Заметка «Вместо сказки на ночь предлагаю сладкую мысль для поддержки нашего разума...»
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Оценка: 2
Читатели: 134 +2
Дата:
«Изображение оригинал»

Предисловие:
В отличие от стоиков, Эпикур не интересовался участием в ежедневной политике, считая, что это приводит к неприятностям. К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Эпикур проповедовал принцип «живи неприметно», считал, что нужно идти по жизни, не привлекая к себе внимания; не стремиться к славе, власти или богатству, а наслаждаться маленькими радостями жизни — вкусной едой, компанией друзей и т. д. Плутарх подробно остановился на этой теме в своём эссе «Хорошо ли изречение: Живи неприметно?»

Однако Эпикур высказал новую идею — справедливость как общественный договор, договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда; и такой договор необходим, чтобы пользоваться всеми выгодами совместного проживания в упорядоченном обществе. Законы и наказания необходимы для удержания в узде глупцов, из-за которых договор может пострадать. Однако мудрецу польза договора очевидна и ввиду того, что его желания невелики, ему нет никакой нужды в нарушении законов. Законы, полезные для человеческого общения и счастья, справедливы, бесполезные — несправедливы. Общество, по Эпикуру, как раз возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом (φύσεως δίκαιόν) людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе.

Что касается человеческой речи, Эпикур указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека. В частности, полагал, что в различных географических местностях люди под воздействием одних и тех же вещей издавали различные звуки (за счёт различного влияния среды на человеческие легкие). Таким образом первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки...

Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям.
Человек есть результат естественного развития природы.
Боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.
Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
Душа человека умирает вместе с телом.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Эпикур


Человек не верит в Бога до тех пор, пока его не коснется Его Чудо... И если задуматься кому повезло больше в этой жизни, тем, кого коснулось Чудо от Бога, и он поверил в Вечную Жизнь, или тем, кто прожил свою жизнь с убеждением в том, что жизнь лишена какого-либо Чуда от Господа? Можно точно заметить, что тот, кто Верил в Бога ничего не потерял, а наоборот, еще больше приобрел таких событий, как Чудеса откуда-то Свыше, от самого Бога... Даже в том, что происходит по велению самой Природы есть чудеса. Потому что Бог и Природа неразделимы...

Вместо сказки на ночь предлагаю сладкую мысль для поддержки нашего разума...

Чем интереснее и богаче личность человека, тем сложнее определить и описать ее.
В наше время назвать кого-то философом – значит дать повод для самых разных и порой противоречивых суждений. Одни говорят, что его жизнь состоит лишь из выдумывания заумных суждений, не имеющих никакой практической ценности, другие – что его деятельность сводится лишь к письменному или устному изложению неких пассажей с целью привлечь внимание.


Но античный мир и мир Возрождения относились к понятию философ по-другому, видели в философе не только просвещенную личность, но и человека, отличающегося глубиной мысли, открытого всему, что может обогатить его дух, эклектика в стремлении к знаниям, последовательного в своих действиях как отражении своих идеалов, человека, чья нравственная стойкость может послужить ярким примером той древней, изначальной Любви к Мудрости, коей и является Философия...
Хотя стиль речи не всегда можно передать на бумаге, но, в любом случае, наибольшую значимость имеют выраженные в них идеи. Они, как стрелы Мудрости, могут обогнать время и не терять своей жизненной силы и в наступившем тысячелетии, указывая на самую светлую часть человеческого сердца, как и надлежит Философии.
Делия Стейнберг Гусман
Хорхе Ливана « Сокровенный смысл»



Эпикур и Эпиктет...

Свобода - это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.
Сердце, следующее законам нравственности, - неиссякаемый родник с водою. С водой чистой, прозрачной, вкусной, здоровой, для всего годной, прекрасной, полезной, не содержащей в себе ничего вредного.
Дело разумного человека в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы... держаться истины, отстранять заблуждение и не рассуждать о том, что неизвестно.
Любовь свойственна только здравомыслящему человеку.
Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается, то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание.
Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать.
На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя - слушай и слушайся его, глупее - сам дай ему совет; если он равен тебе по уму - согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить.
Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, - как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.
То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе - останется твоим навсегда.
Заботься не о пище телесной, но о пище духовной. Первая выходит вон в виде испражнения — о ней тут же перестают говорить. Тогда как последняя никогда не портится, даже по разлучении души с телом.
Строить личное счастье надо на том, что невозможно отобрать.
Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имущества: все это не принадлежит ему. Но жалко, если человек теряет свою истинную собственность — свое достоинство.

Помни, что такое человек, и будешь равнодушен ко всему происходящему.

Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.

Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только переступить меру.

Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной. Истинный борец — тот, кто борется со своими порочными помыслами. Не следует человеку с философскими взглядами на вещи говорить среди невежд, как и трезвому — в кружке пьяных.
В этом и будет мне польза — хранить в себе честного человека.
Не все ли равно для нас из атомов, из пыли, из огня ли или из земли состоит материя вселенной?
Не довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви и ненависти, влечения и отвращения и, пользуясь этим, как мерилом, устроить свою жизнь?..


Эпикур и Эпиктет

Послесловие:
«Природа философии»...
Представим себе дерево. Жизнь этого растения проявляется в его основополагающей природе – природе дерева, древесины. Его ствол несет на себе разнообразные формы жизни, множество его ветвей растут во все стороны. Ветви покрыты листьями, цветами и плодами, особенности которых зависят от породы дерева.
Но с нашей стороны было бы нелепо определять природу дерева по количеству и размеру его ветвей, листьев, цветов или плодов. Нас волнует то, как они себя проявляют, нас интересует связь между ними и стволом, ведь без ствола не будет и всего остального.
Такова природа философии. Это прочный ствол дерева. От стабильности и неизменности этого «ствола» зависят его «ветви» и «листья» и количество его «цветов» и «плодов».
Если нашим «стволом» является любовь к мудрости, сила этой любви даст расти и ветвям знания, а на них распустятся цветы понимания, которые превратятся в плоды для всего человечества.
Философская природа обладает двумя свойствами – искать и давать, находить и разделять с кем-то найденное, быть одновременно богатым и щедрым.
Если продолжить аналогию с деревом, одно дело – его видимая часть, а другое – корни, которые скрываются в глубине земли и представляют собой, конечно же, важнейшую часть дерева.
Без корней нет жизни, а без жизни нет философии. Как может существовать любовь к мудрости, если нет жизни? Любовь – это нечто по сути своей жизненное, она нуждается в корнях, которые ее питают и позволяют ей переживать все бури и трудности.
Скрытые корни не имеют намерения скрыться от искреннего поиска, в котором участвует философская природа. Просто они требуют поиска более глубокого, обращенного к причинам, а не к очевидным последствиям.
Делия Гусман
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама