А и правда, что это? Какими критериями можно оценить добро и доброту? И одинаковые ли это понятия?
Ребенок или собака, если войдут в комнату полную незнакомых людей, почти всегда безошибочно направляются к самому доброму человеку. Вспоминаю в этой связи фильм "Евдокия", когда в финале одна из дочерей многодетной пары привела в дом "нового" человека. Она привезла к родителям знакомиться своего мужа, которого никто ещё не видел и не общался с ним. Родственники замерли на пороге. С чем пришел ты к нам, человек? С добром или... И тут из толпы гостей выскочили дети и направились сразу к незнакомому дяденьке. Все вокруг улыбнулись. Значит добрый человек! С добром к нам пришел!
Дети и животные на самом деле безошибочно угадывают таких людей. Их притягивает к ним энергия добра, которую те сеют вокруг себя, не давая этому благодатному огоньку потухнуть. Но, неужели так мало на свете добрых людей? Почему иногда собаке или ребенку и ткнуться то не в кого? В жизни часто, как в зале заседаний, бурлят страсти. А ведь живут вокруг и работают не злодеи - просто сказывается привычка к резкости, будто и обойтись без этого не можем, внутренняя установка в полемике бить наотмашь, не распутывать а рубить узлы и чем они крепче, тем суровее рубить, не щадя и не жалея. Откуда же берется такая чудовищная установка на зло? Конечно, сами в этом воспитываемся и детей своих так воспитываем.Чуть не с детского сада ставим под сомнение само понятие "доброта". За смелость похвалим, за сноровку - тоже, за послушание - высшие призы! А за доброту - забудем. И в школе тоже самое. Бывает, что плохой педагог рвется к результатам напролом. А какие это будут потом для души результаты, таким он вопросом не задается. Зарабатывает дешевый авторитет среди учеников тем, что ставит двоечника, позорящего класс и заставляет хорошистов-активистов принципиально выступить и при всех обругать своего товарища, показать его недостатки. Мол, это и есть настоящее товарищество, а не ложное. Другой парнишка вякнул что-то в защиту - стыдно, адвокатское выступление. только во вред общему делу. А первокурсник, тот уже и сам знает: принцип важнее чьей-то боли. Вот и накапливается с годами дефицит доброты. В этой связи хочется привести маленький кусочек из рассказа Леонида Жуховицкого "Загадка всех веков":" Как-то меня позвали на диспут к десятиклассникам. Тема была такая: "Самолюбие и себялюбие" Друг за другом поднимались ребята и на разных примерах доказывали одно и тоже: что себялюбивым быть некрасиво, а вот самолюбивым, наоборот, перспективно и хорошо. Должен сказать, что вся эта лингвистическая казуистика меня несколько озадачила: почему любить себя нельзя, а самого себя можно и нужно? Я спросил ребят:- А самолюбивым быть обязательно? Мне охотно объяснили:- Конечно! Самолюбивый человек многого добьется.- Чего именно?- Всего, чего захочет.- А добрый не добьется? Ответом мне был благодушный смех. А какой-то паренек уточнил, снисходя к моей наивности:- На добрых воду возят!- Ясно, - сказал я пареньку. - Ну, а если бы у тебя был выбор, каким стать - самолюбивым или добрым, - что бы выбрал? Он усмехнулся.- Это даже не вопрос.- А вы, ребята? Ответ был единодушным. Тогда я спросил:- Ну, а друга вы какого хотели бы иметь - самолюбивого или доброго? Молчание. Долгое молчание. Потом какая-то девочка тихо, но убежденно произнесла:- Конечно, доброго." А мы кого хотим себе в друзья? Но, боюсь, что выбирать-то скоро будет некого... "Спешите делать добро".
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Есть такое слово:»Спасибо»! Вот этим одним словом мы и благодарим за добро, и хвалим одновременно!) Нет надобности в другой похвале. Ибо это уже будет звучать противоестественно. Доброта - понятие естественное, такое же, как дыхание.
Относительно других определений важно заметить один момент: без любви и уважения к себе самому у человека не получится быть добрым с другими…)