________________________________________________________________________________________________
2
Искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности демократично.
Даже в армейской среде есть элементы демократии, свободы, равенства равных и воинского братства. Искусство не исключение – здесь все равны, но не все равноценны. Мир на самом деле строится по принципу иерархии, а демократический строй лишь одна из уловок бюрократов – так удобнее манипулировать законами.
Утопическая идея, что на гения можно выучиться до сих пор тешит умы и прибавляет тщеславия обывателям, однако не заметно, чтобы гениев стало больше. Из тупой обывательской среды может
вырасти только еще более тупой и амбициозный бюрократ.
Мастерство дорогого стоит. В старые времена обучение в мастерской стоило один талант золота
(что-то около 13.5 кг.) и продолжалось в среднем девять лет – отсюда и выражение «не зарывай таланта
в землю» (не путать с библейской притчей). Но мастера не держали двери своих мастерских широко распахнутыми, мастера сами выбирали себе учеников. Поэтому талант как мера веса со временем
приобрел иное значение – способности, которые даются не многим. В средневековой Флоренции
ученик после обучения у Мастера писал картину и выносил ее на площадь. Если народ оценивал
его работу высоко, то он приобретал статус мастера и получал право открыть собственную мастерскую.
И дело тут не в том, что глас народа – это глас божий, и даже не в самом народе. Дело в том, что представляла собой средневековая Флоренция...
Ученик, таким образом, был на полном обеспечении у мастера, и плата была не так уж и высока…
Виктор Соснора. Продолжение Пигмалиона.
----------------------------------------------------------------
Теперь – тебе: там, в мастерской, маски,
тайник и гипс, и в светлячках воздух,
ты Галатею целовал, мальчик,
ты, девочка, произнесла вот что:
«У нас любовь, а у него маски,
мы живы жизнью, он лишь труд терпит,
другую девочку – он мэтр, мастер! –
ему нетрудно, он еще слепит».
Так лепетала ты, а ты слышал,
ты пил со мной и ел мои сласти,
я обучал тебя всему свыше,
мой мальчик… обучи ее страсти.
Мой ученик, теперь твоя тема,
точнее – тело. Под ее тогой
я знаю каждый капилляр тела.
Ведь я творец, а ты – лишь ты. Только
в твоей толпе. Теперь твоя веха!
И молотками весь мой труд, трепет,
и молотками – мой итог века! –
«Ему не трудно, он еще слепит!»
Теперь – толпе; я не скажу: «Стойте!»
Душа моя проста, как знак смерти.
Да, мне не трудно, я слеплю столько
скульптуры – что там! Будет миф мести!
Теперь убейте. Это так просто.
Я только тих. Я только в труд – слепо.
И если бог меня лепил в прошлом,
Ему не трудно, он еще слепит…
. . . . . . .
Несколько вольная трактовка, но и достаточно точная.
Толпа не очень любит Мастеров.
.
| Помогли сайту Реклама Праздники |