Заметка «О людях…»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Баллы: -2
Читатели: 119 +1
Дата:
«Изображение август»
Солнечное лето
Предисловие:
Попробовать рассказать о другом человеке наверное будет так же трудно, как рассказать о музыке без слов, или о словах без музыки... Не нужно будет специально выбирать для этого отдельного человека музыку, или слова... Потому что желание приходит самопроизвольно, по воле твоей Души… Ведь в Душу сам Бог двери открывает. Как можно рассказать о себе рядом с тем человеком, которого сам Бог впустил? Ведь, этот рассказ не о нем, а о том, кем я становлюсь рядом с этим человеком... Чем наполнится моя память в присутствии таких избранных людей? Если бы я вспоминала человека, с которым могла расти Духовно, просто Человека, не обязательно Гения или Мастера, я бы запомнила Счастье от этой встречи! Я бы помнила об этом Человеке, как о музыке без слов, или как о словах без музыки… Потому что я сама была максимально любима всеми, с кем могла расти Духовно… Что еще я могу рассказать об этой музыке или о словах? К примеру, я бы сказала вслух Василию Сухомлинскому, как мне стала дорога его Любовь к детям… Я бы поблагодарила его за каждую записанную им мысль! Или, к примеру, что бы мне захотелось сказать Дмитрию Сергеевичу? Спасибо за то, что Вы жили когда-то! Я доверяю каждому Вашему слову, каждой Вашей мысли! Я благодарю каждого Человека, который поддержал в людях чистоту Бога... Именно с этого момента чистоты и безграничной Любви ты, как Автор, как Творец начинаешь искать слова о музыке, о человеке, о Душе... Искать захочется потому что в нас, в нашей Душе кто-то смог поддержать чистоту Бога... Маленьким был этот человек или большим - не так важно, но он смог сделать так, чтобы захотелось поплакать с ним или без него. Он смог сделать так, чтобы захотелось улыбнуться и поплакать… У этого Человека получилось дотронуться до наших душевных струн, в которых всегда есть или музыка без слов, или слова без музыки... А после того, когда нашей Душе дарят Жизнь, и жить как-то повеселее становится... Ты под какой-то защитой что ли... А точнее, не под какой-то, а под защитой того, в ком возродилась твоя чистота... Говорят о терпении нужно скромно... Так если скромно об этом, кто ж тогда поверит в то, что это возможно?... Жить и быть счастливым, но не предавать, не разрушать, не лгать, и при этом оставаться счастливым и не сломленным человеком - об этом нельзя скромно, иначе тебе никто не поверит. Оставаться для других Созидателем - это путь, единственный правильный путь… Созидать себя для других так же терпеливо, как веришь в то, во что не верит большинство - это та Истина, за которую всегда нужно держаться. Как можно созидать скромно? Разве есть в созидательном процессе что-то такое, от чего можно отказаться, или не обращать внимания? Нет! Созидать надо так, чтобы смогли поверить не только словам, но и действительности, ибо слова идут от действительности. Как пример предлагаю такое представление:
Представьте, что однажды, гуляя по белоснежному парку, вы заметите нарисованное кем-то большое, просто огромное сердце, а рядом с сердцем розу… У вас уже будет действительность, осталось только прислушаться к своим мыслям… Разве может человек просто так подарить вам свое сердце? 

О людях…

…Однажды мы вошли в лес. В зарослях деревьев пришлось в одном месте идти узенькой тропинкой. Один из мальчиков споткнулся: в стороне от тропинки была ямка. Мы остановились. Я посоветовал детям: засыплем ямку, ведь она рядом с тропинкой. Дети спросили: зачем мы ее засыпаем, ведь больше сюда мы никогда не придем... Это событие заставило задуматься над многоликостью эгоизма. За 35 лет работы с детьми произошло на моих глазах несколько событий, которые я использую для того, чтобы учить жить для людей. На детей производят большое впечатление рассказы об этих событиях.
Идеал этического воспитания в том, чтобы чувство брезгливости не позволило маленькому гражданину перешагнуть ту черту, за которой начинается унижение человеческого достоинства. Как нежная ткань тела не переносит раскаленного железа, так для юной души чуждым должно быть даже представление о том, чтобы своим равнодушием затруднить жизнь другого человека, заронить в его сознание мысль о том, что каждый живет для себя. Детство, отрочество ваших питомцев не должны быть спокойными и беззаботными — лишь при этом условии юность станет долженствующей и гражданственной. Я всегда считал исключительно важным то, чтобы уже в детстве каждый мой питомец переживал заботы, тревоги, волнения оттого, что кому-то в мире сейчас трудно. Радости лишь тогда облагораживают детство, когда маленький человек испытал счастье, облегчив чью-то участь, судьбу, жизнь.
Однажды я получил от старой учительницы тревожное письмо: в маленьком городке на берегу моря живет десятилетняя девочка Ира. Тяжелая болезнь приковала ребенка к постели. Ира успела до болезни научиться читать и писать. Но теперь ее мир ограничен окошком, видом на далекие горы и вечным шумом морских волн. У девочки единственный родной человек — бабушка, оставляющая внучку на несколько часов, когда она уходит на работу. Ира любит рисовать, но ей тяжело держать не только альбом, но и карандаш. Ежедневно она могла прочитать 2—3 страницы... Девочке нравятся сказки о птицах и зверях, но сказок этих очень мало... Обо всем этом я рассказал детям, показал им и фото: на снимке — огромные задумчивые глаза Иры.

Мне хотелось, чтобы дети мои почувствовали: где-то живет человек, которому невыносимо больно, трудно. Ведь каждый человек — маленькая частица человечества, частица нашего народа, и, если хоть один человек страдает и гибнет в одиночестве, самое отдаленное горе стучится в дверь дома, имя которому — человечество.
Мы составили письмо Ире. Я постарался, чтобы каждый ребенок вложил в это письмо свое слово и свое чувство. Я написал Сказку о Жаворонке; письмо и сказку отослали в маленький городок на берегу теплого южного моря. Через несколько дней получили ответ бабушки; в письме этом было несколько слов и от Иры. Письмо и обрадовало, и опечалило нас. Мои дети близко к сердцу приняли рассказ бабушки о том, как живет Ира. Они поняли, как трудно живется этому маленькому человеку, какую стойкость и какое мужество он проявляет, насколько богат его внутренний мир. Детей поразили рисунки Иры и подписи к ним — по существу это были маленькие поэмы в несколько слов. Каждому захотелось что-нибудь нарисовать и послать девочке. Мы отправили целую серию рисунков, я написал девочке еще несколько сказок.
Несколько лет мои питомцы жили заботами и тревогами о человеке, которому жить невыносимо трудно. Я уверен: какую бы радость ни переживал каждый из моих питомцев, самое светлое чувство всегда окрашивалось мыслью: где-то смотрят на мир эти огромные серые глаза, в которых и боль, и надежда на то, что ни один человек не может оставаться одиноким. Благодаря этой мысли мои питомцы становились воспитуемыми, и чем богаче, многограннее было наше общение — общение учителя и детей, тем ярче выражалось это качество — воспитуемостъ — в чуткости к каждому моему слову…
…Я люблю сидеть со своими питомцами в тихую летнюю пору на вершине степного кургана и смотреть, как садится солнце. Вот уже три дня подряд мы приходим в степь, вслушиваемся в пение птиц, но наше внимание привлекает больше всего одна удивительная вещь. Третий раз над пылающим диском солнца, опускающегося за горизонт, мы видим в лазурном небе легкое белое облачко. И позавчера, и вчера, и сегодня — совершенно одинаковое облачко.
— Учитель, — спрашивает Мишко, маленький черноглазый мальчик, очень пытливый, впечатлительный, вдумчивый, — скажите, одно и то же облачко мы видим уже три
дня или не одно?
— Нет, не одно и то же. Вчера не то облачко, что позавчера, сегодня — не то, что вчера.
Дети задумались. Пылающий диск солнца опускается за горизонт. Вот от него осталась тоненькая багровая полоска, потом — на какое-то мгновенье — единственная искорка, потом и искорка угасла.
— Учитель, — спрашивает Валя, задумчивая синеглазая девочка, — куда деваются позавчера, вчера?
Пробиться к родникам детской мысли, из которых свежей струёй забьют эти вопросы, — вот о чем думаю я каждый раз, когда душу тревожит вопрос: как воспитать это тонкое человеческое умение — умение дорожить радостью бытия? Умение видеть счастье уже в том, что ты идешь по земле, что твое лицо обжигает солнце, а глаза заливает пот, что вечером, с наслаждением расправляя спину после утомительного труда, ты видишь на своих ладонях мозоли, а на пепельном небосклоне — первую вспыхнувшую звездочку? Умение видеть и чувствовать это счастье— одна из тончайших пробле.м педагогики. В социалистическом обществе нет других причин для нравственных аномалий и нравственного уродства отдельных личностей (а эти аномалии и уродства приносят пока еще огромные человеческие потери), кроме как неумение дорожить счастьем бытия, счастьем свободного труда, величайшей роскошью жизни — счастьем человеческого общения, кроме как неумение утвердить в себе достоинство подлинного человека.
Василий Сухомлинский

Послесловие:
«Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок лягут по прежним складкам: бумага обладает памятью.
Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.
На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая переворот в археологических исследованиях — дендрохронология.
Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении, к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучить только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же.
Что и говорить о «генетической памяти»! Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих. Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к могилам предков. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ»...
Дмитрий Сергеевич Лихачев

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама