Заметка «Об "армии стихотворцев" и победе воинствующего дилетантизма»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 669 +1
Дата:
Заметка «Об "армии стихотворцев" и победе  воинствующего дилетантизма» самая оцениваемая(8) работа за сутки
24.09.2021
Заметка «Об "армии стихотворцев" и победе  воинствующего дилетантизма» самая читаемая(22) работа за сутки
24.09.2021
Предисловие:
здесь приводится с некоторыми сокращениями статья
главреда журнала "Арион" Алексея Алехина
"Отчего рыбы разучились летать"

Об "армии стихотворцев" и победе воинствующего дилетантизма

Думаю, действующих поэтов «первого ряда» — не гениев, которые единичны во все
времена, да и статус их еще предстоит заверить будущему, а просто пишущих из года
в год первоклассные стихи, лучшие из которых ощутимо раздвигают границы поэтического
слова, — не больше дюжины.

Еще два-три, ну, три с половиной десятка просто хороших, настоящих, профессиональных
поэтов
Кто же остальные без малого тыща, а если добавить сюда публикации в других взыскательных
«толстяках», то и как бы не полторы-две? Кто авторы всех этих напечатанных, а следовательно,
по признанию экспертов, состоявшихся, художественно значимых (иными словами: добавляющих
к образу поэзии хотя бы штрих), существующих стихов?

Это верхушка той самой «армии поэтов», на которую сетовал Мандельштам.
И напрасно сетовал, хотя его раздражение ой как понятно. Особенно мне, редактору.

Ну да, это неистребимая, но и необходимая армия стихотворцев (хотя по облику, конечно,
скорее не армия, а бродячая толпа) — от простодушных любителей до прямых графоманов
и от искренних, но обделенных талантом тружеников поэтического цеха до старательных
филологов, не разбирающих разницы между анатомированием литературы и написанием
живой строки. И все они пишут и пишут, читают со сцены, выпускают самодельные книжечки
и заполняют своими творениями безразмерную Сеть. Но время от времени, по счастливому
стечению обстоятельств, вдруг, подобно тому как рыба — обыкновенная, нелетучая рыба —
порой выпрыгивает из воды, выпрыгивают и они за пределы своих обычных возможностей,
расхожих тем и языка — и создают нечто. И эти удачи, как драгоценные находки, поэтические
редакторы бережно извлекают из стихотворного потока и по праву предъявляют читающей публике.

И тут-то намозоленному редакторскому глазу видна обозначившаяся в последние полтора
десятка лет, начиная примерно с двухтысячных, проблема.
Ни первая дюжина «высшей лиги», ни следующие за ними три-четыре десятка настоящих
поэтов не претерпели за эти годы количественных перемен.

А вот «подлесок», подпирающий снизу поэтические вершины, приметно поредел.
Неожиданных находок в неоскудевающем редакционном потоке рукописей стало ощутимо
меньше. И редакционный портфель уже не лопается от жаждущих печатного станка подборок.
Поверьте редактору.

Внешне это выглядит, как если дать хорошенько отстояться стакану с простоквашей:
все съедобное соберется в неширокий верхний слой, а бо´льшую часть прозрачной посудины
заполняет безвкусная мутноватая жидкость.
Причин, объясняющих это явление, наверное, несколько. По крайней мере две главные
мне очевидны.

Первая сопряжена с упадком толстожурнальной культуры и связанным с ним (причем
даже не скажу, что тут первично) разрушением иерархии художественных ценностей.
Искусство по природе своей не переносит демократии, пределом которой всякий раз
оказывается масскульт. И как раз высоколобые самоуверенные «толстяки» от веку призваны
были вести сепарацию: отделять сливки от обрата.

Или, возвращаясь к нашему образу, как будто рыба вдруг напрочь разучилась летать —
плавает себе и плавает, не высовывая головы, в привычной прудовой водице. Притом
что самих этих пескарей и ротанов, обитающих на всякого рода стихах.ру, становится
не то что меньше, но больше в пугающие разы.

Дело, однако, не только в том, что журналы, пусть и с огрехами, держали планку. Само их
существование давало пишущему — особенно молодому пишущему — ориентир. Заставляло
стремиться к публикации как к знаку признания цехом.

И вот тут что-то случилось с самим поэтическим воинством, и ветеранами, и новичками.

Увы. Множество полулюбителей, поэтических середнячков и просто неофитов,
чьи удачи не часты и требуют от такого стихотворца сверхъестественных усилий,
вовсе перестали пытаться выпрыгнуть из воды и хоть на миг, да полетать — просто потому,
что им неохота прыгать.
К чему тащить себя за волосы вверх, если иерархии ценностей больше нет, признанных
ценителей тоже нет, и «хорошие» стихи отличаются от посредственных и плохих не мнением
авторитетного знатока или знатоков, не местом публикации, не тиражом самопального сборничка,
а всего лишь числом лайков специально для этой цели собранных в кучку и повязанных
круговой порукой  доброжелателей?
Вот и вторая, а то и главная причина. Окончательную точку поставил всеядный Интернет.
От веку молодой или просто не уверенный в себе стихотворец искал оценки чтимого
им мастера. Подкарауливал у входа в Дом литераторов или раздобывал адрес и являлся
прямо на порог. И нередко, если сумел своими несовершенными творениями заинтересовать
кумира, получал от него толковые советы. Чаще — довольно болезненные.
Выросло вот уже целое поколение сочинителей, которым этого не надо. Вполне достаточно
блога в Фейсбуке с компанией равноценных себе френдов: написал, вывесил, получил
похвалы, раздал ответные — и плавай себе в этой заводи, пуская пузыри. Можно еще и
что-то вроде интернет-издательства на паях устроить, чтобы публиковать и читать самих себя.
А если воротиться в офлайн, то и тут на каждом шагу бесконечные конкурсы и фестивали,
где надо быть уже вовсе идиотом, чтобы, выступив, не заполучить хоть какого-нибудь диплома.
Хотелось и тут написать «лайка», потому что, в сущности, этот оф-лайн — придаток все той
же Сети.
Словом, победила демократия. Сиречь — воинствующий дилетантизм.
И надо ли удивляться, что такая смена вех в итоге приметно опустила поближе к дну средний
уровень средней поэзии, а главное — почти извела ту рыбу, чьи прыжки над водной гладью
радовали глаз и заполняли журналы?

Хотя, конечно, летать трудней, чем просто шевелить плавниками и пускать пузыри на
удивление окрестным пескарям.



Послесловие:

Поддержка автора:Если Вам нравится творчество Автора, то Вы можете оказать ему материальную поддержку
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     01:21 16.11.2023 (1)
Конечно, на уровне Алехина все как-то явственнее и нагляднее. Живу не в столицах, смотрю вокруг, и не особенно ужасаюсь происходящему. Куча чтивых вечеров, тусовки молодых поэтов с обязательным присутствием кого-то из мэтров, слэмы опять же - новый поэтический спорт. И сетевые время от времени выпрыгивают из воды. Слышал пару-тройку - поэты, бесспорно поэты. Почему не печатаются? Да им на гонорары от встреч на чтивых вечерах больше сыплется, вот и не печатаются. Кто-то из них даже член какого-то регионального союза писателей. У нас в городе таких почему-то два. 
Кстати, вот об этом нюансе уважаемый редактор как-то забывает, а он важен. Там же есть правило - хочешь в союз, предъяви изданный сборник. Но вот если бы требование было иным - подборкой в уважаемом толстяке из приведенного списка, наверное и работы у редактора прибавилось бы. А то ведь достаточно собственного коммерческого сборника, лишь бы рецензия была какая-то от местного мэтра. А с местным мэтром можно и просто водки выпить, он и подпишет, что подашь. Там, правда, еще две рекомендации от членов должны быть, но и это почти так же решается. Короче, всем этим союзам давно пора договориться и сделать какой-то правильный механизм, регулирующий вход, да и лучше бы все же, если бы союз этот был одним, а не в каждой подворотне свой, но с одинаковыми правами и статусом. Но вот это как раз из области фантастики - они друг друга ненавидят, грызутся как собаки и считают расхитителями их личного добра. Чего уж тут удивляться, что и подборки и корочки молодым поэтам нужны исключительно для того, чтобы на афише их выступления можно было что-то конкретное указать и сторговаться о чуть более высоком гонораре. А нырять с головой в то болото, что именуется большой поэзией им не хочется.
Кстати,  это все не отменяет того, что эти сетевые накоротке знаются с мэтрами и получают от них рекомендации. Мимо толстяков, конечно, на личных отношениях, но знаются и получают. Иначе-то никак, и они это прекрасно понимают.
     16:44 21.02.2024
извините, что с таким опозданием... тут красная циферка полученных 
комментариев пропадает, если сразу не ответишь, что очень неудобно...

