Даниэль Шарбонно и Анна Дорнхаус из Аризонского университета пришла в голову мысль пометить муравьев в пяти лабораторных колониях разными красками, чтобы различать отдельные личности, а после снять всю их жизнь на микрокамеру и понять, как складываются их трудовые отношения.
Оказалось, что только 2,6% муравьев постоянно работают, то есть ведут себя так, как и положено муравьям. 70% работали лишь половину времени, потом начинали имитировать активность. А 25% не делали вообще ничего, просто бесцельно слонялись по округе.
Эксперименты показали, что четверть муравьев, фигурально выражаясь, сидят на диване с пивом и щелкают пультом. При этом их кормят и не прогоняют. Еще оказалось, что у муравьев-лентяев брюшко больше, чем у других.
Если из колонии забирали часть работящих, правильных муравьев, такая же часть лентяев вдруг находила в себе мотивацию и отправлялась работать. Если же забирали лентяев, их никто не заменял, просто на их место рождались новые. При этом колония с лентяями росла быстрее, чем та, где оставили лишь трудоголиков.
Отслежено больше 20 колоний за два года., Основной вывод: лентяи — это трудовой и генетический резерв. Их кормят именно за то, что при любой убыли — кабан на муравейник сел или еще что — они сразу принимаются за работу, и жизнь продолжается без перебоев.
P.S. Интересные параллели с людьми на первый взгляд намечаются. У нас ведь тоже так, только %, очевидно, другие.
Однако, где-то ранее читал, что муравьи-лентяи, бездельничая, накапливают в своих брюшках некий ценный пищевой продукт, которым вынуждены, при необходимости, делиться с работягами.
Т.о., помимо трудового и генетического резерва они еще и живыми консервами (на черный день) являются. А вот это - уже как-то уже не совсем по людски. Наши "лентяи" накопленным предпочитают ни с кем не делиться.