Храм, посвященный Великому празднику Покрова Пресвятой Богородицы, был отстроен в 1787 году на средства Алексея Веневитинова. Помимо основного алтаря, он имел два придела: в память Алексия Митрополита Московского и преподобной мученицы Евдокии. В 1931 году Храм был разграблен и закрыт. Здание стало использоваться как подсобное помещение при детском доме. В 60-е годы на месте колокольни сделали надстройку из белого кирпича и установили водонапорную башню, а внутри разместили прачечную. Вначале 70-х годов в здании Храма сделали внутреннюю перепланировку, в результате появилось шесть квартир для сотрудников школы-интерната. А старинное церковное кладбище превратили в место для огородных участков. В наше время Храм представляет собой жалкое зрелище и, скорее всего, восстановлению не подлежит. Впрочем, в нашем удивительном Бытии все может быть, и даже то, чего никогда не бывает.
Теперь о «боярском доме». Он был построен одновременно с Храмом и в качестве приданого достался внучке Алексея Веневитинова — красавице Екатерине, удостоенной кисти Валентина Серова. Екатерина Николаевна по мужу Чоколова открыла в селе земскую школу-мастерскую. Крестьянки ткали ковры, которые выставлялись на московских ярмарках, в Санкт-Петербурге на всероссийской выставке декоративных и кустарных промыслов, и даже в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке. И везде они имели громадный успех. Так, один из ковров под названием «Адам и Ева» в 1900 году демонстрировался на Всемирной выставке художественных изделий в Париже, получил «Гран-при», золотую медаль и был куплен Лувром. Ещё один ковёр был подарен Николаю II на нижегородской выставке, а позже лежал на полу у него в кабинете в Царском селе. В конце XIX — начале XX века Чоколовы реконструировали усадьбу: сделали перед домом фонтан, построили амбар, несколько служб, расширили сад. Высказываются предположения, что автором проекта являлся работавший в то время в Воронеже Джакомо Кваренги, однако документального подтверждения этому пока не найдено. При усадьбе действовал конный завод по разведению рысистых пород лошадей. А также на здании и внутри «барского дома» появились знаменитые фрески с изображениями синих павлинов. Синий павлин почитается бессмертной птицей, охраняемой самим Богом. Эта благородная птица является символом гордости, красоты и изящества. В древние времена считалось, что своим уникальным обликом павлин защищает дом, а к хозяину дома притягивает всевозможные почести. В 1983 году реставраторы увезли плиту с наружной фреской синих павлинов в Воронеж, но реставрацию так и не удалось начать. Известно, что плита пролежала у них в кладовой более 15 лет, часть её была отколота и потеряна, а фреска так и не вернулась на прежнее место. После революции в «барском доме» размещалась колония-коммуна для беспризорников, затем его приспособили под дом отдыха. Позже тут располагался детский дом и школа-интернат. В наше время усадебный дом почти полностью разрушен и располагается между корпусов Горожанского казачьего кадетского корпуса, который огорожен со всех сторон забором. Слава Богу, что не перекрыли дорогу, ведущую к Дону-Батюшке.
Побывав в Горожанке, хочется пожелать успехов ее обитателям и напомнить вещие слова блаженного Августина Аврелия: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». А от себя добавить: «Сойдете с тропы Православной, запустите в свою душу какой-нибудь «…изм», так тут же Ваша жизнь пойдет по упомянутой выше кривой Вейерштрасса, которую, не то, что изобразить, но и представить себе невозможно».