я как-то не в курсе, требуется ли в "толстяках" для публикации, кроме двух
поэтических, издаваемых Е.Степаноым (Дети Ра и Зинзивер), где для это
необходимо состоять в СП 21 века, обязательное членство в каком-нибудь СП...
более того, читал лет пять назад в сети откровение женщины-редактора,
что подобные упоминая в письмах с подборками редакторами не приветствуются,
настолько членство в СП себя девальвировало...-)

И сетевые время от времени выпрыгивают из воды. Слышал пару-тройку - поэты,
бесспорно поэты


да, выпрыгивают, но Алехин ведь говорит, что все реже и реже из-за успокоенности,
достаточности "лайков" в сети или, как Вы пишете - "Да им на гонорары от встреч
на чтивых вечерах больше сыплется."... 
но ведь раньше стремились попасть в толстяки не из-за гонораров, а из-за престижности 
такой публикации... Алехин об этом прежде всего пишет:

К чему тащить себя за волосы вверх, если иерархии ценностей больше нет,
признанных ценителей тоже нет, и «хорошие» стихи отличаются от посредственных
и плохих не мнением авторитетного знатока или знатоков, не местом публикации,
не тиражом самопального сборничка,а всего лишь числом лайков специально для
этой цели собранных в кучку и повязанных круговой порукой  доброжелателей?


     02:59 24.09.2021 (1)
1
Спрос рождает предложение. Запиши ты хоть божественно... Нет спросу на поэзию. На "потрошки" и "блинчики" спрос есть. 
     22:08 25.09.2021 (2)
1
вопрос в том - у кого на это есть спрос... но вы правы...

В Московском доме книги на прилавке самых продаваемых книг раздела «Поэзия» лежат тома Ах Астаховой и Солы Моновой – их работы изданы на таком полиграфическом уровне, какого у нас удостаивался только Бродский.


     18:29 12.10.2021 (1)
Ну у нас же - кто лапками  бултыхает, тот сливки и кушает. Обе эти дамы напористы и неутомимы в своём желании быть в первых рядах. В каких не важно, главное на виду...
     18:34 13.10.2021 (1)
здесь еще дело в том, что когда рынок со своим линейным законом - спрос-предложение - вторгается
в поэзию с ее законами высших сфер, по другому и не будет...

Рынок расставит своих продаваемых героев поэзии везде. Рынок будет зарабатывать на самом бренде поэзии,
выдавая за неё всё, что умеет себя продавать. Он будет побеждать вас на вашей же территории.
Потому что у литературного сообщества нет общих ценностей, а значит, нет ресурсов и аудитории.


кстати, Фабула и подобные сайты красноречиво это иллюстрируют... здесь авторы,
которых, используя терминологию из цитаты, можно отнести к литературному сообществу,
разобщены, в отличии от активной массовки, которая и формирует рынок... и общими
ценностями которой являются взаимные лайки, что и сплачивает их в стройные ряды... -)
     18:47 13.10.2021
А не будешь лайкать, никто и читать не станет. Хотя,  не все читают то, что лайкают.....Ненавижу это собачье  слово....
     23:38 25.09.2021
Спрос - понятие усреднённое. 
     19:17 23.09.2021 (1)

это неистребимая, но и необходимая армия стихотворцев (хотя по облику, конечно,
скорее не армия, а бродячая толпа) — от простодушных любителей до прямых графоманов
и от искренних, но обделенных талантом тружеников поэтического цеха до старательных
филологов, не разбирающих разницы между анатомированием литературы и написанием
живой строки.

Четко сказано.

Спасибо за статью - толковая.
     22:22 23.09.2021 (1)
     18:38 12.10.2021
1
Ваши заметки всегда интересно и полезно читать, Вик.
Особливо простым графомашам, без обилия лайков и при отсутствии амбиций. Читаешь и посмеиваешься над стяжателями славы... Как зимой, сидя у камелька, радуешься, что сидишь в тепле, а не на морозе топаешь куда-то.
     00:59 25.09.2021 (1)
Виктор, а себя ты к какой категории относишь? Ну нравится людям изливать душу в "стихах", так что в этом плохого?
     21:57 25.09.2021 (1)
1


От веку молодой или просто не уверенный в себе стихотворец искал оценки чтимого

им мастера.

я отношу себя к тем, кто ищет...

     02:05 26.09.2021 (1)
-1
Так и не мешай искать другим. Подобные попытки бесплодны. Ну никто ведь не уйдёт после прочтения таких публикаций.
     17:45 26.09.2021
1
что-то я не совсем улавливаю ход ваших мыслей... где в публикации говорится,
что кто-то куда-то должен уходить?.. и чем эта публикация может мешать другим
стараться "выпрыгивать из воды", если она к этому и призывает?..
     09:26 24.09.2021 (1)
2
Дельная статья.И главный вывод-разрушена иерархия художественных ценностей. 
Нельзя не согласиться.
Следует ли ожидать нового взлета культуры и литературы?
Что то подсказывает - что да! Развитие идет по спирали.Даст бог доживем до нового витка.
     22:09 25.09.2021
1
хочется в это верить...
     23:04 23.09.2021 (1)
1
Наверное, было интересней, если бы он написал о современной поэзии,
последних 10-15 лет. Так сказать,  о наличии (или отсутствии) новых идей, литературных форм.
Привел бы новые имена.
А про "воинственный дилетантизм"- об этом все говорят.
     23:49 23.09.2021 (1)
список его публикаций о современной поэзии не ограничивается 
этой статьёй...
     00:06 24.09.2021 (1)
Может быть порекомендуете что-нибудь?
     01:35 24.09.2021 (1)
могу порекомендовать ознакомиться со списком его публикаций,
который откроется, если пройти по ссылке, указанной в послесловии,
и кликнуть на его имя в самом верху...
     00:33 25.09.2021 (1)
1
Я прочитал  статью Алексея Алехина "Прощание с авангардом". Это  пересказ статьи Михаила Лившица "Почему я не модернист", изданной в середине 60-х годов.
Михаил Лившиц был можно сказать гуру советской эстетики. Не знать его программной статьи Алехин не мог по определению, и тем не менее не упомянул его имени в свой статье. Что поделаешь, когда нет своих мыслей, но положение обязывает, приходится 
использовать чужие. Правда, с некоторыми вариациями, так сказать, от себя. Очень незначительными.
     22:01 25.09.2021 (1)
напишите ему об этом...
     22:06 25.09.2021
Обязательно напишу.
     16:36 23.09.2021 (1)
2
И что теперь делать? Переквалифицироваться в домоуправы?
     17:05 23.09.2021 (1)
1
наверно, упорно дерзать к «стихии чуждой, запредельной»... 
     17:21 23.09.2021 (1)
Увы, но рождённый плавать летать не сможет...
     17:36 23.09.2021 (1)
ну, здесь, наверно, о том, что многие даже и не пытаются...
или же сразу оставляют такие попытки после неудачи...
     17:38 23.09.2021 (1)
Нужно трезво смотреть на вещи.
     17:55 23.09.2021 (1)
а трезво - это как?.. называть себя графоманом, но где-то там внутри
считать себя и поэтом одновременно, видя кол-во лайков...-)
     17:56 23.09.2021 (1)
Это только по пьянке.)))
Вы себя внутри себя к какой категории относите?
     18:00 23.09.2021 (1)
1
у меня слишком мало лайков, чтобы считать себя поэтом... -)
     18:17 23.09.2021 (1)
Не в лайках счастье, имхо...
Внутреннее самоощущение гораздо важнее.
     18:30 23.09.2021 (2)
внутреннее ощущение, это, конечно, хорошо, но внутреннее ощущение,
подтвержденное профессиональным взглядом знатока( не толпы), объективней...
     20:50 23.09.2021 (1)
1
Посмотрел стихи в журнале "Арион" (№1 2019), редактором которого был А.Алёхин.

Вот, для примера стихи Веры Павловой.

***
Свежезаваренный чай
заката. Чаинки чаек.
Эй, прибой, отвечай:
любимый по мне скучает
там, за границей границ,
на том берегу неба?
Сумерки. Драка птиц
за корку хлеба.

***
Когда б вы знали, из какого sorry,
какого неизбывного стыда,
какого несгораемого горя,
тупого нет, не сказанного да,
какой незатихающей угрозы,
каких незаживающих разлук
растут стихи, нарядные, как розы,
и невзыскательные, как бамбук.

***
Гуськом идем-бредем,
любимого поэта
хороним под дождем.
Хорошая примета
пускаться в дальний путь
в дождливую погоду.
В последний раз прильнуть.
Пить дождевую воду.

***
По тротуарам стучат
палочками старики,
то ли ища клад,
сказочные сундуки,
то ли просясь на постой:
Тук-тук, это я, я тут!
Что если сундук пустой?
Что если меня не ждут?


Круто, не правда ли?
Мне так никогда и ни за что не смочь.
     22:20 23.09.2021 (1)
ну, а если смочь, значит надо дерзать... мы же с этого
и начали разговор... -)
     22:23 23.09.2021 (1)
дерзать только душу терзать
     22:30 23.09.2021 (1)
1
так ведь она, согласно, можно сказать, классика, просто обязана день и ночь
трудиться... 
     22:37 23.09.2021 (1)
ну, если только согласно классику...
     22:52 23.09.2021 (1)
помните цитату, приписываемую Гёте?..

Сперва мы пишем просто и плохо, потом сложно и плохо,
затем сложно и хорошо и только под конец просто и хорошо

возможно, Вера Павлова пример последнего...
     23:47 23.09.2021 (1)
Вера Павлова поэт, конечно, интересный.
Но...
     23:57 23.09.2021 (1)
с но согласен... Вера Кузьмина, на мой взгляд, куда интересней...
     00:49 24.09.2021 (1)

О Вере Кузьминой я и не знаю ничего...
     01:52 24.09.2021
здесь есть немного о ней...
https://magazines.gorky.media/prosodia/2017/7/poeziya-s-chelovecheskim-liczom.html
здесь побольше...
http://www.plavmost.org/?p=7515
     18:33 23.09.2021 (1)
Если бы диплом какой-нить выдавали или на худой конец справку, то ещё ладно.
А без документа никто и не поверит. Профессиональный взгляд знатока к делу не пришьёшь...
     09:29 24.09.2021 (1)
Поэт он и лвумя четверостищиями докажет.Безо всякой справки.
Справки нужны инвалидам.имхо
     09:36 24.09.2021
1
Кому докажет? Критикам-зоилам?
Справки нужны всем, потому что бюрократия и формализм везде, даже в литературе.
Реклама