Заметка «Диалог о стоицизме»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 115 +1
Дата:

Диалог о стоицизме

Диалог 05 06 2023

ША:
Любить Людей?
Шкала эмоций
https://www.facebook.com/100000071930283/posts/pfbid023HR2ZrPaEKfyn69zyguyg1512PC3z5uRFqZT9U5b1j3Kox8w3wEBCrwHKMUh6Vhyl/?sfnsn=wa&mibextid=2Rb1fB

Старый ролик.
Вот примерно как выглядит живая работа с молодёжью, да и вообще в социуме.
Живой диалог, а не умудрённые сентенции...

Можно работать на разных площадках.

Жить Учением можно в одиночестве, а можно через деятельность в социуме. Это ты выбираешь по своей склонности степень участия в той или иной сфере.
Для прохождения через социум не всякий язык подходит. Точнее, нужно каждый раз заново выстраивать язык.

Рерихи говорили, что сейчас открыты двери через науку и культуру.
Можно быть отшельником, а можно учиться общению с людьми разных и часто полярно разных мировоззрений.
Полюса мировоззрений:
  -  Наука
  -  Метафизика
  -  Идеология (текучее состояние по потребностям момента)

Все пути открыты


А:
Занятно, но спорно  Чем ближе к смерти, тем чище люди, да и мышление проясняется,  избавляясь от жизненной суеты  Что касается апатии - разве не к ней стремились стоики?  Боюсь аксиомы мировоззрения этого учителя от бога располагаются в парадигме современных неолиберальных ценностей, и возможно,  что ещё страшнее, она вряд ли их осознает  Смущает безапелляционный тон лектора, маскируемый юмористическо-игровой манерой коммуникацией с аудиторией 
Конечно, дело вкуса, но угроза ада звучит поинтереснее призывов "возьмёмся за руки друзья") [05.06, 14:31] ashprenger777: О смерти здесь совсем в другом смысле. 

ША:
Безусловно знание о смерти может произвести переворот в сознании, но к этому непросто подвести. Нужен язык, нужен предварительный опыт и т. д. 
Про апатию вообще непонятно. Спокойное равновесие вполне может и должно быть деятельным, устремлённым к истинным ценностям. Наверное стоик их лучше понимает, этому и не парится по мелочам. 
Апатия свидетельствует скорее об отсутствии ценностей. Разве к этому стремятся стоики??

А:
В буквальном переводе с греческого "апатия" — это бес-страстность  Страсть означает пленённость сознания, подчиненность его нижним уровням психики, примитивным эмоциям и побуждениям.  Пример: когда человеком движут гнев, обида, злость, и не обязательно только негатив; когда человек ослеплен эротическим чувством, предубежден своей симпатией,  не замечает недостатков, будучи ослеплен положительной эмоцией  Апатия в данном контексте означает достижение состояния свободы от влияния страстей

ША:
У вас какой-то очень личный и не общепринятый контекст терминов.  Существенный водораздел возникает тогда, когда мы на опыте научаемся различать и понимать разницу между эмоциями и глубокими чувствами-стремлениями. Первые, при привязанности к ним, истощают человека, так как они и предназначены для облегчения траты энергии.
При этом вместо работы "с огоньком" может получиться опустошение, в следствии порабощения самой эмоцией.
Вторые, напротив, служат неисчерпаемым источником силы. Но это действительно возможно только при освобождении от страстей. Ну и при наличии "активированных" истинных ценностей.
Агни Йога, 259
«Много понятий нужно осветить со стороны Йоги. Можно ли пребывать без желаний? Ибо даже воплощается дух по желанию. Желания подобны искрам движения. Тогда, что значит, когда йог освобождается от желаний? Будем брать точное значение слов. Йог освобождается не от возможности желаний, но от гнета желаний. Он чувствует себя свободным, ибо не порабощен желаньями. На пути целесообразности йог соизмеримо отставляет желания во имя более насущного. Эта легкость замены и составляет освобождение йога. Ничто не препятствует его движению. Именно, неподвижное, мертворожденное желание является цепями заключения человечества. Никто иной, как сами себя заковывают в неосвобожденные оковы. Или неосмотрительность, или чужая карма заносят заразу желаний, и человек, вместо движения, теряет всякую подвижность. Посмотрите на стоящих у стены плача. Что заставило их пресечь путь? Какие силы отвратили их от созерцания и познавания мира? Самое малое, почти неразличимое желание отяготило их и закрыло им глаза. Как однообразен стал их мир? Как червь, высосало желание их энергию. Желание червь и цепи. Желание искры и крылья. Освобожденный летит в познавание. Порабощенный рыдает в отчаянии.»


А:
Вполне себе общепринятый:
АПАТИЯ от греч. apatheia — отсутствие страданий, бесстрастие) — термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости от того, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать оттого, что страшит обычного человека. У мудреца, достигшего А., нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом. Источник: Философия: энциклопедический словарь

ША:
Философские словари часто выдают что-то своё

А:
А где искать не свое?

ША:
Ваше определение понятно. Возможно греки так и понимали в то время. 
Если исходить из самого слова, то патос - чувство. А-патия - отрицание чувства.
Здесь мы попадаем в ловушку, которую я описал выше. То есть, нужно знать различие чувства на разных ступенях этажерки сознания.
Смысл кардинально меняется. 
Глубокие чувства по иерархии сознания находятся выше интеллекта.
Народные пословицы: "Чувство всегда побеждает разум" "Не по хорошу мил, а по милу хорош"
Загадка?
Да, загадка.
Более того, это ключ ко многим необычным психофизическим явлениям, которые иногда называют чудесами.
Но научное понимание методов включения вертикальных  связей с надментальными структурами всегда приносит плоды практических наблюдений и развитие "необычных" способностей. Строго говоря, это развитие творчества.
А зная закон течения мысли, можно многократно ускорить этот процесс. И качество его будет другим. И новые возможности будут раскрываться. 

В нашем современном обиходе, как бытовом, так и научном, под апатией действительно понимается одна из самых низких ступеней эмоционального состояния. Но и не только эмоционального. Это человек потерявший смыслы - "мне некуда больше спешить", "мне некого больше любить" и т.д. Почти медицинский термин.


А:
Высший жизненный идеал эпикурейского мудреца — атараксия, да и сам этот мудрец является живым воплощением атараксии — физической и духовной невозмутимости, которая достигается благодаря познанию причин естественных процессов и освобождению таким путем от страхов и тревог.
Следует отметить, что в своем понимании атараксии Эпикур существенно отличается от стоиков и скептиков. Если их безмятежность есть следствие безразличного отношения к миру, низкой оценки радостей и благ земной жизни, воздержания от каких-либо суждений и полнейшего равнодушия ко всему окружающему, то проповедуемая Эпикуром безмятежность достигается не уходом из жизни и отшельничеством, а изучением природы, знанием ее сокровенных тайн. В отличие от стоического и скептического мудреца эпикурейский мудрец — это знаток жизни, поднявшийся выше обыденной мирской суеты.
Источник: Шакир-заде. ЭПИКУР. М., Соцэкгиз, 1963

Интересно было бы провести исчерпывающий компаративный анализ апатии стоиков и атараксии эпикурейцев.
Дальше постепенно добавлять:
Эвдемонию Аристотеля  Благо Платона
Чтобы по завершении иметь понятийное представление о главных смысложизненных категориях всех античных философов

НГ:
Ничего не понял, но круто 👍

Х:
Для современного человека,  жизнь которого сложно представить без каких-либо удовольствий,  физических, духовных, эмоциональных, объединение стоицизма и эпикурейства было бы хорошим решением 👌 Стоицизм прекрасно помогает в работе и бизнесе , а эпикурейсво в жизни. Особенно сейчас когда наш мир переполнен предложениями удовольствий,  Эпикурейство помогает найти истинные удовольствия,  не ложные , не разрешающие тебя , а те что делают нас даже лучше.

ША:
Лучше говорить об истинной радости

Х:
Эпикур говорил именно об "удовольствиях" , он делил удовольствия на естественные и не естественные

ША:
Лучше использовать более возвышенные слова

А:
А кто определяет что лучше, что хуже?

ША:
Душа

А: Индивидуальная?  Отдельная душа отдельного человека? Моя душа подсказывает мне, что лучше использовать слова идентичные оригинальному контексту. Если Эпикур писал об удовольствиях,  зачем модернизировать вокабуляр Эпикура?  Из песни, как говорится, слов не выкинешь

ША: Ну что ж, консерватизм трудно преодолим

А:
Более того, его иногда и не нужно преодолевать

ША:
Желаю вам, чтоб ваша мысль
Была свободна от оков,
Чтоб вам в рожденьи новых смыслов
Преодолеть преграды слов

Рожденье знаковой системы
Нас ускоряет, а потом
Как будто закрывает пеной,
Экраном или странным сном

То, что вчера было удобным,
Сегодня – гиря на ногах,
Гипотез целостных и дробных
Мешает нам ненужный прах

Так хороши были ступени,
Сегодня – новая стезя,
Всё вспомогательно, всё – тени,
Но и без них никак нельзя

Взобрались, новые высоты
Нам открывают горизонт,
Мы с детства жаждали полёта,
Но лишь открыли новый фронт

И вот наученная мысль
Приносит новые плоды,
Да, синтез – это коромысло
И мост в глубинные миры

Мы острова, как в океане
Друг друга видим, но затем
Осознаём и основанье – 
Исток рожденья новых тем

Животворящая основа,
Так кто ты ныне, человек?
Совместного улова – С-ЛОВА
Рычаг творящий Новый Век

Александр Шпренгер

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама