Заметка «Михаил Казиник: Внутренний Бог, в которого я верю - это совесть»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Читатели: 167 +2
Дата:
Предисловие:

Михаил Казиник: Внутренний Бог, в которого я верю - это совесть

Михаил Казиник: Внутренний Бог, в которого я верю - это совесть

https://youtu.be/P-p7LoeFRtw

Мысли на будущее.

Масс-медиа в погоне за прибылью формирует толпу одноклеточных мыслителей, манипулирует сознанием, внушает упрощённые идеи и представления. Для осуществления священного права и возможностей демократии необходимо обязательное обучение и воспитание избирателей не на уровне охлоса, но демоса. К демосу же всегда относились свободные люди, но никак не рабы. Рабское мышление плохо приспособлено к демократии...

... появились Бах и Шопен. Их задача – увести дикарей от первобытных примитивных  понятий – в объятия Духа. Но за ними отправилось небольшое число... в охлократическом пространстве представления донельзя искажены. Кто-то скажет: «оставьте их в покое! Пусть охлос развлекается! Но вся беда в том, что, наразвлекавшись, ОХЛОС пойдёт голосовать. И наголосует… охлократию. Потому что за демократию может проголосовать только демос. Тот самый демос, который когда-то учился в античных гимнасиумах. И изучал семь свободных искусств.

СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ (лат. Septem Artes Liberales, далее С.с.и.), цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко-римской) и средневековой систем образования (см. Античность и Средние века). Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли низшую ступень, "троепутье" познания - тривиум, и арифметику, геометрию, музыку и астрономию - высшую ступень познания, "четверопутье" - квадривиум.

В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, т.е. образование имело универсальный ("энциклопедический") характер. В эллинистическую эпоху преподавание "свободных искусств" было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также включением сведений математического и естественнонаучного характера. Римляне придали системе "свободных искусств" более организованный характер и расширили её за счёт введения новых дисциплин.

На рубеже античности и Средневековья Боэцием было дано развёрнутое теоретическое обоснование и подробное изложение квадривиума как высшей ступени С.с.и.; ему же принадлежит и сам латинский термин "квадривиум".

В средневековой Западной Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс С.с.и. Они изучались в общеобразовательных школах, более глубоко - в университетах на "факультетах искусств", составлявших начальную ступень высшего образования.

"Свободным искусствам" были посвящены сочинения не только выдающихся педагогов Средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторского и др.), но и художественные произведения. Аллегорические фигуры "свободных искусств" - Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки и выдающихся наставников в этих искусствах изображались на стенах средневековых соборов.

А музыка – пифагорейская, космическая, И риторика – это вам не «полюби меня такой, ка-ка-я есть», и общение не где-нибудь, а в академии Платона. А Демос – это – свободные граждане, мыслители. Стоики, софисты, киники, киренаики, гедонисты, пифагорейцы. Императоры, учившиеся у Платона, Демокрита, сенаторы, дискутировавшие с Сократом. Все же несвободные граждане – охлос. Им не дискутировать, а «каку есть».
Всё, конечно, не так просто. И среди демоса встречаются нравственные уроды, а среди охлоса попадаются умы и таланты. Ведь, когда Платона продавали в рабство, то он не становился автоматически охлосом. И те, кто приговорили Сократа к смерти, мягко говоря, не лучшие представители демоса. Да и времена-то были языческие. Но ясно одно: право быть демократической страной нужно завоевать. Заслужить.  Это как защитить докторскую диссертацию. Много читать, думать, писать. Пожертвовать многими развлечениями, дабы сосредоточиться на идее. Добраться до глубин, до смысла.
А затем, когда прошёл квадривиумы, тривиумы, проголосовал, расслабиться, развлечься. Ибо, никто не заберёт у тебя ни твоих знаний, ни с умом избранных сенаторов.
А к чему это я?...Но даёт ли образование, пусть, даже, самое высокое, право называться ДЕМОСОМ? И да и нет... ДЕМОС – это единство нравственности и образования, эстетики и логики. Это – сбалансированная работа обоих полушарий мозга. А что необходимо, чтобы сформировать этот баланс? Приоритет Культуры над всеми остальными аспектами бытия. Каждый человек в любом случае выполняет свою конкретную функцию в обществе. Но, независимо от профессии, каждый должен обладать знанием и чувствованием подлинной культуры. Из античного (а, затем, и средневекового) квадривиума - математика и геометрия могут быть заменены, но музыка и риторика – никогда. Отсюда – необходимость музыки и поэзии (поэзия как высшая форма риторики). Музыка, которая в течение многих тысячелетий приобщает человека к его космическим  корням, к незатухающему чувству и энергии Вечности. И поэзия – как способность на высшем уровне осознать СЛОВО. Ибо, в СЛОВЕ, как и в музыке, закодированы наши корни, наша связь с космической энергией, наше Бессмертие.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама