Загадка фразы С. Т. Аксакова в романе "Тихий Дон"
Известно, что в романе "Тихий Дон" в гл. 18 ч. 8 кн. 4 есть фраза из произведения С. Т. Аксакова "Записки ружейного охотника оренбургской губернии", которая повторяется почти дословно:"Ранней весной, когда сойдёт снег и подсохнет полегшая на зиму трава, в степи начинаются весенние палы". Принято считать, что это недобросовестная работа тех, кто писал последнюю главу ТД. Но может быть дело в другом? Может быть, автор этим специально обращает внимание читателя на писателя Аксакова и прячет здесь свои тайные мысли?
В романе С. Т. Аксакова "Молодые годы Багрова внука" есть персонаж Пантелей Григорьевич, в ТД-главный герой Григорий Пантелеевич. Кто такой Пантелей Григорьевич? "Он был человек гениальный в своём деле". Мальчик Пантюша был необыкновенно сметливый и умный, высказывал необыкновенные способности, его послали в Москву для полного образования. Эти черты характера напоминают и писателя Ф. Крюкова. У Пантелея Григорьевича болели глаза, он плохо видел. У Ф. Крюкова тоже было плохое зрение.
В ТД отца Григория зовут Пантелей Прокофьевич. Автор заканчивает его жизнь на Кубани во время отступа от тифа, как и в официальной биографии Ф. Крюкова(но этому документальных подтверждений нет). Т. Е. можно предположить Пантелей (отец Григория) =Ф. Крюков.
Недалеко от Усть-Медведицкой станицы в Клетском районе находится Кременский Вознесенский мужской монастырь. С приходом советской власти обитель была закрыта, а монахи ушли неподалёку жить в пещеры. Одним из них был иеромонах П. Т. Терентьев. Он был последним настоятелем обители архимандритом Пантелеймоном,который спас главную икону монастыря в Сиротской пустыни в древнем пещерном скиту. Сейчас монастырь восстановлен и икона вернулась в обитель. Пишу об этом, потому что возник вопрос: не был ли архимандрит Пантелеймон настоящим писателем Ф. Крюковым? И фамилия Терентьев есть у С. Т. Аксакова в "МГБВ". Там описывается эпизод, как старика Терентьева обижал управляющий. Имя Пантелеймон и фамилия Терентьев упоминается Аксаковым. То, что автор ТД оставил строку Аксакова без изменения, не был ли это намёк на связь с монахом Пантелеймоном Теретьевым из монастырской пещеры?
P. S. Для кого писались эти намёки в романе? Конечно, для друзей-Литераторов. Интернета не было. Откуда, что в романе взялось, понять трудно. А здесь прямая строка из Аксакова. А у Аксакова есть герой Пантелей Григорьевич, похожий чертами характера и эпизодами жизни на Ф. Крюкова. Вот они могли о нём и вспомнить.
|