Заметка «Сталинские стройки ГУЛАГ-а»
Тип: Заметка
Раздел: О политике
Автор:
Оценка: 3.5
Баллы: 2
Читатели: 372 +2
Дата:
Предисловие:
Время идет и в нашей стране забываются Великие Сталинские планы по преобразоывванию природы громадной страны, в которйо не должно было быть ни природным засухам, ни наводнениям, ни лесным пожарам, ни суховеям и  в которой можно было бы доехать обычным транспотртом до любой ее точки. А ведь они были эти Великие Планы. Были!

Сталинские стройки ГУЛАГ-а

или 

строительство Сахалинского тоннеля под  Татарским проливом

Вступление

Путин заговорил о стрительстве моста через Татарский пролив для соединения острова Сахалин с материка. Время подошло даже для нынешней России. Добиться транспортной связи острова, перенасыщенного газом и нефть, имющего уникальную природу с  травами, к примеру, лопухами выше человеческого роста, русский человек мечтал давно. И советская власть это понимала. И она, эта проклинаемая ныне либералами  советская власть, активно пыталась осваивать необъятные просторы Сибири и Дальнего Востока.

Веедь отличительной особенностью Советского периода СССР  являлось  небывалое в мире по масштабам  строительство проектов по развитию экономики страны. Самых разнообразных проектов,  но крайне необходимых для развития СССР.  И Советская Россия напоминала одну гигантскую стройку.  Работали на этих стройках все, и вольнонаемные рабочие по оргнабору, и выпускники ВУЗов, техникумов,  ПТУ, а также и комсомольцы по путевкам, и стройбатовские солдаты, и выселенные из центральной России бывшие враги  народа, и  заключенные, и досрочно освобожденные. Все работали. Потому и стал СССР за  четыре десятка мирных своих лет  второй экономикой мира, превратившись из лапотной и неграмотной страны сохи и лопаты  в передовую державу мира.

А нынешняя Россия напоминает старое заброшенное кладбище – пустые деревни с полуразвалившимися домами, заросшие бурьяном поля и вконец раздолбанные грунтовые дороги.

Одним из самых грандиозных таких проектов послевоенного СССР  являлся проект строительства  тоннеля между Сахалином и материком под Татарским проливом. О нем мало кто знает, а практически никто, но проект был ошеломляюще гигантским.  Ведь развитие Сахалина тормозилось из-за обилия омывающих Сахалин морей  и чрезвычайно слабым развитием дорог на самом острове.

Изыскания на тему строительства тоннеля производились  еще в 1928—1935 годах.

В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне  в Совете Министров СССР было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР и МПС СССР в 1952 году.

Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены Совмином СССР 6 сентября 1950 года.

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби, начало тоннеля,  должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали предполагалось сооружение девяти железнодорожных станций. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихин на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань с ответвлением к временной паромной переправе. Планировалось строительство тяговой электростанции у озера Кизи.

Окончание строительства, с организацией временной паромной переправы, было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля запланирован на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год.


 СТРОИТЕЛЬСТВО ТОННЕЛЯ

Строительство железнодорожных веток к тоннелю вели в основном освобождённые заключённые ГУЛага, вольнонаемные рабочие по оргнабору, стройбатовцы,  молодежь по комсомольским путевкам, и заключенные.  По согласованию с прокуратурой СССР, по разрешению Совмина, МВД освободил из исправительно-трудовых лагерей и колоний до 8 тысяч человек, направив их на МПС до завершения срока заключения. Исключение составляли лица, осужденные за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты, осужденные к каторжным работам, заключённые в особых лагерях МВД, на которых разрешение МВД не распространялось. На Сахалине это было Строительство 506 (посёлок Тымовское), на материке — Строительство 507 (посёлок Де-Кастри). К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. Строительство, особенно на Сахалине, велось в условиях фактически полного отсутствия инфраструктуры.

Подготовка к строительству тоннеля на материке велась силами условно-досрочно освобождённых, вольнонаёмных специалистов и военнослужащих (Строительство 6 МПС). В феврале 1953 года «Строительству 6» было поручено также заняться возведением электростанции у озера Кизи. Численность строителей к весне 1953 года составляла 37000 человек.

На территории Хабаровского края было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихин до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

На территории Сахалинской области работы велись в худших условиях и ни одного километра железной дороги построено так и не было. Проведённые работы по подготовке трассы (земляные работы, вырубки и др.) позволили построить грунтовую автодорогу Ныш — Погиби, которая в советское время использовалась для вывоза древесины.

После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых работы по всему проекту были свёрнуты. По воспоминаниям одного из молодых инженеров Ю. А. Кошелева, выпускника МИИТ 1951 года, присланного по распределению на эту стройку, руководившего строительством первой шахты до оси тоннеля), ситуация сложилась очень сложная.
Он пишет:

  "В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство № 6 МПС на остров Сахалин… Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобождённые. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, — это тем, что давали подписку о невыезде. На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобождённых… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года.

Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: «Всё, больше не надо». Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране…"
Был необходим тогда. Необходим он и сейчас.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время ни авиация, ни паром не отвечают транспортным запросам региона. Зимой Татарский пролив замерзает, и хотя паромы «Сахалин» ледокольного типа, в очень холодные зимы нужно использовать для проводки ледоколы, а в штормовую погоду остров вообще недоступен.

С предложением о возобновлении работ по строительству Сахалинского тоннеля  в 1992 году выступил начальник Сахалинской железной дороги А. Б. Васильев. В 1999 году министр путей сообщения Николай Аксёненко заявил о необходимости разработки проекта соединения железнодорожной сети Сахалина с материком, в 2000 году представители проектных организаций провели обследование местности. Реализация была прервана в связи с отставкой Николая Аксёненко с поста главы МПС.

В феврале 2008 года в администрации Сахалинской области было проведено заседание по вопросам транспортного сообщения области с материком. В разработке транспортного перехода приняли участие 14 проектных и научно-изыскательских институтов. Стоимость проекта оценивается от 300 до 330 миллиардов рублей. Генеральным подрядчиком выступило государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития РФ и российской академии наук. Проект включает в себя как строительство самого перехода от станции Селихино до станции Ныш, так и строительство железнодорожной ветки Ильинский — Углегорск. Суммарные объемы отправляемых грузов со станций Сахалинской железной дороги могут составить к 2025 году около 34 миллионов тонн.

Но дело с места не двигается до сих пор. Ждут, пока идея Сахалинского тоннеля  не попадется на глаза Путина. Тогда все Госчиновники разом  забегают и запрыгают в ретивом  административном усердии.

PS О строительстве Сахалинского тоннеля писатель Борис Ажаев написал большой роман под названием "Далеко от Москвы", за который он получил Сталинскую премию и по которому был в свое время снят фильм под тем же названием.

***
Послесловие:
А ведь Дальний Восток пустеет. И если при СССР  на этих землях жило порядка двадцати миллионов человек, то сейчас насчитывается лишь около восьми. И что будет дальше? Не знаю, не берусь судить. Но мне кажется. что Китай потихонечку займет эти пустеющие земли России.
Реклама
Обсуждение
     20:48 08.08.2021 (1)
2
1.
А нынешняя Россия напоминает старое заброшенное кладбище – пустые деревни с полуразвалившимися домами, заросшие бурьяном поля и вконец раздолбанные грунтовые дороги.

Вы ж по-английски волокёте, поэтому позволю себе вмазать расхожей штатовской формулировкой: "Sad but true!"

2.
Да не нужен он нынешней демократической  власти, этот вымирающий русский народ.


Не могу пройти мимо молча, Макар! Это возмутительно, что Вы - убеждённый поклонник Лейбы Давидовича Бронштейна(Троцкого), который говорил много и ПРАВДИВО (я вынужден это признать!), опускаетесь до ОТКРОВЕННОГО ВРАНЬЯ! Какая на хер ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ власть?! В РФ, с момента вторых ельцинских выборов, ни о какой демократии на выборах и речи даже не было! И не пахло даже ДЕМОКРАТИЕЙ! Фокусы-покусы, и чем дальше, тем наглее и подлее - вот, что за ДЕМОКРАТИЯ на выборах в РФ! Я Вам уже раза три это писал, но проору опять:
В России и Украине царит примерно одинаковый режим: КЛАНОВО-ОЛИГАРХИЧЕСКАЯ КЛЕПТОКРАТИЯ! Всё! Вот об этом надобно говорить и писать, а не врать и передёргивать! Демократия в полном масштабе есть в Скандинавии! Там же и РЕАЛЬНЫЙ социализм! Там же - РАВЕНСТВО и СОЦИАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ! А Россия и Украина на всех парах летят к пропасти небытия! Беларусь туда уже свалилась, а соседние "БРАТСКИЕ" народы мчатся к ней неостановимо!



     11:06 09.08.2021 (1)
Б.К.!
Кто из нас двоих врет - это вопрос вопросов. Вы считате, что это я "вру". Я же считаю, что - вы! То есть. вам нравится попадья, а мне - попова дочка! Это во первых.
А во вторых, я считаю. что у нас в России сейчас классическая ДЕМОКРАТИЯ европейско-американского образца, когда страной правят денежные мешки и банковские счета, а Президенты страны являются их ставленниками.
В странах скандинавии нет никакой демократии, там у них государственный капитализм, разбавленный социалкой, взятой из СССР.  Не надо забывать. что социалка первой в мире появилась в СССР еще в тридцатых годах: восьмичасовой рабочий день, уравнивание прав женщин с мужчинами, бесплаьтное образование и медицина, бесплатные детсккие учреждения, бесплатное жилье и так далее и тому подобное. Скандинавы "сперли" все эти блага из СССР, испугавшись активизации рабочего движения.
     12:14 09.08.2021 (1)
Ха! ДЕМОКРАТИЯ - это, когда присутствуют РЕАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ВЫБОРЫ во все структуры власти! И только ТАК! В США это имеет место быть - подписываюсь и присягаю, потому что являюсь участником этих процессов ЛИЧНО!
Касательно скандинавов. Да, они ПОЗАИМСТВОВАЛИ идею у большевиков. Но сделали её АБСОЛЮТНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ! А большевики поманили народ всеми этими словесами, но ни земли, ни фабрик никому не отдали! Обдурили идиотов по полной!  В СССР никогда никакого социализма не было! Даже им и не пахло! Был тупой и полномасштабный ТОТАЛИТАРИЗМ! Пожалуй, гитлеровский нацизм был в сто раз мягче для немцев, нежели "социализм" по-большевистски!
     13:53 09.08.2021 (1)
В какой  стране мира есть конкурентные выборы? Ни в какой!!!! Ни в США, ни в Еворопе их нет. Но есть технологии  "всаживания" в "кресло" правителя страны нужного правящей элите  человека. Что мы и видели совсем недавно на примере США, Франции и Великобритании. Ставят нужных себе людей и делают за ГРОМАДНЫЕ ДЕНЬГИ  для недумающих идиотов страны шикарные спектакли под названием выборы.
А насчет СССР ответ прост. В СССР были самые демократические выборы на свете при выборах в высший орган власти Верховный Совет. Каждая кандидатура, которая шла от региолна, обсуждалась широчайшим образом на общих собраниях коллективаов. И когда я голосовал за нашего от города представителя, я знал, за кого голосовал и  ни одна сволочь в верх не проходила. Проходили в Верховный Совет лишь лучшие люди страны.
Заводы, фабрики, рудники в стране принадлежали коллективам этих предприятий и именно эти коллективы составляли планы их развития по голам и на пятилетку. В эти планы входили не только произволсвенные показатели, но планы по строительству жилья,  больниц, детских учреждений, школ и баз отдыха.
PS А насчет гитлеровского нацизма знаю то, чего вы не хотите видеть:
1. При Гитлере народ Германии жил лучше всех в Европе и потому Гитлер является обожаемым вождем не только самой  Германии, но и все Европы.
2. Сейчас Майн Кампф яляется самыой издаваемой книгой в Еворопе. Ее тираж достигает нескольких миллионо экземпляров в год  и раскупается практически мгновенно. Это говолрит о ростущей популярности фашизма в Европе. Не вашей задрипанной демократии, а твердой тоталитарной власти.
     00:29 10.08.2021 (1)
В СССР были самые демократические выборы на свете при выборах в высший орган власти Верховный Совет.

Ха-а-а! Если бы я не жил в СССР, то может и стушевался бы, но я рождён в 1960-м и видел всё это бляЦтво сам! Макар! Вы не троцкист, а колхозный парторг!


При Гитлере народ Германии жил лучше всех в Европе и потому Гитлер является обожаемым вождем не только самой  Германии, но и всей Европы.

