. А иногда наоборот, отсекает возможность творить нечто, выходящее за пределы прикладного ремесленнического искусства. Нет. Речь не идёт о творчестве коллективном, безымянном, как в эпоху раннего средневековья.

Разговор о том, что конкуренция убивает живую культуру. Вражда превращает искусство в фикцию, девальвирует индивидуальный талант, обесценивает творчество как необходимое слагаемое социального человеческого существования.

Мы должны стать садовниками, а не продавцами цветов. Заниматься селекцией творческого начала, а не истреблением потенциальных конкурентов. Осознать, что мы разные. Сильные, слабые. Мастера и подмастерья. Гении и ремесленники. И у каждого есть и задача, и работа в «саду божественных песен». Так всегда было, когда человечество спохватывалось — на краю последних времён.

Это скорее разговор о любви…


P.S.

«… Хочешь ли жить в сласти? Не завидь нигде.
Будь сыт малой части, не убойся везде.
Плюнь на гробные прахи и на детские страхи;
Покой — смерть, не вред...»
… Григорий Сковорода. «Сад божественных песен»



П. Фрагорийский
из кн. Триумф ремесленника

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:18 23.11.2021 (1)
1
Интересно то, что вы ссылаетесь и цитируете  Григория Сковороду, это так редко сейчас встречается. Интересно и глубоко размышляете.

"Душа наша телесным не может довольна быть:
Она только небесным горит скуку насытить.
Как поток к морю скор, так сталь к магниту прядет,
Пламень дрожит до гор, так дух наш к Богу взор рвет." (Г. Сковорода)


Бог - это и есть высшая любовь и высшая красота. Но кто или что определяет насколько объективно оценивается уровень художественной ценности? Время? Конъюнктура? Востребованность общества? А может быть, обычная зависть и практические возможности устраняют конкурентов и кто останется на вершине, кто выдержит, не уступит, кто сможет растолкать локтями - тот и формирует оценки?

"Всякому городу нрав и права;
Всяка имеет свой ум голова;
Всякому сердцу своя есть любовь,
Всякому горлу свой есть вкус каков,
А мне одна только в свете дума,
А мне одно только не йдет с ума."( Г. Сковорода)
     14:43 23.11.2021 (1)
1

А может быть, обычная зависть и практические возможности устраняют конкурентов и кто останется на вершине, кто выдержит, не уступит, кто сможет растолкать локтями - тот и формирует оценки?

В истеблишменте - да. Время от времени такое искусство навыворот господствует "на сцене", превращая ее в "витрину".  А так - нет))) Прекрасное и гламурное (или безобразное) - разные вещи. Душа это понимает. Если она в ладу с Богом. А если нет - то прекрасное и вкус - заменяет модное и реклама.

Искусство гармоничное, оно всегда как бы "в стороне", даже если вокруг художника хороводы водят бесы. Искушение славой, популярностью - есть всегда у талантливых людей. Другое дело - устоит или нет. В истине своей, открытой ему (насколько возможно это). 
А мне нравится Григорий Сковорода. Его "Сад", в первую очередь. И его эпитафия самому себе (Мир ловил меня, но не поймал).
     15:09 23.11.2021 (1)
 О! Точная формулировка - душа это понимает! Значит, искусство - это то, в чём может разбираться душа и оценивать его. 
Да, Григорий Сковорода - это мудрый философ! Чтение его стихов выводит сознание за рамки стандартов и современного восприятия действительности и всё время возвращает к чему-то божественному, чистому. «Разве не любовь всё соединяет, строит, создаёт, подобно тому, как враждебность разрушает?».  Но его трудно читать. Всё невероятно грамотно, но только с учётом тех языковых традиций, которые давно забыты.
     15:18 23.11.2021
1
Через искусство одни души воспитывают другие души. Передают свет, опыт. А вот какой он... С помощью искусства одни души и убивают другие души. растлевают и все такое.тут двухсторонняя связь.
гармония - она же безлична. и не всегда светла.
Да, это многогранный такой вопрос. Я об этом думал как-то тоже.
Одухотворенность
     19:09 09.07.2021 (2)
Как же Вы глубоки! Респект Вам и поклон!

