Заметка «Эхо творческой мастерской»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 22
Читатели: 554 +1
Дата:

Эхо творческой мастерской

Автор Эль Эф устроила творческую мастерскую из "народных рецензий" ( https://fabulae.ru/note.php?id=59931 ). При этом выставила свои стихи в качестве объекта для критики. Не думаю, что это проявление мазохизма в хорошем, самокритичном  смысле этого слова. Полагаю, автора не устроила оценка редколлегии в составе 4-х проголосовавших, равная 7,5 баллов (среднее значение). Но это всего лишь мои предположения, основанные на традиционной, довольно болезненной реакции автора на критику.
 
Я не стану ломиться в открытые ворота. Зачем, если они открыты? Если автор желает критики, то выскажусь как один из авторов Фабулы. И поскольку Эль Эф стирает мои комментарии на своей территории, то сформулирую краткое мнение отдельно, так сказать, вдали от её карающей длани.

Другие же авторы могут судить о возможной предвзятости.
__________________________________________________________

К разбору автором предъявляется следующее стихотворение:

Я была как-то осенью на Сан-Микеле,
эти строки пришли у могильной плиты. 
Ветер листья куста шевелил еле-еле,     
опускаясь погладить живые цветы.       

Так могла написать. Кто бы мне не поверил?
Мало ль, где и когда мог ЛГ побывать.                     
А тому, кто бывал как-то на Сан-Микеле, 
совершенно нет смысла его обличать.         

Прежде он испытал то же самое, что и
мой счастливый ЛГ, что не в силах молчать
об искусстве, которое каждый откроет
там, где Бродского подпись, как бога печать.


Итак:

"Я была как-то осенью на Сан-Микеле,
эти строки пришли у могильной плиты. 
Ветер листья куста шевелил еле-еле,     
опускаясь погладить живые цветы".


<-- Простыми словами простая констатация фактов. Становится понятно, что:

была у могильной плиты,
ветер шевелил кусты.

Как красиво звучит "как-то осенью побывала на Сан Микеле"... Почти как "была проездом в Рио-де-Жанейро, остановилась в отеле Копакабана Пэлас. Кухня терпима, но Шабли в номере не того года". Шучу :).
Я понимаю, что "Сан Микеле" - эффектное итальянской словечко, но, увы, пока мало чем помогает стихотворению.

Звучат многообещающие ключевые для поэзии слова: "осень", "листья", "могильной плиты", "живые цветы", - но истинная поэзия, очевидно, должна проявиться в последующих строфах.

"Так могла написать. Кто бы мне не поверил?
Мало ль, где и когда мог ЛГ побывать.                     
А тому, кто бывал как-то на Сан-Микеле, 
совершенно нет смысла его обличать".


Примитивная глагольная рифма "побывать - обличать", добивающая (в третьем куплете) слух глаголом "молчать", — почти без шансов опускает стихи на низкий уровень.
Снова не по делу упомянутый в конце строки "Сан Микеле" вместо поддержки и работы на стихотворный позитив, теперь уж точно работает на негатив.
И в целом все эти вопросы о доверии: "кто бы не поверил" (а кто бы поверил; а кто бывал, а кто не бывал) - формируют не слишком поэтичную, не слишком уместную, не слишком умную строфу в стихах, посвященных поэту Бродскому. Обличительные разборки у сетевых творцов с комплексами у гроба классика! Детский лепет какой-то.

"Прежде он испытал то же самое, что и
мой счастливый ЛГ, что не в силах молчать
об искусстве, которое каждый откроет
там, где Бродского подпись, как бога печать". 


Строка "Прежде он испытал то же самое, что и..." - корявая, как солдатский кирзовый сапог. Но, как сказал Фрагорийский, у Эль Эф вообще большие проблемы с русским языком (правда, не всегда...; в зависимости от погоды в полушариях). Невнятная концовка, позволяет догадаться лишь об одном: Автор и её ЛГ боготворят и преклоняются перед Бродским... Похоже, без взаимности.

Автор явно не удовлетворена оценкой редколлегии. И с ней я полностью согласен. 7,5 баллов, по-моему, слишком много. Редколлегия слишком щедра. Я бы поставил четвёрку с минусом... (из десяти).

_______________________________________________

И разбор бонусом!
Перед этой "творческой мастерской" состоялся аналогичный разбор другого стихотворения Эль Эф:

Луна в туманы села,
несмело рассвело,
и кочет будит смело
курятник и село;

где редкая картошка
и яблони в саду,
и ловит лапой кошка
карасиков в пруду;

где до ближайшей лавки
семь верст по сентябрю,
что для домашней шавки,
конечно же, не крюк;

где над заросшей речкой
туман и облака,
и под завесой млечной
осока высока.


Со стороны "народных критиков" были замечания и вопросы:

1. Что за такая "редкая картошка"? (Александр Резников)
2. НЕСМЕЛО рассвело и кочет будит СМЕЛО - как то не очень. (Александр Резников)(Наталья Семёнова ).
3. Сомнения по поводу "ЛУНА В ТУМАНЫ СЕЛА"... (Александр Резников)
4. Туман во множественном числе обычно упоминается, когда говорят о чередовании туманных дней. (Likin M)
5. "Кошка, которая ловит рыбу лапой в пруду" как-то не совсем естественно. (Устименко Оксанка)
6. Семь вёрст по сентябрю. А по октябрю - сколько, а по марту? (Likin M)
7. А что шавке делать в лавке? (Likin M)
8. И под завесой млечной... Утро уже [...] и галактика наша не видна. Зачем же упоминать о ней всуе? (Likin M)

Может, кому покажется странным, я больше похвалю это стихотворение, чем поругаю.

_____
Написать: "в туман" или "в туманы" села луна, - это абсолютно авторское предпочтение. Если литгерой оглянётся через левое плечо - увидит туман, оглянётся через правое плечо - увидит туман, посмотрит прямо - увидит туман, то это авторское право говорить о "туманах".
И вообще, если в том направлении, где луна зашла за горизонт, есть хотя бы несколько низин, полян (а это так и бывает), то почему бы не заговорить о туманАХ.

М.Ю.Лермонтов: "И скрылся день; клубясь, туманы Одели темные поляны Широкой белой пеленой".
Тут могли бы тоже дободаться: почему широкая пелена одна, а туманов несколько.  
_________
Вопрос о неудачном "несмело - смело" - спорный вопрос. Тем более, что это не рифма. Но я бы вместо "и", поставил бы "но" - и это было бы обоснованно и удачней:
_________
Несмело рассвело,
НО кочет будит смело
курятник и село

_________
"Редкая картошка" - однозначно корректно. Причём, в любом толковании. Что огородов мало, что грядок мало, что кустов мало... - без разницы.
_________
По поводу: "Кошка, которая ловит рыбу лапой в пруду".

Мало роликов на Ютубе? Поищите сами. И кошка не обязательно вплавь должна ловить рыбу как морской котик. И не обязательно охота должна увенчаться успехом. Мне живо представляется кошка на низком, деревянном лодочном причале с занесённой для удара лапой, внимательно следящая за мелькающими рыбьими тенями. Если сомнения остались:



"и ловит лапой кошка
карасиков в пруду"
— пожалуй, находка, а не недостаток.
_________
По поводу: "Семь вёрст по сентябрю".

Действительно вызывает сомнения... Но надо включать фантазию.
Например, в сентябре болотистая местность заставляет делать крюк, а декабре можно идти напрямки по замерзшему болоту.
И если автор делает зарисовку в сентябре, то в праве говорить о сентябре, и не обязан объяснять кому-либо о дороге к магазину в мае.

И, к слову, загибающиеся деревни без магазинов - сплошь и рядом. Сам видел. Государство в лице местных органов предписывает работу автолавок. Но те исполняют, как шайтан на душу положит.
_________
"А что шавке делать в лавке?"

Похоже вопрошающий редко следил за повадками собак. Деревенские собаки, что не на привязи, часто делают обход обширной территории. И узловые места - это вкусные места ("магазин","мусорные баки", "свалка"), отдельно стоящие, посещаемые разным зверьём и собаками кусты, деревья, постройки, крупные камни, где можно оставить свою метку и прочитать "звериную почту с новостями". Почитайте Сетона-Томпсона - узнаете много для себя нового о зверях и, в частности, о собаках.
_________
По поводу: "Облака сконцентрировались конкретно над речкой? А в остальной округе небо чистое?"

Автор волен писать о том, что видит, так как видит. Если в данный момент облака (визуально) над речкой - значит над речкой - и точка. И, затем, над речной - это не значит строго над речкой, а может быть в проекции над речкой.

Если Солнце зашло за горизонт (а линия горизонта на ровной поверхности на удалении ~4,5 километров) , то это не значит, что звезда Солнце прошла от вас на удалении 5-6 километров. ;))
_________
По поводу: "И под завесой млечной... Утро уже [...] и галактика наша не видна. Зачем же упоминать о ней всуе?"

Товарищ Ликин, ауу... С добрым утром! ;)
"Завеса млечная" ТУМАНА, а не след на небе галактики "Млечный Путь".
_________

Я немного в шоке от такой критики. Так много претензий и почти ни одной, имеющей основание.
Видимо, любят городские критики порассуждать о зверье, туманах, млечных путях, закатах, банановых рощах на далёких Амазонках, стерхах, прочих выхухолях и т.д. не видя и не ведая их природы. ;)

В итоге... Стихотворение показалось чуть незавершённым.
+ несколько крохотных замечаний:

"сентябрю - крюк" - как главная рифма строфы - не очень.
Можно было бы иронично:

"где до ближайшей лавки
семь верст по сентябрЮ,
что для домашней шавки,
конечно же, не крЮ...;"

"речкой - млечной" - тоже не фонтан.

Всё же, наверное, избыточное повторение однокоренных "смело", "несмело". Но это не претензия, а личное моё предпочтение.

И по общему впечатлению моя оценка = 8-9 баллов. То есть я согласен с оценкой редколлегии.






Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:15 22.12.2021 (1)
Так много написано... ХМ??! А пишет она неплохо, судя по вышестоящим... ...Вы ей цветы лучше подарили бы!..
..читать уже некогда... 

     15:32 22.12.2021 (1)
Ну, это кому как :)
По мне, так у неё удачные стихи случаются редко, а ерунда, увы, часто.
Свою позицию, аргументируя, изложил в заметке.

Вспоминая классику ("бабе - цветы, детЯм - мороженое"), скажу, что не имею привычки дарить цветы авторам, возможно, мужского пола... 
     15:34 22.12.2021 (1)

и ловит лапой кошка

карасиков в пруду;

...так только женщины пишут. ...
     15:42 22.12.2021 (1)
Очень похоже.
Но этого недостаточно.

Я, к примеру, на сайте Хохмодром более 10 лет имел "женскую маску" (клона)(по политическим мотивам). И за все 10 лет не был раскрыт. Всё зависит от умения сыграть виртуальную роль :) В итоге раскрыл по своей воле.

А Эль Эф спокойно реагировала на обращения и "к ней" и "к нему". И были обнаружены "её" статьи, которые на Фабуле звучали от "её" лица, а на иных сайтах от "его" лица. В итоге, правда не установлена. :)  
     15:45 22.12.2021
     04:13 21.12.2021 (1)
У авторессы, тшательно скрывающей своё истинное лицо под двумя латинскими литерами, есть два пунктика:
1. Харкать в адрес автора данной заметки, не щадя рта и губ.
2. Любого, кто пытается ей хоть как-то и в чём-то возражать, осаживать смазью: "Не истери!"

Касательно стихов. Дама реально числит себя в продвинутых поэтессах, занимая на сайте позу этакой Ахматовой местного розлива. Вся из себя, короче! ЭСТЕТСТВУЮЩАЯ! А стих, который Вы разобрали в самом начале, - обычный китч. Тут те и туманы, и - ой, держите меня! - Сан-Микель, и - вах! - сам Иосиф Бродский под могильной плитой. Мадам этим опусом хотела вырубить залётных "чайников", сходу показав им свою ПРИЧАСТНОСТЬ к высшему поэтическому свету: Сан-Микель и Иосиф Бродский! Ой! Шляпу - долой!
 А теперь о Вас. Выборы-то редактора отдела поэзии будут или чё?..
     04:17 21.12.2021 (1)
Как свыше будет знак - так тому и бывать :)
     04:22 21.12.2021 (1)
А может рискануть и объявить выборы самому? Вы ж всё равно опять выиграете - можно смело идти и не ждать указивки Мелькора.
А сайту - движ и веселуха. Скучно стало как-то... А так - ВЫБОРЫ! Программы, спичи, тёрки... Это не так уж и плохо. Подумайте, Александр.
     04:39 21.12.2021 (1)
Мы люди маленькие, подневольные. Зачем нам игры в демократию?
К тому же я кресло с высокой спинкой и чай с пирожком предпочитаю разборкам :),...
"Старый стал, ленивый" ((с) к/ф "Белое солнце пустыни")...
Боевой дух уже не тот..., мне теперь предпочтительней спокойные дворцовые интриги, пузырёк с ядом, отравленный перочинный нож... для Эль Эф 
А так - я и мухи не обижу. 

     12:56 21.12.2021 (1)
Ясно. Жаль-жаль...
     15:54 21.12.2021 (1)
Я, конечно же, пошутил. :)

Но, право же, зачем мне торопить события, что-то объявлять, изображать из себя "право имеющего (а не тварь дрожащую :) )"?
Чего я добьюсь для себя принципиально нового?
Я не движим желанием власти - у меня иные цели. Не я здесь хозяин. И действую я в рамках полномочий... 
     02:13 22.12.2021 (1)
Лукавите. Явно! Ну, мне, в общем-то, по фиг! Я тут ради фана токмо.
     02:32 22.12.2021 (1)
1
Зачем мне лукавить? Какой смысл? :)

Из всех рычагов так называемой "власти" - это возможность влиять на список из 4-ёх авторов и их произведений в топе на Главной.
Я очень редко номинирую и почти не вмешиваюсь в голосование редколлегии. Можете спросить у любого её члена (бывшего или текущего) - они подтвердят. Себя не награждаем - поставили себе такое правило. Фабулоны мне бывают редко нужны, почти не трачу. В основном пишу рецензии.
С понтами руками не машу, пальцы не расставляю. "Командного голоса" не подаю ни в произведениях, ни в заметках. И там, и там проявляю себя как один из авторов сайта. Как-то так :)
 
     02:44 22.12.2021 (1)
Ну, тогда Вам и сам Бог велел написать заметку о том, что вот-де, не смотря на нежелание Админа, я - Александр О., выхожу с инициативой о проведении выборов на пост редактора отдела поэзии. Риска-то - ноль. Вас переизберут однозначно. На сайте у Вас сейчас просто нет конкурента. Так что, запросто можете замутить небольшой тибидух. Сайт припорошило пылью! Надо, Александр, чуток сайт вздыбить. Уверяю Вас - после выборов Ваш авторитет взлетит до небес: "Вот молодец-то! Сам выборы объявил! И провёл честно! Молодец!"
 
     03:01 22.12.2021 (1)
1
Понимаю иронию. ;)

И, к слову, сайт вздыбливать и нечем, и незачем.
Пробовал "вздыбить" конкурсами - почти никому не надь.
На сборники ищу хороших авторов. Большинство желающих пишут слабенько. А большинству сильных - опять таки не надь.
Судя по всему, большинству и не нужно, чтобы их понапрасну дёргали. Им нужна нормальная обстановка для творчества -- и всё.

     04:53 22.12.2021 (1)
Что ж, вопрос закрыт. С наступающими Вас зимними праздниками!
     15:33 22.12.2021
Вас - так же! 
     18:31 21.12.2021 (1)
1
Хорошо бы взаимный диалог и что думает по этому поводу автор.
     18:39 21.12.2021 (1)
Мне диалог не обязателен. Эль Эф по комментариям у меня в ЧС. Я у неё НЕ в ЧС (из непонятных принципов), но она мои комментарии стирает (что абсолютно идентично ЧС) ;)) Смешная такая :)
Однако "диалог" идёт дистанционно... То есть она пишет у себя, а я пишу у себя.

Вверху этой заметки - ссылка на её заметку. Там другие выражают своё мнение, и затем своё мнение, надо полагать, выскажет она сама. 
     18:42 21.12.2021
Понятно.
     09:28 21.12.2021 (1)
1
где над заросшей речкой
туман и облака,
и под завесой млечной
осока высока.

Тут по звуку нормально все, недостаток "к" в "млечной" отлично восполнен, и там где надо - в ключевых строчках 2-4 (высока - облака), в итоге - звучит всё хорошо здесь.

Сентябрю и крюк вполне норм. рифма. и Эль Эф ее правильно использовала (т.е. в соответствующем звуковом контексте, где звучит "К"  - причем там где надо - лавке, шавке...
В общем зря тут придрались. тут отлично все звучит.

С "несмело и смело" - отличный ход, понравилось как решена задача у критика.
Прочел с большим интересом - нравится как разобрано всё.
Отличный разбор.

     15:43 21.12.2021 (1)
Я позавчера общался в реале (за вкусным столом) с двумя поэтами, у которых рифма - "конёк". Один из них просто купался в изысканной составной рифме. Представляю, как они разбомбили бы Э.Э. за её рифму :)
Всё дело в личном отношении к таким вещам. У одних точная рифма на пьедестале; другим достаточно, чтобы пара гласных совпала; третьи ценят богатую рифму; четвёртые - составную... 
___
"Несмело-смело" - для кого-то находка, для другого недостаток... Это всё на уровне личных ощущений. Я примерился по своим внутренним весам и отразил это в заметке. Мне показалось, что в стихотворении, где автор декларирует желание отразить запустение деревни, слишком мало этого запустения. "Смелость петуха" здесь слегка не в кассу - уж лучше бы петух кричал как-нибудь по-иному, например, "отчаянно", "безнадёжно", "оглашенно". Без излишнего оптимизма.
Понимаю, петухи не кричат по заказу. :)
Это авторы добавляют своё видение с помощью метафор, аллегорий и прочих средств. Но согласись, если написать эти стихи в духе:

"Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей...", 

то таким настроением и словами запустение деревни не передать. 

     16:20 21.12.2021
Александр, я не люблю формального подхода: есть еще такое понятие как "или звучит или не звучит".  я смотрю как практик а не теоретик на такие вещи. все зависит от контекста - если правильно задан контекст, то звучит хорошо ЛЮБАЯ рифма. но это такая тонкая ювелирная кулинария.
некоторые поэты кровь с любовь так зарифмовывают, что все эти начетники курят в буфете со своими "бомбами")))

А несмело - смело у Эль Эф в стихе звучало нелепо, но вот то что вы обыграли этот прием  (я считаю мастерски) - так оно все встало на место. так что тут вам - респект. просто в стихе появилась логика в этом "несмело смело". а до того (в авт. оригинале) её не было, и было как 70 рублей - 80 рублей. Ну тут чистый дизайн поэтический уже был вами предложен.

А так то да - я согласен, картина  как бы "о другом" с этим петухом)))
     12:01 21.12.2021 (1)
Добротный, качественный разбор, на мой взгляд. И да, по существу, никакой предвзятости я тут не заметила. 
     15:44 21.12.2021
Спасибо за такую реакцию :)
     04:59 21.12.2021 (1)
ТщательнЕе не бывает!
     15:43 21.12.2021
Как-то так :)
     03:37 21.12.2021 (1)
Согласна с Вами, Александр, доходчиво и убедительно разложили всё по полочкам.
     04:19 21.12.2021
В некоторых местах был ироничным. Каюсь. Неравнодушен к Эль Эф... "Не_ровно_дышуем". 
Но старался по существу вопроса.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама