Анахарсис (614-556 до н.э.)
Анахарсис* происходил из рода скифских царей у Борисфена*, был сыном ГНУРА*,
внуком ЛИКА* и правнуком САПАРГАПИФА*. Он приходился также дядей по отцу
скифскому царю Иданфирсу*, победившему Дария*. Скифский царь отправил
Анахарсиса в Элладу для обучения.
Анахарсис ещё юношей покинул родину и повидал немало стран, многому научился
и обнаружил великую мудрость. Скифу Анахарсису были свойственны прямодушие, простота,
скромность и справедливость, присущие его народу. Анахарсис долго жил в Афинах и дружил с Солоном и Мисоном.
Тот Отчизны своей позор,
кто кичливо отводит взор
от собрата, твердя, что он,
на бесславной земле рождён. (Анахарсис)
Выучив в совершенстве греческий язык, он написал поэму о скифских обычаях (около 800 стихов),
сравнив их с эллинскими.
От него эллины узнали, что среди известных им народов только скифы обладали одним,
но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состояло в том,
что никто не мог их настичь, если только сами они не допускали этого, и что ни одному врагу,
напавшему на их страну, они не давали спастись.
У скифов не было ни городов, ни укреплений, а свои жилища они возили с собой
(их домами служили кибитки). Все они были конными лучниками и промышляли
не земледелием, а скотоводством. Этой особенности скифского хозяйствования
благоприятствовала их земля и содействовали великие реки: Скифия представляла собой богатую
травой и хорошо орошаемую равнину.
От Анахарсиса эллины также переняли представление об исключительной справедливости
и правосудности скифов, об их неограниченной свободе и независимости.
Эфор называл Анахарсиса мудрым и причислял его к Семи мудрецам за безупречную
моральную чистоту и разум. Он же приписывал Анахарсису изобретение кузнечных мехов,
гончарного круга и якоря с двумя лапами.
"Когда один недоброжелательный афинянин стал позорить мудреца его происхождением
и обзывать Анахарсиса "варваром-скифом", тот с достоинством ответил:
"Меня, может быть, и позорит моя родина, но ты - позор своей страны".
"Именно Анахарсис спросил Дельфийского оракула, кто мудрее самого Хилона,
когда золотой кубок Крёза, обходя по кругу Семь мудрецов, перешёл к Хилону".
"Мудрый Анахарсис, многое осуждавший у эллинов, с похвалой отозвался о древесном угле,
который давал возможность внести в дом огонь, оставляя дым за дверью".
"На вопрос АРДАЛА*, есть ли у скифов флейтистки, Анахарсис ответил: "У нас и виноград не растёт".
"Анахарсис полагал, что тот правитель более всего заслуживает славы, который не один
среди всех будет разумен".
Тот блажен, кто смирять привык
руки, чрево и свой язык. (Анахарсис)
"Достойнее всего правление и крепче народовластие, где лучшее воздаётся добродетели,
худшее пороку, а всё остальное - поровну". Таковы были слова Анахарсиса на пире
мудрецов в доме Кипсела".
"Анахарсис говорил, что Гелиос или единственный свободный бог,
или хотя бы самый свободный из богов. Ибо он всевластен и живёт по собственному закону.
Он царствует и держит бразды, а колесница его безмерно прекрасна и величественна".
"Скифы,- уверял Анахарсис,- самые свободные из людей, ибо дом имеют на колёсах
и обитают в повозке, как Гелиос - в колеснице".
"Рассказывали, будто Анахарсис, напившись вина, стал требовать награды и венка,
а было это то ли на первых Пифийских играх, то ли на очередных Истмийских".
"Анахарсис считал мальву* и асфодель* не только простыми,
но и наиболее полезными для здоровья из всех овощей".
Анахарсис был человеком здравомыслящим и многознающим.
Он рассказал Евтемиде Клеобулине охотно и подробно, чем у них в Скифии люди питаются
и какими очищениями спасаются в болезнях.
В Скифии нет вина. Поэтому там, согласно Анахарсису, не встретишь ни флейты,
ни другого музыкального инструмента, кроме кимвалов, бубнов и трещоток,
которые в ходу у фокусников. Он говорил также о множестве известных скифам
снадобий и кореньев, целительных и вредоносных".
Когда в Афинах захватил власть тиран Писистрат и учинил гонения на всех достойных
и уважаемых граждан, и особенно на слывших мудрецами, Анахарсис,
простившись с друзьями, покинул Аттику.
На обратном пути в скифские земли ему пришлось, преодолевая Геллеспонт,
пристать к городу КИЗИКУ*. Жители этого города как раз справляли праздник ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ БОГОВ*.
Анахарсис дал богине следующий обет: если он возвратится на родину здоровым и невредимым,
то принесёт ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев,
и учредит в её честь всенощное празднество.
По возвращению на родину Анахарсис рассказал царствовавшему брату Савлию,
что все эллины, кроме лакедемонян, стараются больше узнать и стать мудрыми,
однако вести разумную беседу можно только с лакедемонянами. Вообще он превозносил
спартанские доблести и мудрость своих друзей, Мисона и Хилона.
Безопасней всего корабли,
что сумели достичь земли. (Анахарсис)
Вскоре после своего возвращения в Скифию Анахарсис тайно отправился в священную рощу ГИЛЕЮ*
(эта местность лежала на берегу Борисфена против так называемого Ахиллового ристалища
и была покрыта густым лесом).
Там он и совершил обряд празднества, который ему довелось увидеть в Кизике.
При совершении священодействия Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини
и бил в тимпаны.
Некий скиф подглядел за совершением этих таинств и донёс царю Савлию.
Царь сам прибыл к месту события и, как только увидел, что Анахарсис справляет
чужеземные обряды, тут же поразил его стрелой из лука, заподозрив в безумии.
Этого Савлию показалось мало, и он предал имя брата проклятию.
Даже сто лет спустя на вопрос об Анахарсисе скифы отвечали, что не знают такого,
и всё потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи и обряды.
Афиняне же, покорённые великой мудростью и справедливостью Анахарсиса,
воздвигли в его честь статую, на постаменте которой были высечены слова,
которые часто повторял скифский мудрец: "Обуздывай свой язык, чрево и руки",
"Обуздай свой язык, чрево и руки".
Анахарсис.