"...В мире, где статус «произведения искусства» определяет не объективная художественная ценность, а вкусовщина и конъюнктура на ярмарке концептов — политически ангажированных, искусственно внедряемых информационными технологиями — прекрасное выхолащивается изнутри, теряет живое дыхание жизни. Превращается в гламурную глянцевую имитацию красоты. На место целебной гармонии приходит расчетливая «продуманность». Живое человеческое чувство подменяется нажатием на «реперные точки», давлением на нужные «кнопки» для возбуждения необходимых эмоций." -

собственно, под каждым Вашим словом подпишусь, но это всё-таки квинэссенция всего материала.
Спасибо Вам!
     20:24 09.07.2021
Спасибо, Наташа. Я так рад пониманию. Честно.
     19:50 09.07.2021 (2)
Все верно...
На первый взгляд.
Но есть вопрос: кто определяет ОБЪЕКТИВНУЮ ХУД.ЦЕННОСТЬ? И по каким критериям?
     21:36 09.07.2021 (1)
Вопрос серьёзный. Я об этом приблизительно писала в повести "Цветение мысли". Если выберете время - почитайте.
     21:38 09.07.2021
Спасибо. Попробую выбрать
     20:23 09.07.2021 (1)
Там есть всё. О цели глобального мира (и тех кто управляет, соответственно, этим проектом). И соответствующие критерии - доходчивость, эстетическая повестка. Соответствуешь - конкурируй у лоханки. Неформат - до свиданья. "Блаженные натуры" не вписываются в истеблишмент именно потому, что не могут обслуживать глобальную повестку. С ее псевдоравенством и прочими вещами, которые делят людей на элиту и быдло. 
     20:26 09.07.2021 (1)
Объективная художественная ценность - это к категориям прекрасного. Гармония смыслов и формы, мастерство, достоверность, духовная составляющая.. 
Объективная худ. ценность - не может манипулировать человеком. Это подобно рекламе. А худ. ценность не похожа на рекламу. Просто что-то происходит с душой людей. А не с их рефлексами на уровне хотелок.
     21:52 09.07.2021 (2)
Видите ли, в пдобных дискуссиях я предпочитаю изначально договариваться с оппонентом о критериях. Я неоднократно беседовал с художниками и скульпторами и вынес из этих бесед одно - критериев НЕТ. Такова их точка зрения. Я'задавал провокационный вопрос: вот беру я холст и пишу на нем собственным дерьмом слово из трёх букв, начинающееся на Х... - является ли это ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА?
Единогласный ответ:"ДА!"

лично я не уверен, что Микельанджело или Рафаэль согласились бы с точкой зрения современных художников.
     01:13 10.07.2021
Микеланджело, Рафаэль и др. в свое время тоже имели дело с этими фальсификаторами от лукавого.
Им досталось тоже. Хоть и не были ангелами, но знали что грех это грех, святотатство и кощунство - это именно святотатство и кощунство.
     01:10 10.07.2021 (1)
А чем не устраивают классические критерии? 
Они не менялись. 
Вырабатывались веками.
А если и поменялись в какой-нибудь тусовке богемной - так это проблемы меняльщиков. Красоте до их изворотливости  дела нет.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Если Вы беседовали с художниками-креаклами, то это естественно. Не будут же они свой срам выставлять напоказ.
Они будут эстетизировать безобразное, чтобы оправдать свою/корпоративную несостоятельность.

Они будут и самого Бога уродовать под свои искалеченные мозги и души - в статье о таких несчастных "творцах" сказано всё - коротко без подробностей и слез по поводу индивидуальной судьбы (сочинения про "то как я потерял совесть" никого не интересуют с точки зрения вечности, так сказать).
Это не художники. Это производители "концептов". Жулики и мошенники от шоу-биза.

А критерии прекрасного - они как заповеди. Постоянны. Должно же быть что-то вечное в этом мире гниения и распада.
Если нужно освежить классическое определение критериев - это ЗДЕСЬ - например. 
Не знаю, с каким дьяволом там ваши т.н. "художники" договорились об изменениях критериев.
Но я ни с кем не договаривался об их изменении. И Бог у меня прежний, без "корректив" от хитросделанных извращенцев)))

     10:20 10.07.2021 (1)
Критерии - штука договорная. Хорошо это или плохо, но это так. 
Философы, искусствоведы и пр. могут навешивать горы слов, пытаясь продвинуть ту или иную точку зрения. 
Но признанных эталонов нет.
Эталоны метра или килограмма есть. И всем понятно, что два метра (или колограмма) это больше, чем один.

В искусстве нет единиц измерения.

И критерии типа хорошо и плохо, сильно и слабо, увы тоже весьма расплывчаты.
     11:56 10.07.2021 (1)
Добро и зло - разграничены. Об этом - заповеди. все остальное - все эти нюансы, об относительности всего и вся,  и скользкие увертки - от лукавого.
Критерии прекрасного - так же неизменны. а все эти лукавые договоренности с целью подменить искусство фуфлом  - чисто меркантильная процедура. конъюнктура,вкусовщина (дурновкусие), попытка подменить искусство словесами (назвать это "философией" для солидности, выгода и т.д. для втюхивания фуфла вместо искусства. для задуривания человеков. чтоб человек забыл сам себя.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
я все сказал выше.
В результате договоренностей выдавать дерьмо за конфетку чтоб обыдлить человека - так это старая сказка для дураков. Вместо Бога подсовывать доверчивым дурачкам подделку, чтоб оправдать то извращенцев, то кощунников.
Всё это - от лукавого.
Сколько бы ни договаривались мошенники называть белое черным или наоборот - это все равно далеко от правды.
А красота всегда остается красотой. И уродство уродством.
и грех - грехом.
Есть вещи константные, незыблемые. а есть жульё, которое всегда эти незыблемые вещи пытается разрушить и подменить своим убогоньким набором "псевдокритериев". можно человека приучить есть дерьмо. но он перестанет быть человеком. только и всего)




     12:06 10.07.2021 (1)
Есть нравственность. и есть мораль. моралью можно манипулировать как угодно, удалять или приближать ее к нравственности. но это - разные вещи. хорошо когда они совпадают по смыслам. но бывает - наоборот (как сейчас, когда мерзость выдается за "социальную ценность", например).
Так и с красотой (с категорией прекрасного) дела обстоят.
     12:26 10.07.2021
И ещё: Вы используете слова из лексики, присущей людям с "конкурентным" мышлением. Моя статья как раз направлена против этого.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Для селекции и сильные, и слабые - в одном поле пашут. Каждый делает то, что ему по силам, учится у сильных слабый, делится со слабым сильный. Из слабого ростка может получиться сильная ветвь.
Все должно развиваться - но в здоровом климате, а не в отравленной атмосфере. Конкурентное столкновение творческих людей убивает искусство и порождает дурнонравие и дурновкусие. Я не против здоровой конкуренции. Но против вынужденной, когда люди творческие уродуют сами себя, толкаясь у лоханки с баблом.

Капитализм с его жаждой наживы (заразной, как чума) - отвратителен в науке, искусстве, культуре. Он и приводит людей к внутреннему паскудству, актуализирует худшее в людях. И тогда вместо прекрасного растет по образу и подобию "конкурентов" - уродство вместо красоты.
Внутреннее и внешнее связаны. Духовное проявляется в материальном. Это закон, о котором предпочитают забыть те, кто "договаривается" и манипулирует тем, чем манипулировать нельзя.





Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама