Заметка «Не рубите, мужики!..» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 378 +2
Дата:
Предисловие:

Не рубите, мужики!..

Этот разговор с Ю. Ю. Лекаркиным, главным лесничим Мостовского района, состоялся в городке Псебай – его называют воротами Северного Кавказа. Многое из того, что было рассказано о лесе, удивило меня, и думаю, что это будет интересно и вам.

Лес – национальное достояние России. Но отношение к нему в последнее время отнюдь не бережное. Что мы оставим будущим поколениям землян?
О проблемах русского леса, противостоянии с экологами и чиновниками и о других «больных» темах мы разговариваем с Юрием Юрьевичем Лекаркиным – директором Мостовского лесничества (Краснодарский край).

Юрий Юрьевич, почему вы «пошли в лес»?
– Я лесник в третьем поколении: дед работал в лесном управлении, отец был главным по лесу в наших краях. Вот и я пошел по их стопам, закончил Московский Лесотехнический университет. (отец Ю. Ю. - Ю. Я. Лекаркин (1931-2018) много лет руководил Опытно-показательным лесокомбинатом – вторым в своей отрасли в РСФСР. Почетный гражданин п. Мостовской, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного знамени – прим. авт.).
Наш Мостовской район – уникальное место. Здесь начинается Кавказ и здесь самые мощные лесорастительные условия, самые большие запасы ценной древесины – дуб, бук, граб, явор кавказский... Мы в этом отношении рекордсмены в России – 1750 куб. м товарного леса на гектар, средний объем товарной лесомассы – 1400-1500 куб. м. Для сравнения: средний объем по России – 200-250 кубометров на гектар.

– У нас многие считают вырубку леса катастрофой.
– К сожалению, часто особо рьяные защитники не понимают сути вопроса. У таких один лозунг: «Не рубите!» Даже песни об этом поют. Но ведь человек стрижет волосы, ногти, а если возникает необходимость, больного спасают от смерти, удаляя воспаленный орган. И никто не считает это недопустимым вмешательством в Природу. Это гигиена, то есть вопрос здоровья и выживания. Лесу тоже нужно ее соблюдать. Для этого и проводятся чистка лесных массивов и даже операции по удалению «воспаленных» участков. Выдающийся лесовод, автор «Учения о лесе» Г. Ф. Морозов говорил: «Если человек не рубит, то рубит природа. Беспощадно.»
И если на участке однородные насаждения, лес «дозрел», то почему не срубить его? Это качественный товарный лес. А кому нужна трухлявая древесина? Возьмем животноводство – кто будет держать мясного бычка до старости? Кому нужно такое мясо? Его забивают «в самом соку», но уже подрастает новое поколение…
Лес необходимо вырубать, иначе он старится, болеет, покрывается всякой заразой, которая затем распространяется на большие площади. Да и вообще, проблема не в самой вырубке, а в том, что после этого рекреацией не занимаются, не высаживают ценные, товарные породы. Кстати, молодые, растущие деревья практически не горят и вырабатывают больше кислорода.

– Но ведь в начале века был принят новый Лесной кодекс…
– Лес всегда был кормильцем страны. В советские времена Экспортлес имел 66 зарубежных представительств, а лесное хозяйство было среди лидеров по доходам из всех отраслей промышленности! Но то, что происходит с нашим лесом последние два десятилетия, можно охарактеризовать одним словом – катастрофа! К сожалению, уже много лет лесным хозяйством страны руководят люди, имеющие, похоже, весьма смутное представление о лесе как о биоценозе. И уже больше четверти века лесоустройства в России как такового нет. Ведь ясно же, что лесом должен заниматься не арендатор и не менеджер, не чиновник и не прокурор. Лесник – вот главный человек на своем лесном участке! Все остальные не имеют профильного образования, не погружены в него и видели лес в лучшем случае с вертолета или во время охоты. Они не живут в нем! Отсутствует и стратегия развития лесного хозяйства. Лес стал рассматриваться как неистощимый и более того, якобы бесконечно самовозобновляемый ресурс. Но ведь уровень потребления древесины в наше время нельзя сравнить даже с началом 20-го века, что уж говорить о древности, когда людей было в десятки раз меньше, а леса несоизмеримо больше. Все рассуждения о его неистощимости оказались мифом. Он может быть неисчерпаемым только при правильном и бережном использовании. И очень обидно, когда люди из высоких кабинетов, но далекие от леса, начинают нас учить «любить» лес и правильно с ним обращаться. Да мы сами все знаем и умеем – вы только верните лесное хозяйство! Найдутся и «высокие» специалисты, и люди, умеющие работать на земле.
Ведь в лесной отрасли результаты бездумной или непрофессиональной деятельности проявляются не сразу, а через десятки лет. И тогда кого привлекать к ответственности? – «иных уж нет, а те далече…»
После 1990-х мы, работники лесного хозяйства, надеялись, что вскоре все восстановится, ошибки и недостатки будут исправлены и устранены, и мы войдем в XXI век с новыми идеями, наукой и техникой. Увы, действительность оказалась хуже, чем мы могли себе представить. Показательный факт: работников лесного хозяйства очень давно не поздравляют с высокой трибуны с «Днем лесника» – нас как будто не существует…
Считаю, что упразднение института лесничества было ошибкой – это решение привело к сегодняшним масштабным пожарам, заражению и варварской вырубке огромнейших лесных массивов. Сейчас в Сибири используют вахтовый метод по заготовке древесины. Но эти люди – временщики.  Вырубить-то они вырубили, а кто будет заниматься восстановлением – выкорчевкой, планировкой, посадкой саженцев? И через 5-10 лет там уже растет сплошной «мусор» – ольха, осина, сосна... Деревья вроде есть, но толку от них? Это же как бурьян на неухоженном огороде.
У нас в Мостовском районе другая беда: необходимый объем лесозаготовок должен быть 75 тысяч куб. м в год. Для этого 30 лет назад в нашем лесничестве работало около 4000 человек. Увы, от всей былой мощи не осталось и следа – сейчас в районном лесничестве четыре машины, кабинет и два компьютера… Некому делать даже санитарную чистку, поэтому лес начинает засоряться, болеть, падать.

– Но лес стоял миллионы лет до нас и никто за ним не ухаживал – он всегда был и всегда будет. Для чего вообще нужны лесники?
– Лесник ежедневно обходил свой район, отмечал и спиливал больные деревья, ликвидировал очаги возгорания, расчищал просеки, следил за состоянием дорог и подъездов к делянкам, намечал участки для промышленной и санитарной вырубки, сажал «молодняк»… Если говорить проще, делал то, что делает рачительный дачник на своем участке.
В 7 утра у нас проводилась планерка. Потом лесники разъезжались по своим участкам – кто на машинах и мотоциклах, кто на лошадях. Кстати, оптимальный транспорт для лесника – это конь. Там, где использовалась «одна лошадиная сила», у нас был образцовый порядок. Во-первых, не нарушается почвенный и травяной покров, во-вторых, лошадь пройдет туда, куда ни одна машина не проедет. В-третьих, при локальной вырубке, например, больных, зараженных деревьев и при трелевке, техника все перемешивает своими гусеницами, ломает. У меня было четыре бригады с лошадьми. Так на их участки приезжали специалисты со всей страны – восхищались, цокали языками, фотографировали. И в самом деле – чисто, ухожено, травяной покров нетронутый – парк, а не лес!

– Что входило в обязанности «местного» лесного хозяйства?
– Заготовка древесины, ее обработка, в том числе глубокая, посадка и уход за молодняком. Строились дороги и лесные поселки, в которых люди занимались лесом и деревообработкой. Их численность доходила до десятка тысяч человек – там, кроме предприятий, мастерских и механизированных колонн были школы, детские сады, клубы, магазины... Все это входило в состав Министерства лесной промышленности. Слово «главного лесника» района было законом и, кстати, лесничего, без подписи министра лесного хозяйства никто не имел права снять. А сейчас кто хочешь снимет и поставят того, кто подпишет то, что скажут «сверху» – какое уж тут лесосбережение?
Российская лесная наука – когда-то сильнейшая в мире, также утеряла свои позиции. Последним из могикан был академик И. С. Мелехов. Его учебники по лесоводству, пожалуй, лучшие в мире. Академик Н. П. Анучин занимался таксацией леса и сделал это так, что даже за десятилетия это не удалось развалить.

– Что такое таксация?
– Это наука, без которой грамотная лесозаготовка невозможна, как например, невозможно сельское хозяйство без агрономии. Чтобы рачительно вести лесное хозяйство, необходимо знать, что этот конкретный лесной массив из себя представляет. Для этого делается лесная карта, составляется таксационное описание лесного массива, в котором указываются породы деревьев, их плотность, возраст, диаметр, высоты, состояние, общий объем кубов древесины, в том числе товарной, намечается план вырубки и новых насаждений. Такой «паспорт леса» делается на 10 лет. При этом лесник должен подходить к этому вопросу с умом, поскольку с каждым годом лес меняется – растет вверх и вширь, меняются диаметры стволов, общее состояние. Его надо формировать – вырубать, потом высаживать товарный древостой, прореживать молодняк … Все это необходимо для того, чтобы взять необходимое количество древесины, не угрожающее лесу в целом.

- А разве не правильнее вырубать только «товарные» деревья?
– Даже между нами, лесниками, всегда были споры на эту тему. Правильно и то, и другое. Ты вырубил участок, затем здесь же высадил саженцы, ухаживаешь, прореживаешь, чистишь от поросли… При этом деревья растут в равных условиях, никто никого не давит, не угнетает – они растут здоровыми и красивыми. При выборочной порубке убираются выжившие свой срок или больные деревья, иначе они будут гнить, заражать соседей. Но она плоха тем, что дерево при валке повреждает соседние насаждения. Они тоже начинают болеть, в итоге может заразиться весь массив. Кстати, мы в Мостовском были первопроходцами в «вертолетной» валке леса. Это когда спиленное дерево «выдергивается» с помощью вертолета. За один час добывали и доставляли на склад до 140 кубометров ценной древесины – дуба, бука. А это уже уровень рентабельности. И еще при таком способе лесозаготовок верхний слой почвы остается нетронутым, не перемешивается гусеницами тяжелой техники и колесами лесовозов.

– В последние годы мы с тревогой ждем лета. Начинаются пожары, выгорают огромные лесные массивы…
– Это опять-таки из-за отсутствия лесника. Ведь пожар не начинается одномоментно по всей площади. А дым или запах горения в лесу чувствуется на большом расстоянии. И почти всегда лесник был способен сам или с бригадой тут же затушить тление, локализовать возгорание. Кроме того, он следил за состоянием просек, чтобы огонь не перекинулся на другой квартал, «умер» там же где и зародился. Сейчас вроде бы контролируют ситуацию из космоса. Но у Военно-космических сил и у Роскосмоса нет прямой связи с лесничим. И пока эта информация дойдет до места, пройдет неделя! Кроме того, раньше были дороги, за которыми ухаживали, проводили их осветление – то есть спиливали ветви, препятствующие солнечному свету, чистили обочины, рыли водоотводы. Иначе дорога «киснет» от влаги, зарастает, становится непригодной для эксплуатации. А сейчас если что-то горит,

Реклама
Обсуждение
     21:42 06.03.2023
Интересно. Только жаль, что профессионалов-то почти и нет. Лес рубят - щепки летят.
     18:01 01.03.2023 (1)
Интересно, Александр. Спасибо.
     21:56 01.03.2023 (1)
1
Да, Леонид, согласен, интересно. С профессионалами всегда интересно ))
Спасибо за прочтение и оценку!
     22:02 01.03.2023
Наша беда, профессионалов мало. В 90-е не только строй поменяли, но и подход к работе, вчера нач лаб, сегодня мэр крупного города. А то что это специфическая управленческая работа - наплевать, главное преданный. Сегодня тоже самое, главное единоро, а то что тупой - не главное.
Результат на лице.
     14:00 01.03.2023 (1)
1
Толковый специалист вам попался. На мой непросвещенный взгляд.
     14:08 01.03.2023
1
Толковый специалист вам попался.
====================================

Да, он очень интересный человек. И фанат своего дела.

Реклама