Заметка «История памятника Екатерине II в Одессе» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 146 +1
Дата:
Предисловие:
"Политика создаёт будущее и она же меняет прошлое".
Я служил в Одессе в начале 80-х годов лейтенантом-двухгодичником и хорошо знаю Одессу.
Наша часть была в посёлке Красносёлка, это восток Одессы, за Лузановкой, в конце проспекта Добровольского.
Жаль, что сейчас так взаимно обозлили два народа, что уже даже русскоязычные одесситы сносят наши памятники.
Возможно, на очереди памятник на Французском бульваре Дюку Ришелье и переименование Решильевской и Дерибасовской.
Но, оказывается, памятник Екатерине II сносили и мы после революции.
Тоже недальновидно делали, в угоду текущему моменту.
А вообще, по-моему, в любом государстве снос памятников - неумное дело: это уничтожение истории и забывание своих корней и ошибок.
Но также крайне недальновидно и кроваво перекраивать существующие границы государств, восстанавливая "свои" корни.
Корней много разных и процесс будет бесконечным и оправданным всеми искателями.
Например, если начать копать корни Хаджибея - там будут и турки, и русские, и австро-венгры, и греки, и скифы, включая сарматов, и кто только ещё...
Потому копать не надо, а надо просто уважать всю свою историю, все населяющие национальности, а также существующие границы.
Увы, идеализм, теория.
Как эту элементарную мысль донести до политиков всех современных государств?

История памятника Екатерине II в Одессе

Ссылка

29 декабря 2022 года стало известно, что в Одессе снесли памятник российской императрице Екатерине II и ее сподвижникам (памятник основателям Одессы).
Об этом сообщило местное интернет-издание "Думская".
Также издание сообщило о сносе в Одессе памятника русскому полководцу Александру Суворову.

Основание Одессы
Одесса была основана в конце XVIII века на месте причерноморского турецкого поселения Хаджибей (Гаджибей).
В 1764 году рядом с поселением турками была возведена крепость Ени-Дунья (Новый свет).
В ходе войны с Османской империей 1787-1791 годов командующий русской армией граф Александр Суворов издал приказ о взятии крепости.
25 сентября (14 сентября по старому стилю) 1789 года Хаджибей был взят русским отрядом из состава отдельного корпуса армии графа Ивана Гудовича.
Штурмом командовал Хосе де Рибас, испанский дворянин, перешедший на службу в русскую армию (в России стал известен как Иосиф, Осип Дерибас).
В 1793 году на месте Хаджибея под руководством Александра Суворова началась закладка новой русской крепости.
После заключения между Россией и Османской империей 9 января 1792 года (29 декабря 1791 года) Ясского мирного договора земли Хаджибейского лимана перешли во владение России.
На черноморском побережье было решено создать русский военно-торговый порт.
План построения порта и города, составленный инженером русской армии Францем де Волланом (Францем-Павлом Деволаном), Хосе де Рибас представил Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Платону Зубову.
7 июня (27 мая) 1794 года императрица Екатерина II издала рескрипт, в котором повелела построить в Хаджибее военную гавань с купеческой пристанью и город.
Эта дата считается днем основания Одессы (ныне - город в составе Украины).
Руководство строительством было поручено Хосе де Рибасу "под надзиранием генерала графа Суворова-Рымникского".
Под начальством Суворова была учреждена "канцелярия строений города и порта Гаджибейского", директором которой стал Франц де Воллан.
С 1795 года город стали называть Одессой, однако официального указа о переименовании Хаджибея не было.

История возведения памятника
В 1890 году на совместном заседании городской управы под руководством Григория Маразли и комиссии по вопросу о праздновании 100-летия Одессы было принято решение объявить конкурс на возведение памятника, посвященного основанию города.
С этим предложением к городским властям обратился общественный деятель Константин Минчиаки.
Был объявлен конкурс, первую премию на котором получил проект "Одесский порт" архитектора Юрия Дмитренко.
Он представлял собой памятник Екатерине II и ее сподвижникам - князю Григорию Потемкину, Иосифу де Рибасу, Францу де Волану и Платону Зубову.
В январе 1893 года император Александр III дал соизволение на возведение монумента.
Местом его размещения был выбран Екатерининский сквер (впоследствии - площадь), где в конце 1790-х годов был заложен, но не построен храм во имя святой Екатерины Александрийской.
Закладка монумента состоялась в рамках празднования 100-летия Одессы 2 сентября (22 августа) 1894 года.
Над памятником работали академик Императорской академии художеств скульптор Михаил Попов, а также скульптор Борис Эдуардс, старшина мраморного цеха одесской общей ремесленной управы Леопольд Менционе, инженер-архитектор А. А. Сикорский.
Открытие памятника основателям Одессы состоялось 19 (6) мая 1900 года и было приурочено к 100-летию со дня смерти Александра Суворова.
Памятник был установлен на Екатерининской площади, имеющей форму треугольника.
Десятиметровый монумент представлял собой бронзовую фигуру Екатерины II, водруженную на гранитный постамент (круглая колонна на двухъярусном пьедестале).
У ног императрицы лежало знамя поверженного неприятеля.
В правой руке Екатерина держала рескрипт со словами: "Повелеваем быть порту и городу", а левой рукой указывала на место основания города.
Вокруг пьедестала были расположены бронзовые скульптуры Григория Потемкина, Иосифа де Рибаса, Платона Зубова и Франца де Волана. Каменное основание всей композиции было выполнено с двумя полукруглыми всходами из ступеней, что напоминало портовую набережную.
Комплекс Екатерининской пощади стал одной из главных достопримечательностей Одессы.

После революции 1917 года
После Февральской революции 1917 года памятник был закрыт тканью.
Рассматривался вопрос о его сносе, однако против выступил писатель Максим Горький, возглавлявший петроградскую художественную комиссию.
В 1918 году во время австро-немецкой оккупации Одессы памятник был открыт заново.
После окончательного установления советской власти монумент в ходе первомайского субботника 1920 года был демонтирован.
Пьедестал и основание остались на прежнем месте.
Бронзовые фигуры сподвижников императрицы перенесли в Одесский краеведческий музей.
Статуя самой Екатерины была почти полностью разрушена, сохранилась лишь голова скульптуры, которую также перенесли в хранилище музея.
В апреле 1920 года Екатерининскую площадь переименовали в честь Карла Маркса, а в 1921 году его бюст водрузили на пьедестал бывшего памятника основателям Одессы.
Позднее бюст заменили на фигуру Маркса в полный рост, но она вскоре обрушилась.
В 1937 году власти объявили конкурс на новый памятник Карлу Марксу.
Осуществлению проекта помешала Великая Отечественная война.
В 1950-х годах основание бывшего памятника Екатерине II было окончательно снесено, вместо него разбит цветник.
27 июня 1965 года, в день 60-летия начала восстания на броненосце "Потёмкин", на месте бывшего монумента в честь основателей города состоялось открытие бронзового памятника "Потёмкинцам - потомки".
Площадь Карла Маркса переименовали в Потёмкинскую.

Восстановление памятника
Идеи о воссоздании памятника основателям Одессы стали выдвигаться в 1990-х годах, после распада СССР.
В 1995 году Одесский горсовет принял решение восстановить памятник, однако эти планы не получили поддержки украинских властей.
В июне того же года площади, на которой ранее был расположен монумент, вернули историческое название "Екатерининская".
В 2006 году городской совет Одессы принял решение провести комплексную реставрацию Екатерининской площади с восстановлением ее исторического облика и памятника основателям города.
Памятник "Потёмкинцам - потомки" был перенесен на Таможенную площадь, а на его месте в июле 2007 года состоялась торжественная церемония закладки монумента в честь основателей Одессы.
При восстановлении использовали части и элементы памятника, хранящиеся в краеведческом музее, а также исторические документы и фотографии из архивов Одессы, Киева и Санкт-Петербурга.
Постамент и бронзовую скульптуру императрицы пришлось создавать заново, а изваяния Потемкина, Зубова, де Рибаса и де Волана установили оригинальные, предварительно их отреставрировав.
В целом монумент был воссоздан в своем историческом виде.
При этом авторы установили четыре новые бронзовые таблички с именами сподвижников императрицы.
Работы вели архитектор Владимир Глазырин, скульпторы Николай Олейник и Олег Черноиванов.
Спонсором проекта выступил предприниматель Руслан Тарпан.
Одновременно была проведена реконструкция площади, в том числе воссозданы лепные и чугунные элементы декора зданий, разбит сквер с цветниками, уложена гранитная плитка, применена особая система архитектурной подсветки и др.
Торжественное открытие памятника состоялось 27 октября 2007 года.

Судебные споры о памятнике в 2010-х годах
Решение властей Одессы о восстановлении памятника, поддержанное большинством горожан, вызвало серьезные разногласия в украинском обществе.
Пропрезидентская партия Виктора Ющенко (2005-2010) "Наша Украина" назвала монумент "символом чужеземного порабощения", поскольку по приказу Екатерины II "была разрушена Запорожская Сечь и ликвидировано демократическое устройство Украины".
Против восстановления памятника выступили представители Меджлиса крымско-татарского народа (признан экстремистским и запрещен в РФ) и местные националисты.
Церемония открытия воссозданного монумента в 2007 году сопровождалась уличными беспорядками, спровоцированными членами партии "Свобода" и других националистических организаций.
Они устроили потасовку с сотрудниками правоохранительных органов и одесситами, вставшими на защиту памятника.
Вытесненные с площади радикалы заявили, что будут добиваться сноса памятника через суд.
В том же году ассоциация казацких обществ "Сич" (запрещена в РФ) подала иск к Одесскому горсовету о незаконности переноса памятника потёмкинцам и установки на Екатерининской площади памятника основателям Одессы.
Судебное разбирательство длилось несколько лет.
17 сентября 2012 года Приморский районный суд города отказал истцам в удовлетворении их требований.
Представители общества "Сич" попытались обжаловать это решение в вышестоящей инстанции.
30 марта 2015 года Одесский апелляционный административный суд оставил постановление районного суда в силе.
20 августа 2015 года Высший административный суд Украины, рассмотрев кассационную жалобу истцов, частично удовлетворил их требования.
Решение Одесского горсовета о переносе памятника "Потёмкинцам - потомки" с Екатерининской площади на Таможенную было признано незаконным.
Однако в сносе памятника Екатерине II и возвращении на прежнее место монумента потёмкинцам организации "Сич" было отказано.
Дело вернули на повторное рассмотрение в Приморский суд Одессы.
8 сентября 2017 года Приморский суд признал незаконным и отменил решение городских властей об установке памятника основателям Одессы на Екатерининской площади, оставив вопрос о сносе памятника на усмотрение администрации города.
Обе стороны обжаловали это решение в Одесском апелляционном административном суде.
5 февраля 2018 года суд признал незаконными распоряжения мэрии о переносе и установке памятников, однако апелляционную жалобу "Сич" касательно демонтажа монумента в честь основателей Одессы оставил без удовлетворения.
Истцы обратились в Верховный суд.
В апреле 2019 года Верховный суд Украины отклонил жалобу ассоциации казацких обществ "Сич" на решение о переносе памятника "Потёмкинцам - потомки" на Таможенную площадь Одессы, тем самым признав законной установку памятника основателям Одессы на Екатерининской площади.
Памятник основателям Одессы удалось сохранить, несмотря на т. н. политику декоммунизации, начатую на Украине в 2015 году.
В ходе этой кампании в стране были уничтожены более 2 тыс. памятников и монументов, посвященных не только государственным и партийным деятелям советской эпохи, но и историческим личностям, героям Великой Отечественной войны и др.

Ситуация в 2022 году
В 2022 году, после начала российской специальной военной операции на Украине, вновь был поднят вопрос о сносе памятника в Одессе.
Монумент регулярно подвергался осквернению вандалами.
На сайте президента


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:19 03.01.2023 (1)
Слушайте, какая прелесть!
А чего они не снесли весь жилой фонд построенный в годы СССР? Или там заводы, фабрики, электростанции? ЧАЭС строили сибиряки, если что.
А нефтепровод почему не взорвали? Ещё и баблосики получали за транзит...
Нет, если сносить, то сносить всё и строить своё.
Чтобы и духа русского небыло.
     23:22 04.01.2023
Это да. И за 32 года самостоятельности в Украине ничего нового толкового не построено и не развито.
К сожалению, только постоянные поиски виноватых и всё кто-то им что-то должен делать.
Обычная история: когда ты не специалист и не хочешь работать, тогда много красиво говоришь.
Например, типа нашей Думы также.
Но есть у них законное стремление и я это поддерживаю: жить самостоятельно и не быть никому ни буфером, ни младшим братом.
Скорей бы уже СВО закончилась переговорами (сколько принесено горя людям обеих сторон с 2014 года!) и пусть живут сами как хотят.
     06:54 30.12.2022 (1)
Кто может заставить супругов, при бурном разводе, хранить дорогие бывшему партнёру вещи? Историческая память безусловно очень важна, но будущая история творится именно сегодня, а это куда важнее. 
     22:32 30.12.2022 (1)
Сгоряча сначала да, но головы надо остужать.
Михаил, прочтите мой комментарий к словам Александра Джуги.
Всё же нельзя быть Иваном, не помнящим родства. Хватит, и мы наелись.
Мы в 1917 году тоже до основания, а ростки потом через десятилетия опять поднялись.
Это корни, история, им плевать на любые наши желания.
Другое дело, нельзя стравливать национальности, тем более в равновесно национальных государствах.
Объединять их надо, жить во взаимном уважении на рост своего же общего государства, а не глупо рушить созданное.
     03:49 31.12.2022 (1)
1
В рассматриваемом нами событии, сталкиваются два интереса - имперский и национальный. В данном конкретном случае они жестоко противостоят друг другу. Жесточайше, я бы сказал. Памятник Екатерине, в данном контексте, - есть символ империи. Широко известна её роль в лишении украинцев национальных свобод. Скульптура находится на территории Украины. И что в действиях украинцев, в создавшейся ситуации, кажется вам нелогичным? История - историей, но сегодня они решают насущные задачи, в парадигме которых символам империи нет места в текущей реальности. И это - тоже история... новая история.
В России были, в своё время, снесены многие памятники, исторические здания и храмы. Один только снос храма, построенного на деньги народа, в честь всех погибших в войне 1812, чего стоит! Вот об этом следует говорить. Нынче, когда мы ведём с вами эту милую переписку, разрушен почти до основания Русский Версаль, имение министра обороны России, при Екатерине. В плачевном состоянии находится имение Н.Гончаровой, супруги нашего всего, А.Пушкина (если кто ещё помнит). Да мало ли. Всё к соседям, через плетень заглядываем. А сами? Украина - другое государство. Снося те или иные памятники, она покушается на свои исторические корни. Хорошо это или плохо - решать Украине. И только ей. 
     13:40 31.12.2022 (1)
Запустение в России памятников нашей, российской истории - это наша позорная, но всё же отдельная тема, здесь не об этом речь.
Речь о том, что нельзя делить людей на сорта, типа "москаляку на гиляку" - это международная уголовщина, а с точки зрения управления государством - элементарный непрофессионализм.
Также Украина за эти 30 лет оказалась разворована, распродана и развалена ещё больше, чем Россия.
Вечные крики, лозунги, поиск ведьм - а в результате чудовищные нищета и отсталость.
Я знаю, о чём говорю: у жены в Украине живут родственники.
Ну что ж, дождёмся нового Хмельницого, ползущего на коленях?
Простых россиян и украинцев мне жаль, а на политиков что Украины, что России плевать.
     14:13 31.12.2022 (1)
А вы не задумывались, Александр, что простым людям ваша жалость до одного места, а политики уже давно коростой от плевков покрылись и при этом недурно здравствуют. Вы скажите, что сказать хотели. Выдайте креатив. А от общих фраз и без того деваться некуда. 
     18:46 31.12.2022 (1)
Что я хотел сказать? Креатив?
Банально: одумайтесь, люди! Головами думайте, а не животами и задницами.
Это общая фраза? Так хотя бы её пусть услышат.
     19:03 31.12.2022
Это даже не общая фраза. Это посыл ниочём и в никуда. Кто именно должен одуматься? Люди? Я тоже люди. Мне тоже одуматься? По какому поводу конкретно одуматься и в какую сторону одуматься? Если есть два противоборствующих лагеря, равно ли оба виноваты? Кому больше одумываться? И в одну им сторону одумываться или в разные? Вот видите, сколько вопросов вызывает ваша "конкретика". Представим, что один грабит другого на улице. Вы будете увещевать их обоих одуматься? Так и не удивляйтесь после, ежели от обоих вам и прилетит по оконцовке ))) 
     05:35 30.12.2022 (2)
Вопрос сложный и неоднозначный, хотя, наверное, плохо когда памятники убирают или сносят. Аргументы есть у обеих сторон. Какие-то из них в какие-то моменты становятся более весомыми.
Справедливости ради напомню, что Екатерина II русской не была. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родилась в Пруссии и являлась урожденной немецкой принцессой. Более того, она взошла на престол в результате дворцового переворота против своего мужа - Петра III, внука Петра I. Правда, тоже не совсем русского, но хотя бы имевшего часть русской крови. 
     22:32 30.12.2022 (1)
1
Да, жаль, что перевешивает сиюминутное. История делается фрагментами.
Если бы нигде не уничтожали и не переименовывали, а строили своё, то была бы логичная красивая картина колец дерева.
Мне всё время приходит в голову Лондон, где на одной площади стоит памятник Карлу, на другой - его убийце Кромвелю.
Ну, а если в данном случае, то речь не о национальности конкретного лица, а о его принадлежности к российской империи.
Например, Де Рибас был испанцем, Дюк Ришелье - французом, оба - подданные России.
Посмотрим, решатся ли одесские власти переименовать их улицы и оставят ли памятник Дюку.
А как ПерЕсыпь будут называть? Бесконечное и бесперспективное это дело - менять историю.
     00:09 31.12.2022 (2)
Посмотрим, решатся ли одесские власти переименовать их улицы и оставят ли памятник Дюку.
=================================================

Их не тронут. Ни Де Рибас, ни Дюк не были российскими политическими, да и просто фигурами уровня Екатерины и Суворова. К тому же они не притесняли и не разрушали, они строили и возводили. К Екатерине были серьезные претензии из-за разгона Запорожской Сечи и закрепостления крестьян, да и Алесандр Васильевич это  герой только российской истории. А в иных землях его называли и продолжают считать кровавым мясником.
Да и Пересыпь с Молдаванкой и Лузановкой останутся.
     13:40 31.12.2022
Дай бог, но не верю.
     13:39 31.12.2022 (1)
Продуманный ответ, спасибо! Дай бог, если так.
Пушкина вот только почему убрали?
     15:37 31.12.2022
Пушкина вот только почему убрали?
============================================

У меня нет ответа на этот вопрос. Это эмоциональное решение. Но полагаю, что вернут. Пусть и не сразу.

     14:46 30.12.2022 (2)
1

Аргументы есть у обеих сторон. 

В том-то и собака порылась. Бессмысленно оценивать аргументацию противной стороны со своей колокольни. А если задуматься, стоял памятник, относительно всех устраивал. Что же должно было произойти особого, чтобы до такой степени стал он не мил людям? Прямо, загадка какая-то. 
     16:09 30.12.2022 (2)
"Две гигантские статуи Будды, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине, возраст которых датируется VI веком нашей эры и относятся к индийскому искусству Гандхара. Существует версия, что статуи появились в III веке в эпоху Кушанского царства.
Были разрушены талибами".

Разумеется, у талибов были такие же веские основания (аргументы) как и у их еврейских побратимов, которые снесли памятник в Одессе.
Давай! Наводи порядок, пришло твоё время... (это импровизация на тему)
     16:41 30.12.2022 (1)
снесли памятник в Одессе
=======================================

Зачем же так некорректно сравнивать? Памятник Екатерине не снесли и не разрушили, а перенесли в другое место. 
Это несколько другая история.
Кстати, с Екатериной это происходит не в первый раз. При СССР такое тоже было.
     18:52 30.12.2022 (2)
Так в СССР были руководители из той же серии, что и на Украине. Они же одной крови.
Поэтому и поступки совершают подобные.
Оккупанты, они и есть оккупанты.
     21:49 30.12.2022

Так в СССР были руководители из той же серии, что и на Украине. Они же одной крови.
Поэтому и поступки совершают подобные.
Оккупанты, они и есть оккупанты.

Ошибаетесь, это гэбэшная камарилья в Кремле из той же серии.
     19:18 30.12.2022
Владимиров, гуляйте мимо. С некоторых пор вы для меня перестали существовать полностью. Напомню: с тех пор как вы трусливо и малодушно отказались признать свою очередную неправоту и чушь и более того, подтявкнули одной даме, безосновательно и огульно обвинившей меня во лжи. Но еще задолго до этого у меня вызывали брезгливость и неприятие ваши великодержавный шовинизм, имперские замашки и юдофобия. Я уже предлагал вам громко и публично заявить казахам, что территория Казахстана тоже является частью России - вы же это тоже утверждали. Удивительно, но вы почему-то не стали этого делать. Так что как только увидите меня - проходите мимо. Во избежание...

     16:40 30.12.2022 (1)
Вот уж сравнили... Статуи Будды (!) с новодельной копией оригинального изваяния одной из любвиобильных самодержиц. Таких "девушек с веслом" во всём мире - тысячи. А Будда... Само сравнение - кощунство, почти сопоставимое с уничтожением великих статуй! 
     18:56 30.12.2022 (2)
Те, кто сносит памятники не понимают их материальной и духовной ценности.
     19:17 30.12.2022
1
Или понимают. 
     19:03 30.12.2022
     15:36 30.12.2022 (1)
Прямо, загадка какая-то.
========================

Действительно

     16:41 30.12.2022 (1)
Можно "знатокам" на финал подкинуть - озолотеешь ))) 
     16:46 30.12.2022 (1)
Такой вопрос не пропустят. 
     16:53 30.12.2022
Ну, значит не озолотеешь ))) 
     15:59 30.12.2022 (1)
-1
"что сейчас так взаимно обозлили два народа", - почему только два народа, а не десять?
Украина это часть России, и украинцы это точно такие же русские как те россияне, которые проживают на Дальнем Востоке.

"даже русскоязычные одесситы сносят наши памятники", - так ваши памятники и в Москве посносили и польского еврея Дзержинского с Лубянки и русского еврея Свердлова с Воскресеенской площади.

Не одеситы снесли памятник Екатерины II, а еврей Зеленский.
     16:39 30.12.2022
1

Украина это часть России

Идиоту, помешанному на имперском величии: Украина - независимое государство, признанное всем миром, в т.ч. Россией.


польского еврея Дзержинского

Идиоту, помешанному на сионистском заговоре: Дзержинский - польский дворянин.
     14:32 30.12.2022
1
Перед тем, как гитлеровцев погнали - такой же был памятникопад. И в первую мировую тем же занимались. Пэрэмогы ковалы. После революции то же самое было! В той же Одессе пытались снести памятники - Кремль запретил потом, восстановили всё.
Менялись только хозяева и сапоги, которые топтались по земле до полного разрушения и одичания.
Да и вообще, со времен Руины ничего нового. Одно и то же: превращают территорию в Гуляйполе, разрушают все что могут, устраивают этнические чистки, резню, доходят до людоедства, потом когда уже жрать друг друга начинают - приходят русские, эта вся бесовня получают пинка и два метра земли на каждого беса. 
И живут дальше, пожертвовав лучшими во имя процветания паразитов, которые тут же лезут во власть и усеивают все госструктуры. А простые люди пашут потом, убирая за этими свиньями.
История...
Блуд всегда одинаково заканчивался. Дебошем, разрухой, массовыми казнями гражданских, торговлей согражданами (целиком и по частям), гибелью миллионов людей, концлагерями и эмиграцией наиболее трудоспособных.
Вон уже Европа учит соблюдать законы, тычет мордой в грязь, отучает попрошайничать и скакать, приучает усердно работать на благо страны. Только не Украины, увы. На благо чужой страны. Неважно какой. Свою они уничтожили, саранча.
Ничего, восстановим.
     03:49 30.12.2022
Как говорится, подох Яким, ну и х*й бы с ним!





Реклама