Заметка «ОБУЗДАЙ СВОЙ ЯЗЫК»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 202 +1
Дата:
Предисловие:
"Обуздай свой язык, чрево и руки".
Анахарсис.

ОБУЗДАЙ СВОЙ ЯЗЫК

Анахарсис (614-556 до н.э.)

Анахарсис* происходил из рода скифских царей у Борисфена*, был сыном ГНУРА*,
внуком ЛИКА* и правнуком САПАРГАПИФА*. Он приходился также дядей по отцу
скифскому царю Иданфирсу*, победившему Дария*. Скифский царь отправил
Анахарсиса в Элладу для обучения.

Анахарсис ещё юношей покинул родину и повидал немало стран, многому научился
и обнаружил великую мудрость. Скифу Анахарсису были свойственны прямодушие, простота,
скромность и справедливость, присущие его народу. Анахарсис долго жил в Афинах и дружил с Солоном и Мисоном.

Тот Отчизны своей позор,
кто кичливо отводит взор
от собрата, твердя, что он,
на бесславной земле рождён. (Анахарсис)

Выучив в совершенстве греческий язык, он написал поэму о скифских обычаях (около 800 стихов),
сравнив их с эллинскими.

От него эллины узнали, что среди известных им народов только скифы обладали одним,
но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состояло в том,
что никто не мог их настичь, если только сами они не допускали этого, и что ни одному врагу,
напавшему на их страну, они не давали спастись.

У скифов не было ни городов, ни укреплений, а свои жилища они возили с собой
(их домами служили кибитки). Все они были конными лучниками и промышляли
не земледелием, а скотоводством. Этой особенности скифского хозяйствования
благоприятствовала их земля и содействовали великие реки:  Скифия представляла собой богатую
травой и хорошо орошаемую равнину.

От Анахарсиса эллины также переняли представление об исключительной справедливости
и правосудности скифов, об их неограниченной свободе и независимости.
Эфор называл Анахарсиса мудрым и причислял его к Семи мудрецам за безупречную
моральную чистоту и разум. Он же приписывал Анахарсису изобретение кузнечных мехов,
гончарного круга и якоря с двумя лапами.

"Когда один недоброжелательный афинянин стал позорить мудреца его происхождением
и обзывать Анахарсиса "варваром-скифом", тот с достоинством ответил:
"Меня, может быть, и позорит моя родина, но ты - позор своей страны".

"Именно Анахарсис спросил Дельфийского оракула, кто мудрее самого Хилона,
когда золотой кубок Крёза, обходя по кругу Семь мудрецов, перешёл к Хилону".

"Мудрый Анахарсис, многое осуждавший у эллинов, с похвалой отозвался о древесном угле,
который давал возможность внести в дом огонь, оставляя дым за дверью".

"На вопрос АРДАЛА*, есть ли у скифов флейтистки, Анахарсис ответил: "У нас и виноград не растёт".

"Анахарсис полагал, что тот правитель более всего заслуживает славы, который не один
среди всех будет разумен".

Тот блажен, кто смирять привык
руки, чрево и свой язык. (Анахарсис)

"Достойнее всего правление и крепче народовластие, где лучшее воздаётся добродетели,
худшее пороку, а всё остальное - поровну". Таковы были слова Анахарсиса на пире
мудрецов в доме Кипсела".

"Анахарсис говорил, что Гелиос или единственный свободный бог,
или хотя бы самый свободный из богов. Ибо он всевластен и живёт по собственному закону.
Он царствует и держит бразды, а колесница его безмерно прекрасна и величественна".
"Скифы,- уверял Анахарсис,- самые свободные из людей, ибо дом имеют на колёсах
и обитают в повозке, как Гелиос - в колеснице".

"Рассказывали, будто Анахарсис, напившись вина, стал требовать награды и венка,
а было это то ли на первых Пифийских играх, то ли на очередных Истмийских".

"Анахарсис считал мальву* и асфодель* не только простыми,
но и наиболее полезными для здоровья из всех овощей".

Анахарсис был человеком здравомыслящим и многознающим.
Он рассказал Евтемиде Клеобулине охотно и подробно, чем у них в Скифии люди питаются
и какими очищениями спасаются в болезнях.

В Скифии нет вина. Поэтому там, согласно Анахарсису, не встретишь ни флейты,
ни другого музыкального инструмента, кроме кимвалов, бубнов и трещоток,
которые в ходу у фокусников. Он говорил также о множестве известных скифам
снадобий и кореньев, целительных и вредоносных".

Когда в Афинах захватил власть тиран Писистрат и учинил гонения на всех достойных
и уважаемых граждан, и особенно на слывших мудрецами, Анахарсис,
простившись с друзьями, покинул Аттику.

На обратном пути в скифские земли ему пришлось, преодолевая Геллеспонт,
пристать к городу КИЗИКУ*. Жители этого города как раз справляли праздник ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ БОГОВ*.
Анахарсис дал богине следующий обет: если он возвратится на родину здоровым и невредимым,
то принесёт ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев,
и учредит в её честь всенощное празднество.

По возвращению на родину Анахарсис рассказал царствовавшему брату Савлию,
что все эллины, кроме лакедемонян, стараются больше узнать и стать мудрыми,
однако вести разумную беседу можно только с лакедемонянами. Вообще он превозносил
спартанские доблести и мудрость своих друзей, Мисона и Хилона.

Безопасней всего корабли,
что сумели достичь земли. (Анахарсис)

Вскоре после своего возвращения в Скифию Анахарсис тайно отправился в священную рощу ГИЛЕЮ*
(эта местность лежала на берегу Борисфена против так называемого Ахиллового ристалища
и была покрыта густым лесом).

Там он и совершил обряд празднества, который ему довелось увидеть в Кизике.
При совершении священодействия Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини
и бил в тимпаны.

Некий скиф подглядел за совершением этих таинств и донёс царю Савлию.

Царь сам прибыл к месту события и, как только увидел, что Анахарсис справляет
чужеземные обряды, тут же поразил его стрелой из лука, заподозрив в безумии.
Этого Савлию показалось мало, и он предал имя брата проклятию.

Даже сто лет спустя на вопрос об Анахарсисе скифы отвечали, что не знают такого,
и всё потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи и обряды.
Афиняне же, покорённые великой мудростью и справедливостью Анахарсиса,
воздвигли в его честь статую, на постаменте которой были высечены слова,
которые часто повторял скифский мудрец: "Обуздывай свой язык, чрево и руки",

Послесловие:
Благодарю за прочтение.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:44 21.02.2023 (1)
Имя героя откровенно греческое, не скифское. 
     21:56 17.12.2023
Скифский князь,- дура греческая.
     14:23 21.02.2023 (1)
Кстати... что такое ЭКСЦЗЕЦЕНТАЛЬНЫЙ... блин, хрен выговоришь...))
     21:55 17.12.2023
"Ступай себе мимо",- сказал мужичок-с-ноготок.
     18:04 21.02.2023 (1)
Интересная статья Владимир!
     08:44 27.02.2023 (2)
Благодарю, Дивногорская Вишня! На каком обрыве там растёшь?
     18:14 27.02.2023
Убогие елки - лес, каменные холмы - горы, где-то в ущелье под ногами вода - Енисей... Слышно, оплотиненное море высыхает...
     12:02 27.02.2023 (1)
Какой бы не назвала я обрыв, вам не знакомы те места. А места красивейшие!
Творческих успехов, Владимир!
     20:49 19.03.2023
Спасибо!
... отправился по Абрикосовой
и на Вишневой улице остановлюсь в тени...

Быть добру!- полезней всего и на обрыве, и под обрывом, и с засекреченной Сакурой...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама