Заметка «ЛАУРЕАТЫ ДЕСЯТОГО КОНКУРСА ПОЭЗИИ ФОНДА ВСМ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 102 +1
Дата:

ЛАУРЕАТЫ ДЕСЯТОГО КОНКУРСА ПОЭЗИИ ФОНДА ВСМ

ПОЧЁТНОЕ ПЕРВОЕ МЕСТО - МЕЖДУ ВДОХОМ И ВЫДОХОМ

МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС https://fabulae.ru/autors_b.php?id=110626


Я искала везде – и в далёком, и в близком,
Возле плит и оград дорогих обелисков,
И в бездонной трясине бессонных ночей,
И в вердиктах совсем не «от Бога» врачей,
И в страницах забытых семейных альбомов…
На правах Белоснежки просила у гномов
Рассказать по секрету и даже открыто,
Не годами ль моими пропавшими сыто
Вороньё, что склевало их так бестолково?
Только гномы в ответ не сказали ни слова.
Я вдохнула девчонкой в толкучке трамвая,
А на выдохе – место уже уступают.
Я смирилась с судьбой, как ведро с коромыслом,
Но сдержать не могу неуёмные мысли,
Что теснятся внутри: «Ну, куда же, куда
Подевались мои золотые года?».
Впрочем, разве сама я не знаю об этом?
Унесла их река под названием Лета,
Где в начале судьбы – самый первый мой вдох,
Где на выдохе ждёт – покаяния Бог...


ПЕРВОЕ МЕСТО - ФИЛОСОФСКИЕ РАЗДУМЬЯ О МНОЖЕСТВАХ

АРИОЛЛА МИЛОДАН https://fabulae.ru/autors_b.php?id=12839


В 70-е годы ХХ века французский и американский математик Бенуа Мандельброт открыл особые множества, названные впоследствии его именем. Особенностью этих, фрактальных, множеств является то, что элемент его подобен группе элементов и множеству в целом, то есть обладает свойством самоподобия. Понятие «фрактал» (от лат. fractus – «сломанный, разбитый») – также личное изобретение математика.
В 1975 году Бенуа Мандельброт опубликовал работу «Фрактальная геометрия природы», в которой сформулировал теорию сложных геометрических фигур, обладающих свойством самоподобия, и применил ее для анализа естественных образований природы. Во введении к этой работе он писал: «Облака – не идеальные сферы, горы – не конусы, береговые линии – не окружности, кора дерева – не гладкая, и молния не распространяется по идеально прямой линии».
Теория фракталов давно нашла применение в математических моделях экономики, физике, химии, астрономии и других областях знания. Фракталы – инструмент для анализа состояния биржевых рынков. В физике фракталы естественным образом возникают при моделировании пламени, облака и других нелинейных процессов. В биологии они применяются для моделирования популяций и для описания систем внутренних органов. Фракталы широко применяются в компьютерной графике для построения изображений природных объектов – деревьев, горных ландшафтов, поверхности моря и т. д.
В постмодернистской философии есть ключевой термин, тоже касающийся подобия, который означает изображение, копию того, чего на самом деле не существует —  симуля́кр (фр. simulacre от лат. simulacrum — подобие, копия). Сегодня это понятие понимают как культурное или политическое создание, копирующее форму исходного образца. Симулякр может касаться каких угодно вещей и смыслов.

Ветреной осени рыжей фрактальностью
Выстелен путь от меня и до прошлого.
Веток обугленных строгой детальностью
Вычерчен вечер… Сырой и взъерошенный.

Осень, скажи мне, а правда ли, надо ли
Так бесноваться, единственность празднуя? –
Множества полнились, множества падали,
Множества царствуют… Броские, разные.

Множества луж. Антрацитные, рыжие,
Серые с синью и с проседью, кажется…
Кажется, улицы лужами выжжены –
Осень опять с Мандельбротом куражится.

Множества листьев. Пурпурные, жёлтые,
Яркие с хрустом и блеклые с шорохом…
Капли развеяны, грани расколоты –
По ветру – стаями, по ноги – ворохом.

Множества нас… Захлебнулись подобием! –
И повторяем их пляски! – Но подле них
Мы – только копии, копии, копии…
В прошлом, быть может, имевшие подлинник.

Осень безумна, правдива и образна
Листьями, синью, фракталами, временем…
Взглядом из прошлого, осень, ты можешь знать,
Что делать нам, единицам потерянным?

Станут ли лужи и листья ответами?
Будут ли правдою? Примем ли это мы?

Звонко мурчит, не терзаясь вопросами,
Рыжая кошка… Она не из осени.


ВТОРОЕ МЕСТО - ОН ВСЕГДА РЯДОМ

НИНА ХИЖИЙ https://fabulae.ru/autors_b.php?id=8713


"Такое чувство будто наглотался пасмурного неба." Харуки Муроками


Трудно припомнить, как все это было
Явью, а может быть сном...
Ангел-хранитель у края обрыва
Нежно коснулся крылом.

Вниз, да без крыльев, какая нелепость...
Думай, что будет потом!
Ты наглотаешься хмурого неба
Настежь распахнутым ртом!

Сетовать глупо, что выпал негладкий
Свыше назначенный путь,
Даже беспечным случалось украдкой
Горечи слезы сглотнуть...

Это, родная, вопрос философский...
Просто вдохни глубоко.
Видишь, и в небе, растяпа неловкий,
В полночь пролил молоко...


ТРЕТЬЕ МЕСТО - ЗАЯЦ

ПРЕМЬЕР МАГИСТР ТАТЬЯНА ПРОКОФЬЕВА https://fabulae.ru/autors_b.php?id=7973

Земли подмёрзшей едва касаясь,
петляя между стволов берёз,
по лесу нёсся обычный заяц –
большие уши, короткий хвост.

Уловки зайца распутав ловко,
от гущи ельника до реки
косого лаем вела выжловка,
к засаде, где залегли стрелки.

И вроде с жизнью пора прощаться –
прервётся выстрелом быстрый бег,
но вдруг на радуге сотни зайцев
встряхнули небо и выпал снег.

Он падал заячьим белым пухом,
преображая озябший лес…
Собака тявкнула:
                      — Вот непруха!
У зайцев ангелы тоже есть!



ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО - ВОЗВРАЩЕНИЕ

ПОЧЁТНЫЙ МАГИСТР АННА САБАЕВА https://fabulae.ru/autors_b.php?id=13037


Здравствуй, далёкая милая улочка!
Сколько с тобой мы не виделись лет…
Запахи кофе, кондитерских булочек,   
Яблочный вкус карамельных подушечек,
Липовый цвет… 

Здесь новостройки бетонные выросли, 
Нет голосистых  ребячьих ватаг.
Помнится, вместе гурьбою носились мы
Там, где граница реальности-вымысла  –
Старый овраг…

Тайны его оставались загадками,
Многие годы их строго хранил… 
Ложки солдатские сплющены танками.
Мы находили их рядом с остатками
Братских могил...

Прятали часто стекляшки приметные
В месте укромном  – "девчачий секрет"*.
Камушки, разные штучки заветные
Были для нас как богатства несметные  –
Радужный свет… 

Через года вспоминается прошлое.
Улица детства, родительский дом.
Вот бы открылись такие возможности –   
Нам возвратиться туда! Растревожила
Мысль о былом… 


* "девчачий секрет"  или "секретик" - распространённая в СССР, в основном среди девочек, детская игра, смысл которой был в том, что в земле выкапывалась ямка, в которой раскладывалось в определённом порядке всё, что было ценного, — обёртки от конфет, цветные стеклышки, пуговицы, бусинки. Потом ямка накрывалась стеклом, тщательно маскировалась и девочки под большим секретом хвастались друг перед другом своими схронами, соревнуясь с подругами, у кого "секретик" более красивый и занятный :)


ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО - ЖИЛ ЗВОНАРЬ

НАДЕЖДА ЖУКОВА https://fabulae.ru/autors_b.php?id=12160


" Звонарь был хвор, звонарь был тих"...
          Евгений Латаев

Он взбирался едва по лесам к голубой колокольне,
Был он худ, измождён, и казалось, что нет в теле сил.
Он звонил и звонил, и тревожил  набатом невольно,
И никто ведь, понятно, об этом его не просил.

Как справлялся, благой и тщедушный, с такою махиной?
Невдомёк  было людям, но колокол слушался, вот!
Пела медь по округе, и плакала в ритме едином,
Дождь, жара, ураган ли, звонарь обязательно бьёт!

Он как будто видал дальше прочих, и пел свою правду,
Не успеть он боялся, и зная свой чётко предел,
Он за стены не прятался, мог бы, другим это надо,
Он хрипел алой пеной, он падал, а колокол пел!

Он был хвор, он был стар, но имел над округою власть он-
Он покорно упрёки сносил, никогда не роптал.
Он был лучший звонарь по округе, то разве не счастье?
Он был ближе всех к Богу, взбираясь на свой "пьедестал".

Он изрезал верёвками  напрочь худые ладони,
Но при этом пощады у Бога совсем не просил.
Он ушёл так внезапно, он выдохнул на недозвоне,
А вдохнуть сини неба уже просто не было сил...

Золотился апрель,  рассыпал по пригоркам пух вербы,
И струился с небес небывалый, неведомый звон.
Шёл звонарь в небеса по ступеням закона и веры,
И народ осознал, как же только был  нужен им он!

Жил звонарь...


ПЯТОЕ МЕСТО - ЗАКЛЕЙМЁННЫЙ

LA MI https://fabulae.ru/autors_b.php?id=10154


«Капает. Бьёт по макушке... Безумство свирепствует,
В точку сжимает пространство, украв окоём.
Беглому трусу тайга… Нет, не каторга – бедствие.
Жизнь на болотах – финал в лихолетье моём.

Снова встречаю весну. Заклеймённый валежник я –
Сохну, коростой зарос, почернел от хандры. 
Сгинуть бесследно бы в травах нечёсаных грешнику,
Где на току для любимых поют глухари.

Пелось и мне. И пилось. И любилось отчаянно!
Бабочкой рыжей порхал зацелованный рот,
Трасса резвилась, сверкая улыбками Каина.
Визг тормозов… Варе шёл девятнадцатый год.

Мир напомаженный выцвел и рухнул в мгновение.
Крик захлебнулся, а я разучился дышать.
Став параноиком, всё потерял, искупления
Просит сбежавшая в топи больная душа.

По вечерам, растревожив безмолвие вещее,
Вместе со мной причитает болотный камыш.
Каждые сумерки в пляшущих тенях мерещатся
Юная Варя и тянущий ручки малыш».

Треснувший грифель споткнулся, сыпнув многоточием,
Строки сложились в знакомые контуры губ,
Зашелестели словами: «Соскучились с доченькой.
Не уберёг. Нам так холодно! Ждём. Приголубь». 

С полки упала икона.  «Изыди, исчадие».
Он исступлённо крестился, согнувшись в дугу.

Страх наказания стал и бедой, и проклятием,
Бил по макушке морзянкой: «По-длец, ду-ше-губ».



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:29 10.03.2023
1
Это я понимаю - достойные победители!
     21:23 10.03.2023
Да, это ПОЭЗИЯ!
Склоняю голову.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама