Не секрет, что народный фольклор, выраженный в том числе сказками, всегда наделен не просто повествовательными образами, но и мудростью, житейским опытом и всегда несет в себе мораль.
Я люблю сказки. И дожив до седых волос, не потеряла к ним интерес. Но, теперь они представляют для меня объект исследования.
В сказке добрых братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», которую Александр Сергеевич пересказал в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», на мой взгляд, зашито вполне себе реальное повествование о том, что девушка, оставшаяся без матери была выжита (выкинута, удалена и т.д.) из дома новой женой своего отца (мачехой). Могло иметь место? Вполне!
Не имея профессии, не умея никак заработать себе на хлеб, одна в городе (поселке, деревне) своем или чужом, не имея родни и друзей, одна, как в дремучем лесу, ищет себе прибежище и способ выжить. Могло быть в реальности? Вполне!
Не имея возможности зарабатывать честным трудом, она впадает в грех. А смертных грехов, как известно, семь. Могло так случиться? Вполне!
Живет в них, как в окружении семи гномов. Кстати сказать, я не припомню ещё сказку, в которой гномы были бы добрыми. А потому предполагаю, что на фоне смерти девушки от голода и холода, эти гномы выглядят добрыми.
Не смотря на то, что девушка жива, в глазах общества она погибла, иными словами умерла. Она теперь по ту сторону стекла, из которого сделан гроб общественного мнения и морали. Вариант? Вполне!
С яблоком и сложно и просто. Яблоко не раз чинило вред. И война за Трою, и грехопадение из-за него. Хотя, вряд ли средневековые немецкие крестьяне знали о Трое, а вот про Адама и Еву они вполне были наслышаны. Иными словами сказка отсылает к тому моменту, когда человек погиб по собственной глупости, сожрав яблоко. Погиб окончательно и бесповоротно, обретя вечный и неизбывный первородный грех. Как собственно гибнет и эта гипотетическая девушка.
Чудесный принц, спасший несчастную, может, на мой взгляд, раздваиваться. Это и каноническое христианское спасение, по воле человека и силе любви бога к нему с дальнейшим получением царствия небесного. Либо, вполне себе земная любовь, благодаря которой девушку могли и вынуть из лап порока. Но в любом случае в основе лежит любовь.
Почему Александр Сергеевич из гномов сделал богатырей, я не знаю. Могу лишь предположить. Возможно, он считал, что грехи, в том для него современном обществе, выросли из гномов до размера богатырей.