Ну это – известная история. Чехов определил жанр своей Чайки как комедия. Собственно, это определение так и осталось во всех переизданиях. Но творческая общественность встала на дыбы – дескать, как так! Человек застрелился, пусть и за сценой, но застрелился, а вы, Антон Палыч, черствый и желчный человек. И юмор ваш с душком. Да и ничего смешного в Чайке нет.
А я вот думаю, нет юмора, или его просто не увидели – это же кардинально разные вещи. А последствия-то на лицо. Исторические. Поскольку не поверили, Чехову, и с горем пополам согласились на драму, хотя ведь и о трагедии речь шла – дескать герой погибает – это трагедия, читайте Аристотеля, Антон Палыч!.. Так вот, поскольку не поверили, то Треплев-то возьми и выживи. Не на сцене, конечно, там-то уж Антон Палыч постарался угробить Костю качественно. Но в окружающей действительности выжил. И не просто выжил, а дал потомство и распространился по планете. И все, что характерно, новые формы ищет. Порой находит. Реально новые – вот взять и приколотить собственные гениталии гвоздями к брусчатке Красной площади – это точно новая форма, не поспоришь. Да разве только это! Орлы и куропатки заодно с рогатыми оленями несут свою многозначительную бессмыслицу миру из каждого утюга. Думаете, миллионеры из Тик-Тока, они кто? Прямые потомки, это же очевидно.
А ведь предупреждал же Антон Палыч! И не просто предупреждал, он прямым текстом об этом писал. Есть такая добрая российская литературная традиция – говорящие фамилии. Трепло ваш Треплев! Пустышка и трепло. Эмо недоразвитое или гот угрюмый. Даже хуже, поскольку, помните, он же даже самоубиться с первой попытки не смог.
Но творческая общественность посчитала Костю Треплева гением почему-то. Ну как же, таких орлов и куропаток в закатных лучах придумал! Вот просто глаза закрою и вижу, как Антон Палыч в голос ржал, когда этот монолог складывал! У меня, кстати, один друг похожий подвиг сотворил – сочинил рокенролльную песню и порвал ею всю рокенролльную общественность. А сам-то просто выписал на бумажке все их стереотипы и штампы, и угорая до слез, сложил в намеренно слабоверсифицированный текст. Ну и гордыми четырьмя аккордами обставил. Сначала, смеялся над реакцией зала, потом вовсе это петь перестал. Ну, стыдно и неинтересно. Думаю, с монологом Заречной примерно так же дело обстояло. Чисто технологически, во всяком случае. По методу создания.
Для Чехова, похоже, Треплев точно гением не был. Помните, что Костя про Тригорина говорит? Дескать, у него приемы - блеснёт там на плотине осколок разбитой бутылки, вот тебе и лунная ночь готова. Ничего себе приемчик! Шикарный образ, как не посмотри. Но Треплева образы раздражают. Смыслы понятные тоже. А непонятные он сформулировать не в состоянии, поэтому пытается какой-то пурги вокруг навертеть, лишь бы никто не заметил, что смысла-то на самом деле и нет. От слова СОВСЕМ.
Потомки Треплева пошли дальше. Для них уже не Тригорин, для них уже Чехов – повод постебаться, он тоже классно умел осколками блестящими на плотине пользоваться – ретроград, значит. Ну а с образами и смыслами нынешние Треплевы разобрались кардинально, концептуально заявив, что все это в состоянии заменить ассоциация. Причем, какая и у кого не имеет значения. Я так велик, говорит сегодняшний Треплев, что вам один черт меня не понять, так что ваши ассоциации меня не касаются. Я ва-а-а-аще к вам не обращался, поскольку в упор вас не вижу. И творческая общественность продолжает млеть: ах куропатки, ах рогатые олени! Ах, новые формы! Позвольте хоть полу пиджака лобызнуть.
А искусство – такая забавная штука, что всегда найдется критик, который отыщет глубочайший смысл там, где и намека на него не было. Помните замечательную историю в модном французском фильме 1+1, когда герой для прикола малюет какую-то пургу, а хозяин тоже для прикола продает эту картину знакомому коллекционеру за весьма увесистую сумму. Французский герой в Треплевы не пошел, а в принципе мог бы. Но ему, как и моему другу стало от такой перспективы стыдно и неинтересно.
Спросите, а чего это ты тут про Треплева и Чехова вдруг? Темы что ли кончились? Очередной творческий кризис? Где песни? Ничуть не бывало. Все хорошо, и было бы еще лучше, если бы количество Треплевых на квадратный метр поубавилось бы немного. Студвесной прошедшей навеяло, говоря серьезно. Я внезапно невзлюбил некоторую часть творческой общественности. Треплев-то ладно! Трепись он сколько хочет, раз уж Бог ни ума не дал, ни таланта. Но вот творческая общественность – это действительно страшновато. У нее, у общественности этой сила и убежденность в треплевской гениальности. Не будь этой оголтелой общественности, ну звался бы Треплев просто графоманом, с этим диагнозом не стреляются обычно, даже наоборот, живут долго и счастливо назло приличным людям. А с этой общественностью Треплевы преисполняются чувством собственной значимости, и пьют мою личную кровь, которая и самому-то не лишняя.
В общем, жалко до слез, что не поверила эта самая общественность еще в последние погожие деньки 19 века, что Чехов реально комедию писал. Они, вообще-то, люди не глупые, когда по отдельности, но когда вобщественность сбиваются – туши свет. Тут уж не столько Чехов, сколько Окуджава о них точно высказался. Ну это-то вы точно помните:
Вообще-то у меня уже четвертый год творческое ПМЖ находится на ДЗЕНЕ. Канал Бард-Дзен называется. Статьи, заметки, посты, видео отдельные - и все про бардовскую песню. Но время от времени выскакивают еще и вроде вот этого тексты. О культуре, о кино бывает, о театре, и, что особенно люблю - о специфике любительского творчества. Вот эти-то не совсем форматные для канала Бард-Дзен тексты, возможно, и тут кому-то могут пригодиться.
Ну а этот конкретный текст написан в глубокой скорби по поводу результатов нынешней студвесны в Перми. Уж так уж нынче состав жюри подобрали, что ни о чем другом, кроме Чехова и его Треплева неделю не думалось.
Не люблю монолог про куропаток мучительно ))
Балл за атмосферу.