Не спорю - Адольф Алоизович делал для немцев куда больше, нежели Сталин для народов СССР. Но вот то, что Гитлер ЯВЛЯЕТСЯ обожаемым вождём ВСЕЙ Европы - это, пардон, не просто БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ, но, хм-хм, тянет на скамеечку в суде... Нет? Не боитесь, что Вас в суд потянут за ПРОПАГАНДУ гитлеризма? Хых! Посадить, конечно, не посадят, но нервы вымотают так, что сляжете, а потом и это-самое... Возраст-то уже не комсомольский...

Касательно МОЕЙ "задрипанной" демократии. Ну... Это... Макар, Сэр Уинстон Черчилль сказал на тысячи лет вперёд:
"ДЕМОКРАТИЯ - ДЕРЬМО, НО ЛУЧШЕГО ПОКА НИКТО ЕЩЁ НЕ ПРИДУМАЛ!" Мудро и глубочайше!


     14:08 10.08.2021 (1)
А вы не жили в СССР.  Да, физически вы были в СССР, а душой в Америке. И вы просто "физически" не могли видеть того, как жил народ СССР - ведь он жил без таких, как вы.
     00:11 11.08.2021 (1)
Да! Я НЕ жил в СССР, а мучился от дикого отвращения! Тьфу!

     21:20 12.08.2021 (1)
Вы мучилсь, а я жил, любил, учился, работал в самых диких местах страны, говорил лишь то, что считал нужным и получал от жизни настоящее удовольствие. Отвращение к окружающему меня в данный момент миру у меня стало появляться при посешении Европы и Америки. Это - чужой и неприятный для меня мир. Хотя меня и уговаривали у них остаться.
     00:35 13.08.2021 (1)
А вот мы не нарадуемся на США.  Если бы не отъезд в эту классную страну, то пропали бы чисто физически. Однозначно!
     10:05 13.08.2021 (1)
Да на здоровье! Вам нравится эта фальшивая, не работающая и живущая на незаработанные деньги страна? Ну, и целуйтесь с ней! Несколько раз бывал, как специалист,  по работе в США. Хватало на две-три недели! Большего выдержать не мог -  как в клоаке какой-то живешь!
     12:16 13.08.2021
КАЖДОМУ - СВОЁ!
     12:00 09.08.2021 (1)
1
По мне, так любые осужденные просто обязаны отрабатывать своё нахождение в тюрьме.
Иначе жить нахаляву каждому захочется!
     18:28 10.08.2021
какое отрабатывать?! Вы что, Сандра, такое говорите?!) сейчас многие стремятся в места не столь отдалённые, в надежде стать узником совести и получить Нобелевскую премию))
     19:10 08.08.2021 (1)
Поучительные факты истории "больших свершений".
     11:08 09.08.2021 (1)
Спасибо! Не даром же китайцы говорят, что великая энергия рождается лишь для великой цели. А цель в СССР была великая.
     12:54 10.08.2021 (1)
Однако рабский труд невинно осужденных-вещь безнравственная.
Заслуживает осуждения и изъятия из государственного обихода.На все времена!
     14:04 10.08.2021
В.С.!
А почему вы не осуждаете рабский труд "невинноо" заключенных Царской России, за счет которых была построена Трснссиб и работали рудники Забайкалья "для декабристов"? 
Или эта тема запрещена вашими хозяевыми?
Кстати, Наполеон умер на каторге острова Святой Елены. А вы ничего об этом вопиющеми "безобразии" европейской цивилизации не говорите!!!! Ай=яй=яй!
     11:22 08.08.2021 (1)
Вот удивительно... у меня тесть отсидел в сталинских лагерях и нисколько не обиделся на Сталина...
он был мастером на оборонном заводе, и запорол оборонный заказ...
     15:11 08.08.2021 (1)
Г.Б.!
Мало из тех, кто был репрессирован, плохо отзывался о Сталине. Это не только военачальники, такие, как  Рокосовский,    Мерецков,  Горбатов и целый ряд других, это  и  выдающиеся советские оружейники, такие, как Королев или Дягтерев, или же  гуманитарий  Лигачев,  артист Жженов, или простые советские люди. Я после школы проработал в геологии на буровой в востчной Якутии несколько лет , где среди рабочих  работало много бывших репрессированных, которым некуда было возвращаться. И ни от кого из них о Сталине плохо услышать было невозможно.
PS
Господину Д.Александровичу!
Вы трусливо прячетесь под невозможностью вам ответить. Я бы вам ответил просто - вы необразованный человек и лжец. Вы не знаете творчество Жженова. Его рассказ "Саночки" был опубликован в журнале Огонек без коментарий. А его воспоминания "Прожитое" были опубликованы в восьмидесятые в "Роман газете" и отрицательныхъ слов о Сталине там не было. Они появились потом, в последующих либеральных изданиях, когда о Сталине нужно было говорить лишь одни гадости.
     16:13 08.08.2021 (1)
     18:54 08.08.2021 (1)
А Высоцкий-то какое отношение к этим процессам имел? Ездил по заданиям идеологического отдела ЦК КПСС по городам СССР и Европы, пел одобренные этим отделом песни  и даже женщину заимел в Париже,  подобранную ему  КГБ. 
Неинтересная для меня личность!
     19:41 08.08.2021 (2)
Ну Высоцкий ко всему имеет отношение...)
     10:49 09.08.2021
Для вас - да! А для меня - нет!
     20:48 08.08.2021 (1)
А на левой груди профиль Сталина...(с) это специально накалывали, чтобы в него не стреляли...
     10:52 09.08.2021 (1)
У Высоцкого на груди Сталин выколот?! Первый раз слышу. И я никогда не видел голого Высоцкого.  А по нвынешщним гендерным понятиям вам - "повезло!"
     11:37 09.08.2021
2
Уел вас таки мой комментарий насчет Жженова, что вы споро его удалили. Вот и вся ваша "правда", трусливый врунишка. Отныне никакого доверия вашим писулям.
     12:09 08.08.2021 (1)
1
Проблем-то в стране ведь больше нет, чем строить тоннель на Сахалин.
В стране миллионы инвалидов и хронически больных людей, которым не хватает лекарств и медицинской помощи. Медицина в России в прошлом году просто рухнула. В итоге - рекордное за последние годы вымирание народа.
Миллионы людей до сих пор живут во "временных" сталинских бараках, денег на их расселение у государства нет.
Чудовищная, безысходная безнравственность.
Насквозь и давно прогнившее государство.
Полное бесправие личности перед государственной машиной и властью.
Кругом несправедливость и неравноправие.

Те представители власти и олигархи,  кто предлагал и до сих пор предлагает проекты по строительству тоннеля (моста) на Сахалин, переброске северных рек в Среднюю Азию и подобную маниловщину, прежде всего думают о собственном кармане - о том, сколько государственных средств (денег налогоплательщиков, то есть всех нас) им удастся хапнуть.
     14:51 08.08.2021
А.Н.!
Главная проблема нынешней России заключается в том, что она экономически не развивается и сидит лишь только на продаже сырьевых ресурсов. И чуть-чуть на оборонке, чуть-чуть на продаже зерна.  А раз так, значит, она съеживается, скукоживатеся и ей становятся ненужными ее просторы. А отсюда вытевает элеменратная капиталлистическая мысль о выгоде, о прибыле за счет этих необъятных просторов:  да продать все эти заросшие лесом просторы кому-нибудь. Хоть Китаю, хоть в ООН, лишь бы прибыль от продажи положить себе в карман.
А вы о какой-то социалке, о лекарствах, о жилье для российского народа, о каких-то правах личности перед государством! Да не нужен он нынешней демократической  власти, этот вымирающий русский народ. Он царской власти был не нужен, не нужен и нынешней. Вот Сталину он был нужен и при нем численгсть населения страны неуклонно росла, несмотря на чудовищные войны, прокатившиеся по ее просторам.
А этот чертов Сахалин Ельцин в свое время почти продал какой-то  зарубежной фирме, которая  весь лес там  уничтожила, добывая для себя газ и нефть сверх варварским способом.
Проект по переброске рек сибири в Среднюю Азию в свое время пробивал Лужков, бывший мэр Москвы. Зачем - не знаю. Видно, хотел свое имя в историю России вписать. Слава богу его проект зарубили на корню ученые из Академии наук СССР ввиду его абсолютной бессмысленности и страшной вредности для сибирских пространств страны.
Реклама