Заметка «Сюжетец»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 106 +1
Дата:
Предисловие:
Обожаю перелистывать старые  журналы.

Сюжетец

Обожаю перелистывать старые русские журналы. Оттуда так и веет стариной народной. А когда глянешь на дату этой исторической седины, невольно удивляешься всем организмом ейней не такой уж и старости. Но поражает другое, почему наши великие классики не интегрировали в свои великие произведения воистину интереснейшие эпизоды из народной жизни. Вот и сегодня, я решил с утра себя побаловать не тульским пряником или бабкой заморской, а прочтением дореволюционногоЭтнографического обозрения" за 1897 год. Прям в яблочко темы дня, не про нас будет сказано: "Обычаи при погребении во время эпидемий". Душа моя рефлекторно настроилась на седые русские древности, но нет. В статье речь идёт о погребениях во время эпидемии холеры в Рязанской губернии в 90-х годах классического 19 века. В селе Кузьминском во время эпидемий и прочего, жители сего села собирались от мала до велика к избе покойника. Все они толпой с зажжёнными свечами сопровождали усопшего до кладбища, строго следя чтобы ни одна свеча не затухла. В гроб мужчины клали лапоть, кочетыг и колодку, на которой плетут лапти, а женщине - гребень и веретено. Гроб в могилу устраивали противоположно общепринятому расположению. После того как гроб опустили в могилу на него сбрасывали 12 деревянных клиньев и все процессуальные свечки. Такие обряды были совершены в точности в 1892 году, но эпидемия холеры не прекращалась и тогда сельский сход постановил, чтобы ко всему этому надобно бросить в могилу живую кошку. Однако на это решение очень живо отреагировало местное духовенство, что вызвало некоторую смуту у крестьян, которую вынуждены были охладить наряды полиции. Но бросали во время эпидемии не только живых кошек, а применяли обряд опахивания села. Странно, что авторы "Этнографического обозрения" пишут не "деревня", а "село". Но это так, к слову. Опахивание применялось как средство против заразительности местности, людей и животных. Опахивание производилось только женщинами: вдовами и незамужними девками. Волосы у них должны быть распущены, а тела - наряжены в белые одежды. В соху впрягались шестеро вдов, которыми погоняли девки, несущих икону и петуха. Обряд начинался в полночь и не дай бог, чтобы в какой-то избе горела свеча, повышибают окна. Правда не совсем понятно кем, народной дружиной наверное. Во время опахивания женщины с каким-то диким надрывом пропевали: Святый Боже, Боже крепкий! Ежели кто попадётся по дороге, спрашивают: чей человек? Божий, -пропускают. Если же ответа нет, забивали до смерти. Во девки боевые были!  Жаль, что я не страдаю графоманией, зря пропадает в архивной пыли чудненький сюжетец.
Послесловие:
Прдолжение следует...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:26 01.10.2022 (1)
Отличие деревни от села состоит в том, что в деревне нет храма и дворов меньше, а в селе есть или раньше была церковь и население больше.
Про человека на дороге. А если бы девкам попался такой как глухонемой Герасим, тогда что? Вот вам и сюжет. )
     18:09 01.10.2022 (1)
Деревня, как правило, хорошо была вписана в излучину реки, подножие холма, склон оврага. Дома ориентировались на реку, дорогу (причем эта дорога чаще всего не была пыльной и грязной). Архитектурным центром села чаще всего была удачно поставленная на пригорке церковь. Об этом помнят многие. «Деревня, в которой я родилась, была очень красивая, избы над рекою, у самой воды — баньки, амбары, за домами овины, гумна, а на холме — церковь. Избы были просторные, добротные, с летними горницами. Ставились они обычно лицом к реке или к дороге» (П. А. Колотова, 1909).

Что касается глухонемого Герасима. Утопил бы девок. У моего воображения сегодня недомогание. Как сказал бы Воланд: глухонемые герасимы просто так на таких дорожках зря не появляются!продолжение в рассказике " осенний ужас", который скромно ожидает своей очереди к публикации.
     21:32 01.10.2022 (1)
 " В некоторых источниках говорится, что меньше 1000 людей – это деревня, больше – село.

Четкое разделение населенных пунктов было до 1917 года. Сейчас все считается сельским населенным пунктом. Но понятия «деревня» и «село» остались. Чаще всего указывают, что если в населённом пункте есть церковь - то это село, а если церкви нет, то деревня.

Есть ещё одна версия, как определить, что за населённый пункт. По окончанию в названии топонима. Если окончание «о» - то это село. Если «а» - то деревня. Иногда сходится. "

Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/otlichie-sela-ot-derevni-istoricheskie-fakty-i-etimologiya
     22:17 01.10.2022 (1)
Не спорю, но в каждой деревне была церковь, если речь идёт о дореволюционной России.
     23:01 01.10.2022
Не факт, деревня могла состоять из 10 дворов или того меньше. Были деревни которые составляли 3-4 двора и даже один. К тому же, строительство храма дело затратное, а в сельской местности люди бедные. Молиться или на праздники они могли ходить или ездить на лошадях в соседнее село, где населения было больше и храм был.
Вот так Лев Толстой например, описывал свою поездку по нескольким десяткам деревень в конце 19 века:

«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка — пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, — и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.

Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. «Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали», — говорят бабы. «А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи»…

Ну, и какая же там у них могла быть церковь? )) А революция произошла в 1917 году.
     17:14 01.10.2022 (1)

поганяли

Исправьте.
     18:03 01.10.2022
Благодарю за внимательное прочтение текста. Благодаря Вам, текст отредактирован.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама