Как-то наткнулся в интернете на рассуждения о нечто и ничто. Автор заметки награждает ничто признаками. Он рассуждает о том, как оно выглядит, какого оно цвета и так далее. То есть, ничто вполне осязаемо, его можно потрогать, увидеть…
На самом деле ноги этих рассуждений растут от самого Готфрида Вильгельма Лейбница: «Почему существует нечто, а не ничто». У него ничто может существовать, если не будет нечто! Лейбницу вторит Мартин Хайдеггер: «Почему есть сущее, а не наоборот – ничто». То есть, И у Лейбница и у Хайдеггера может существовать то, что не может существовать. Я бы поставил вопрос иначе: «Почему существует нечто, а не нечто другое. Нечто другое, как минимум, существует.
В 1961 году английский астрофизик А.К.Б. Ловелл, сказал: «Вопрос «Почему существует нечто, а не ничто» поднимает проблемы, которые могут разорвать сознание в клочья»…
И я забыл о Грюнбауме. Адольф Грюнбаум, споря с Лейбницем, утверждает: "Ничто ничуть не проще, чем нечто. Ничто - сложно". Карлсон и Олссон считают ничто наипростейшей из возможностей. Но больше всего мне понравился Л. Краусс. Оказывается, ничто можно разрушить.
А теперь попробую разобраться, с точки зрения примитивной логики. Нечто - существует. Ничто - не существует. Я не могу сказать «ничто – существует» по той простой причине, что его нет». Но и Лейбниц, и Хайдеггер наделяют ничто признаками. Например, Лейбниц, говорит: «Ничто, ни много ни мало, проще и легче, чем нечто! Кто бы мне объяснил, как боком может иметь массу, размер, цвет, запах то, чего нет? Ведь речь идёт, ни много ни мало, о небытии? Как небытие может быть?
Мне трудно тягаться с Лейбницем, Грюнбаумом, Ловеллом… Поэтому я прикрываюсь Парменидом, который чётко и ясно говорит: «бытие – есть, а ничто – не есть».
Вопрос о существовании ничто не может задаваться в принципе, так как лишён смысла. Другое дело, что у любого, рассуждающего о ничто, может родиться в голове некий образ… А вот с образами каждый волен поступать так, как ему вздумается. Вот и рождается вполне себе, существующее ничто, которое можно измерить, взвесить и понюхать. По мне так, абсурдны даже попытки представить себе ничто, увидеть его мысленно. Если в моей голове родится образ этого ничто, то он сразу превратится в нечто, потому что приобретёт хотя бы форму, но, тем не менее, всё равно останется образом.
Мне вопрос о ничто интересен только с точки зрения теизма и атеизма, где атеизм вчистую проигрывает, отправляя нас после смерти туда, куда нас, при всём желании, невозможно отправить - в небытие, которого нет.
| Помогли сайту Реклама Праздники |