«На самом дне» (‘Deep end’), 1970 г., ФРГ / Великобритания, режиссер Ежи Сколимовский, оператор-постановщик Чарли Стейнбергер.
Настоящее высокое авторское кино с мастерской режиссурой и операторской работой. Каждый кадр искусно выстроен - им можно любоваться, как картиной. И даже обшарпанные и покрытые плесенью стены лондонского муниципального бассейна одновременно зачаровывают и пугают, как в лучших хоррор фильмах. Чувствуется непревзойдённая школа польских классиков, Анджея Вайды и Романа Полянского, с которыми работал Ежи Сколимовский.
Мелодрама, чёрный юмор, сатира, хоррор, трагедия – здесь присутствуют все элементы. Но очень странно, что практически никто из критиков не заметил, что режиссер прежде всего затрагивает глубинные социальные проблемы Англии конца 60-х. Ведь название фильма говорит само за себя – «На самом дне». Фильм не только о банальной истории любви подростка Майка к красавице Сьюзен[1], которая на несколько лет его старше. За кадром тонко выстраивается и другое повествование – поиск выхода из удушающей обыденности и бедности, в которой находятся главные герои. Майк ищет выход через любовь, а Сьюзен через женитьбу на богатом кавалере с «лошадиным лицом», как его метко описывает Майк.
Несмотря на разницу в возрасте у Майка и Сьюзен много общего. Они явно выделяются из толпы. Остроумны, ярки, красивы. И чисты… хотя Сьюзен кажется распущенной, играя в опасные игры одновременно с разными мужчинами и с подростком Майком, но делает это от отчаяния. Сьюзен понимает, что Майку будет очень сложно вырваться из нищеты и жалеет его. Не боится прямо ему сказать: «Твоя мать – коза». Ведь Майка, выходца из бедной семьи, ждёт незавидная судьба, - родители не дают ему даже возможности закончить школу. То же самое, как бы комично это не звучало, говорит Майку с усмешкой проститутка[2] с переломанной ногой, которая вынуждена работать несмотря на свою травму: «Ты отдаешь зарплату родителям, чтобы они тебя кормили? Но ведь твои родители имели удовольствие, когда тебя зачали, а за все удовольствия надо платить».
Сколимовский искусно играет как с цветом, так и со звуком. Разливающаяся под ужасающе громкую сирену и поглощающая всё на своём пути пена огнетушителя, ярко-жёлтый люминесцирующий плащ Сьюзен, борьба Майка и Сьюзен на снегу с чёрными проталинами. Всё подготавливает зрителя к драматичному финалу. А когда Майк и Сьюзен уже в буквальном смысле оказываются на самом дне бассейна под водой, Сколимовский вдруг включает медленную мажорную музыку. Последние кадры потрясают особой зловещей красотой – Майк обнимает в подводном танце полуобнажённый манекен своей возлюбленной.
Фильм был незаслуженно забыт, многие копии утрачены. Только в 2011 году студия «Бавария» восстанавливает картину.
[1] Роль Сьюзен исполняет актриса Джейн Эшер, бывшая жена Пола Маккартни.
[2] Проститутку с ногой в гипсе играет постаревшая британская дива Диана Дорс, которую сравнивали с Мэрилин Монро.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
А ваше изложение сути фильма не могло не понравиться - есть ощущение, что скушал заварное пирожное. Хорошее чувство после прочтения заметки осталось.
Об авторском кино.
Оно необходимо, но по моему, так и не обрело популярности у нас. Постараюсь объяснить, почему: нас невозможно чем-то удивить по части откровенности, которая лезет из всех щелей и ее ничем нельзя прикрыть, какой бы она вульгарной не была, или с признаками неудач.
Эпизод из авторской зарисовки, т.е. от меня - будем считать это фильмом.
У меня есть автомобиль Волга ГАЗ-21. Машина, как машина, ничего в ней нет особенного, кроме возраста в 63 года. Так вот, я на этом автомобиле люблю ездить по округе и мне это доставляет удовольствие. В прошлом году приехал в оч.большой магазин (супер-маркет по нашему) купить принадлежности для хозяйственных дел, дома необходимо иногда обновлять инвентарь. Притащил в тележке покупки к машине и пытаюсь загрузить в багажник - иногда старики быстро не могут все делать,поэтому, начал я медленно выкладывать товары в багажник, рассматривал каждую коробку и получал от этого удовольствие.
- Понаехали в драндулетах, сидели бы дома да щи хлебали. Нищета должна ходить в сельпо! Нечего вам тут делать! - услышал я из-за спины, когда мою тележку бесцеремонно молодой человек отодвинул ногой.
Я стоял и молчал, хотел посмотреть, как дальше будут развиваться события. Он с женой загрузили товары из двух тележек в свой "Ленд-Ровер", тележки не отвезли на место, передо мной не извинились, хлопнули дверьми и укатили.
Скатертью дорога! - мысленно я пожелал хамовитому незнакомцу, но, номер его машины запомнил на всяк случай. И попросил человечка "пробить", кто это. Через время, с другого телефона, перезвонили и вкратце рассказали о нем - оказывается, был я знаком даже с его отцом, как и разложили все по полкам. Абсолютно уязвимым оказался этот молодой человек, со всех сторон, но его спасло то, что НЕ отматерил он меня. Это очень важный момент во взаимоотношениях между мужчинами. Пожалуй, главный.
- Ладно, живи, - подумал я, но взял на заметку этого человека. - Мало ли, где наши стежки-дорожки пересекутся?
И вот, в начале лета, он появляется у меня на работе, приехал по делу. Я бровью не повел, узнал его сразу, а потом вывел на улицу и подвел к своей Волге: "Узнаешь?".
Дальше описывать не буду, но после разговора он извинился передо мной и стал каким-то маленьким, съежился, побледнел.
Нельзя обижать нищих, старых, больных, потому что никакой внешний вид ничего не расскажет о человек, а внешность может быть обманчивой - вдруг под лохмотьями одежды обнаружится ствол, или, что другое?
Ведь больному или нищему нечего терять, и это должен знать каждый, кто возомнил себя великим.