Весной 1955 года, в честь 10-й годовщины освобождения чехословацкой столицы от фашистов, на краю холмистого урочища Праги, известного под названием Летна, состоялось торжественное открытие грандиозного мемориала из серого гранита.
… В победном сорок пятом восставший против нацистов город заняла дивизия СС. Сначала эсэсовцев потеснили части РОА, но затем, не договорившись с восставшими пражанами, власовцы резво побежали на запад, стремясь сдаться американцам. Гитлеровцев на территории Богемии добивала Красная Армия, потерявшая в тех ожесточенных боях, разгоревшихся уже после полной и безоговорочной капитуляции в Потсдаме, 13 тысяч солдат…
В День международной солидарности трудящихся коммунистические власти Чехословакии явили граду, миру и Никите Сергеевичу Хрущову самую крупную скульптурную группу в Европе, воздвигнутую в честь самого Иосифа Виссарионовича Сталина.
Авторами проекта были близкие родственники: архитектор Иржи Штурса и его дядя скульптор Отакар Швец с супругой Властой, тоже скульптором. Дело их искусных рук действительно поражало воображение: монумент начали возводить еще при жизни Иосифа Виссарионовича, в 1952 году, он весил 17 тысяч тонн, состоял из 30 с лишком тысяч каменных фрагментов, устремлялся ввысь и раскидывался по горизонтали в длину и ширину в пропорции 15 на 20 на 12 метров.
На этом внушительном постаменте, в хвосте "колонны по двое", запечатанной огромными серпом и молотом, согласно замыслам ваятелей примостились фигуры вооруженных воинов, смотревших, правда, не на Вождя, а куда-то назад, где, по-видимому, «группе товарищей» могли угрожать классовые враги и империалисты. Далее, по левую руку от товарища Сталина, располагалась женщина в платке (партизанка), вытянувшая уже свою левую руку почти к ширинке отвернувшегося от нее военного; одесную же Иосифа Виссарионовича шествовал крестьянин со снопиком пшеницы; похожий на него флегматичный человек с бородкой и злаками в руках стоял на противоположной стороне слева, перед похотливой дамой-партизанкой, и смотрел для разнообразия вбок – на Влтаву, быстротекущую в районе вытянутого огурцом необитаемого острова Штванице; рядом с «Великим мастером жизни» с обеих сторон размещались знаменосцы – казалось, что знамена, осенявшие непокрытую голову Генералиссимуса, служили для нее зонтами от возможных осадков и голубиного помета.
И, наконец, венчал композицию сам Гений в длинной шинели с отстегнутой верхней пуговицей; в образовавшуюся таким образом полость пряталась мощная десница Великана; левая же его рука держала книгу (конституцию ЧССР?).
«С идеологической точки зрения этот проект – единственный, который объединяет ведущую личность всего прогрессивного мира ... с народом», - гласило заключение комиссии, которой пришлось рассмотреть многочисленные поступившие на объявленный в 1951 году по такому случаю творческий конкурс проекты (числом до полусотни). Народ же, чуждый идеологических тонкостей и монументальных красот и раскошелившийся на цели создания монумента беспрецедентной для того времени суммой в 140 миллионов крон, увидел в скульптурах нечто свое, наболевшее, бытовое – «Очередь за мясом» - поскольку испытывал в то время известный дефицит говядины и свинины.
Самый главный скульптор тогдашней социалистической Чехословакии "соудруг" (товарищ) Карел Покорны (видимо, скрытый антикоммунист) не мог не участвовать в конкурсе, а потому с типично чешской хитростью изваял фигуру тов. Сталина с распростертыми руками (навроде Христа в Рио-де-Жанейро) и, разумеется, потерпел фиаско.
А вот супруги-победители конкурса Отакар и Власта Швецовы оказались слабыми людьми, «пиджаками-интеллигентами». Да и что от них, получивших образование еще при «старом» австро-венгерском режиме и профессионально состоявшихся в эпоху буржуазных чехословацких республик, а затем протектората Богемия и Моравия, было ожидать? Ведь они, оппортунисты, сразу после войны готовы были ваять американского президента Ф. Рузвельта!
Супружеская чета, явно соблазненная дьяволом, должно быть вздрогнула, узнав от заподозривших идеологическую диверсию компетентных чехословацких органов о том, что на нее поступили доносы, в которых утверждалось, будто статуя Хозяина скопирована супругами с детища их умершего коллеги скульптора Ладислава Шалоуна, вылепившего еще до войны фигуру буржуазного чехословацкого деятеля Мирослава Тырша. Понятное желание прославиться, первенствовать, обогатиться, угрызения совести, травля в среде завистников-собратьев по художественному цеху, тяжелые допросы в комитете государственной безопасности ЧССР, сложные личные отношения привели супругов в марте 1955 года к острейшему духовному кризису. Первой не выдержала Власта – она отравилась бытовым газом, немного погодя по стопам жены последовал Отакар Швец – он удавился.
Третий лауреат, архитектор Штурса принял на церемонии открытия памятника, 1 мая 1955 года, из рук верного ленинца Н.С. Хрущова высокую советскую награду – Орден Ленина и благополучно и тихо прожил всю свою оставшуюся жизнь, уйдя на тот свет в 85-летнем возрасте.
Через год после монументальной инаугурации верный ленинец раскритиковал на партсъезде в своей стране культ личности (в масштабах "всего прогрессивного мира"). Чехословацкие власти для верности подождали еще шесть лет, а затем набрались смелости и избавились от грандиозного монумента, который был ликвидирован с помощью трех направленных взрывов. Ныне на колоссальной фундаментной плите, оставшейся на месте скульптурной очереди, красуется нечто вроде огромного маятника. По мысли автора новой конструкции, маятник символизирует собой бесконечное движение времени. Чуждый высокой философии и разных там аллегорий народ окрестил раскачивающуюся композицию просто и нейтрально – «Метроном».
|