Предисловие: Самым трудным в искусстве является реалистическое отображение окружающей нас действительно. Все остальные виды искусства никакого труда не вызывают. Будь это живопись, музыка или "что-то еще", сверх модное. Недавно мне пришлось на электричке съездить в Москву. На утренней электричке. По делам. Народу было много, но мне удалось сесть. И я вспомнил последние годы советского времени, когда мне часто приходилось ездить по работе в Москву, в министерский проектно-технологический институт ГИПРОТЯЖМАШ, что размещался в солидном современном здании около метро «Марксистская».
Занимал я тогда должность начальника бюро по проектированию нового цеха сварных металлоконструкций у нас на заводе и ездил в Москву по три четыре раза в неделю. То есть, практически через день. Ездил я по заводскому проездному билету, который мне давали по утрам в секретариате завода на каждую мою поездку. Удобно, не правда ли?
В те времена по утрам ездило в Москву от нас много народу. Чаще всего по работе, как и я, или же на учебу, как студенты. Иногда за продуктами. Поэтому найти место в вагоне электрички было не так просто. А так как ехать до Москвы от нас было час с лишним, то стоять в вагоне всю поездку было не слишком приятно. Поэтому я заранее выбрал себе такое место в середине платформы, где вагоны электрички останавливались бы прямо передо мной своими дверями в середине поезда. И тогда я почти спокойно входил в вагон в числе первых пассажиров и место свободное обычно для себя находил без особого труда.
Я садился, доставал какую-нибудь художественную книжку или периодический журнал, которые брал с собой и уходил в чтение до самой Москвы. Разговаривал с соседями по вагону редко. Ну, если только с симпатичной женщиной или девушкой. В азартные игры, карты или еще чего, при поездках не играл никогда. Не было у меня такой неприятной привычки. Так что, никаких особых проблем с поездками у меня не возникало, и я ездил в Москву без сожаления. Тем более, что все свои рабочие дела в ГИПРОТЯЖМАШЕ я обычно успевал сделать еще до обеда, поэтому мог еще спокойно пробежаться по магазинам, которых в этом районе Москвы было не мало, чтобы купить себе домой что-нибудь из продуктового дефицита.
С сентября месяца на платформе появились студенты, которым было не надо или же не хотелось ехать к первой паре. И они выбрали себе место для ожидания там же, где и я. Или я выбрал место там, где они обычно собирались раньше. Но это уже и не важно.
Они обычно становились в кружок, парни и девушки, человек в десять пятнадцать, закуривали и сплевывали в середину своего невольного кружка. Плевали все, и парни, и девушки, не стесняясь друг друга, а скорее даже бравируя друг перед другом. Причем, старались плевать плевками побольше и «пожирнее», даже «схаркивая», для чего специально набирали полный рот слюны перед плевком. И как бы соревнуясь друг перед другом.
Неприятно было стоять с ними, но что тут поделаешь. Говорить им что-нибудь по этому поводу было бессмысленно. Да и много их было. И я не говорил. Молча стоял и ждал электричку. Как и другие пассажиры электрички. Я даже и не слушал никогда, что они говорят между собой по поводу такой своей забавы. А они не просто так плевали, они плевали с большим современным художественным смыслом и активно комментировали свои плевки.
Потому что своими плевками они создавали новый вид современного авангардного искусства в нашем городе. Они называли его новым явлением в авангардной живописи типа «поп-арта» или же «перфоманса» и называли его «плевковыи инсталляциями». Они даже фотографировали эти свои произведения, это свое искусство для какой-то там выставки у них в Москве.
Для меня все это безобразие было всего лишь образцом культурной недоразвитости нынешней современной молодежи, периодически заплевавшей от своего душевного неразвития и пустоты железнодорожную платформу одного подмосковного города. Это было то самое неудобство нашей жизни, которых было много вокруг, но к которому было невозможно привыкнуть, и от которого невозможно было избавиться никаким силовыми акциями. И их приходилось терпеть.
PS Когда я впервые попал в музей современного искусства госпожи Свибловой в Москве, так называемый, «Мультмедиа Арт Музей», то увиденные там художественные изыски и «шедевры» заставили меня вспомнить плюющих студентов на платформе для электричек.
***
.
Послесловие: Один господин в девяностые прибил свою мошонку гвоздём к брусчатке Красной Площади. Это была его личная творческая "инсталляция".
Шуму треску в СМИ было много. Но наказать его не наказали. |
Почему снова возродился авангард? Так надо