Заметка «А вот зря Чехову не поверили»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 4.3
Баллы: 4
Читатели: 350 +3
Дата:
Предисловие:
Вообще-то у меня уже четвертый год творческое ПМЖ находится на ДЗЕНЕ. Канал Бард-Дзен называется. Статьи, заметки, посты, видео отдельные - и все про бардовскую песню. Но время от времени выскакивают еще и вроде вот этого тексты. О культуре, о кино бывает, о театре, и, что особенно люблю - о специфике любительского творчества. Вот эти-то не совсем форматные для канала Бард-Дзен тексты, возможно, и тут кому-то могут пригодиться.
Ну а этот конкретный текст написан в глубокой скорби по поводу результатов нынешней студвесны в Перми. Уж так уж нынче состав жюри подобрали, что ни о чем другом, кроме Чехова и его Треплева неделю не думалось. 

А вот зря Чехову не поверили

Ну это – известная история. Чехов определил жанр своей Чайки как комедия. Собственно, это определение так и осталось во всех переизданиях. Но творческая общественность встала на дыбы – дескать, как так! Человек застрелился, пусть и за сценой, но застрелился, а вы, Антон Палыч, черствый и желчный человек. И юмор ваш с душком. Да и ничего смешного в Чайке нет.
А я вот думаю, нет юмора, или его просто не увидели – это же кардинально разные вещи. А последствия-то на лицо. Исторические. Поскольку не поверили, Чехову, и с горем пополам согласились на драму, хотя ведь и о трагедии речь шла – дескать герой погибает – это трагедия, читайте Аристотеля, Антон Палыч!.. Так вот, поскольку не поверили, то Треплев-то возьми и выживи. Не на сцене, конечно, там-то уж Антон Палыч постарался угробить Костю качественно. Но в окружающей действительности выжил. И не просто выжил, а дал потомство и распространился по планете. И все, что характерно, новые формы ищет. Порой находит. Реально новые – вот взять и приколотить собственные гениталии гвоздями к брусчатке Красной площади – это точно новая форма, не поспоришь. Да разве только это! Орлы и куропатки заодно с рогатыми оленями несут свою многозначительную бессмыслицу миру из каждого утюга. Думаете, миллионеры из Тик-Тока, они кто? Прямые потомки, это же очевидно.
А ведь предупреждал же Антон Палыч! И не просто предупреждал, он прямым текстом об этом писал. Есть такая добрая российская литературная традиция – говорящие фамилии. Трепло ваш Треплев! Пустышка и трепло. Эмо недоразвитое или гот угрюмый. Даже хуже, поскольку, помните, он же даже самоубиться с первой попытки не смог.
Но творческая общественность посчитала Костю Треплева гением почему-то. Ну как же, таких орлов и куропаток в закатных лучах придумал! Вот просто глаза закрою и вижу, как Антон Палыч в голос ржал, когда этот монолог складывал! У меня, кстати, один друг похожий подвиг сотворил – сочинил рокенролльную песню и порвал ею всю рокенролльную общественность. А сам-то просто выписал на бумажке все их стереотипы и штампы, и угорая до слез, сложил в намеренно слабоверсифицированный текст. Ну и гордыми четырьмя аккордами обставил. Сначала, смеялся над реакцией зала, потом вовсе это петь перестал. Ну, стыдно и неинтересно. Думаю, с монологом Заречной примерно так же дело обстояло. Чисто технологически, во всяком случае. По методу создания.
Для Чехова, похоже, Треплев точно гением не был. Помните, что Костя про Тригорина говорит? Дескать, у него приемы - блеснёт там на плотине осколок разбитой бутылки, вот тебе и лунная ночь готова. Ничего себе приемчик! Шикарный образ, как не посмотри. Но Треплева образы раздражают. Смыслы понятные тоже. А непонятные он сформулировать не в состоянии, поэтому пытается какой-то пурги вокруг навертеть, лишь бы никто не заметил, что смысла-то на самом деле и нет. От слова СОВСЕМ.

Потомки Треплева пошли дальше. Для них уже не Тригорин, для них уже Чехов – повод постебаться, он тоже классно умел осколками блестящими на плотине пользоваться – ретроград, значит. Ну а с образами и смыслами нынешние Треплевы разобрались кардинально, концептуально заявив, что все это в состоянии заменить ассоциация. Причем, какая и у кого не имеет значения. Я так велик, говорит сегодняшний Треплев, что вам один черт меня не понять, так что ваши ассоциации меня не касаются. Я ва-а-а-аще к вам не обращался, поскольку в упор вас не вижу. И творческая общественность продолжает млеть: ах куропатки, ах рогатые олени! Ах, новые формы! Позвольте хоть полу пиджака лобызнуть.
А искусство – такая забавная штука, что всегда найдется критик, который отыщет глубочайший смысл там, где и намека на него не было. Помните замечательную историю в модном французском фильме 1+1, когда герой для прикола малюет какую-то пургу, а хозяин тоже для прикола продает эту картину знакомому коллекционеру за весьма увесистую сумму. Французский герой в Треплевы не пошел, а в принципе мог бы. Но ему, как и моему другу стало от такой перспективы стыдно и неинтересно.
Спросите, а чего это ты тут про Треплева и Чехова вдруг? Темы что ли кончились? Очередной творческий кризис? Где песни? Ничуть не бывало. Все хорошо, и было бы еще лучше, если бы количество Треплевых на квадратный метр поубавилось бы немного. Студвесной прошедшей навеяло, говоря серьезно. Я внезапно невзлюбил некоторую часть творческой общественности. Треплев-то ладно! Трепись он сколько хочет, раз уж Бог ни ума не дал, ни таланта. Но вот творческая общественность – это действительно страшновато. У нее, у общественности этой сила и убежденность в треплевской гениальности. Не будь этой оголтелой общественности, ну звался бы Треплев просто графоманом, с этим диагнозом не стреляются обычно, даже наоборот, живут долго и счастливо назло приличным людям. А с этой общественностью Треплевы преисполняются чувством собственной значимости, и пьют мою личную кровь, которая и самому-то не лишняя.
В общем, жалко до слез, что не поверила эта самая общественность еще в последние погожие деньки 19 века, что Чехов реально комедию писал. Они, вообще-то, люди не глупые, когда по отдельности, но когда вобщественность сбиваются – туши свет. Тут уж не столько Чехов, сколько Окуджава о них точно высказался. Ну это-то вы точно помните:
Реклама
Обсуждение
     21:54 31.01.2024
Мне понравилось.Люблю Чехова-приятно почитать мнениЁ.
Не люблю монолог про куропаток мучительно )) 
Балл за атмосферу.
     22:17 23.10.2023 (2)
А вы сами, как думаете кого или что высмеивал сам автор? Есть мысли на этот счёт кроме догадок вышеупомянутых? 
 На мой взгляд трагедия была, но в Душе самого Чехова, он сам себя и свои труды предлагал осудить. Он был готов к провалу. Для него это было смешно. Он знал общество, которое могло его осудить и за что могли осудить. За желание, которое он показал в образе этой птицы, её тоже не пощадили также, как и его. Не оценили полёт. Вот почему в жанре комедии. Надо сказать, что Чехов не притворялся никогда и не жал руки другим ради того, чтоб его везде впускали и приветствовали. Не служил в угоду разрушения Искусства, того самого которым дорожил. 
Это лишь моё мнение, моё восприятие Антона Павловича Чехова. Спасибо за возможность.
     01:53 24.10.2023 (1)
Ну... что я думаю, я в принципе написал. Мне кажется, человеку, понимающему свое творчество, его природу и его механизмы люди, не желающие разбираться во всем этом, и полагающиеся на какой-то мнимый дар, который, вообще-то, никак не проявляется, если уж честно, и смешны, и жалки. Чехов, в отличие от Толстого, не мог в глаза любой бездари сказать - можешь не писать, не пиши. Но потешаться над такими людьми мог вполне, он же их сам и придумал для этого. 
А что до образа птицы и того, что не оценили полет - ну так в пьесе чайка появляется всего дважды - в виде невесть зачем убитой Треплевым птицы, и в словах Заречной, которая видит этот бессмысленный труп, но это - истерика просто. Люди в себе не кричат - я чайка, я чайка. А та птица, о которой вы, она же не Чеховым придумана, а мхатовцами. Они же первые и решили, что Треплев - гениальный драматург,  Заречная - гениальная актриса, а Чайка - лучший логотип для их театра. Кстати, хороший логотип. 
     07:18 24.10.2023 (1)
Читая ваши рассуждения, кстати, спасибо за искренность, я увидела вас среди тех, кто судил Антона Павловича в самый первый раз. А также среди всех тех, кто судил Малевича, Ван Гога, Пикассо. Судили отдельно от той сути, которая живёт в самом авторе. Таких судей - большинство, к сожалению или к счастью тех, кто к звёздам через тернии. Может быть слышали такое выражение от Зощенко:»Сатирик должен быть морально чистым человеком». Вот таким же качеством должен обладать и критик. Это моё личное мнение. 
     00:40 16.11.2023 (1)
Простите, вот это стоит пояснить. Где это я осудил Чехова, да еще в первый раз. Где его вообще судили в первый раз? Я наоборот, очень жалею, что мхатовцы его сломали и уговорили поменять для их театра жанр пьесы.  Скорее, это осуждение как раз мхатовцев, а не Антон Палыча.
А потом, поймите, текст-то вовсе не о том. Это ж публицистика чистой воды, да еще и на злобу дня. Вы бы видели, как эта треплевщина сейчас ломает то, что еще остается от классической театральной школы в тех же студвеснах! Это - действительно больно наблюдать, а мне приходится это наблюдать. Не ищите тут суда над Чеховым, Чехов был прав, когда смеялся над Треплевым, а вот МХТ сделал его героем, и нам сейчас эту треплевщину приходится расхлебывать.
     08:23 16.11.2023
Доброго вам, Сергей Назаров. Если честно, я уже потеряла суть нашей беседы. Вы как-то поздно отвечаете. Я не могу с вами ни спорить, ни соглашаться, так как не имею ни малейшего представления о том, что вы имеете в виду. Я же не на вашем месте нахожусь, и встать на ваше место не получится даже мысленно. Не вижу ничего. Не вижу вас так, чтобы понимать. Антон Павловича в его пьесе вижу и понимаю. Понимаю как Человека прежде всего. Ведь именно от этой сути исходит любой творческий порыв. Понимаем человека - поймём и всё то, что он будет пытаться делать. Благодарю за искренность! 
     00:49 24.10.2023 (1)

Чехов не претворялся 

исправьте...
     07:21 24.10.2023 (3)
Помогите, пожалуйста. У меня стоит функция»коррекция ошибок». При печатании ошибку не показал. Я так понимаю, вы умнее этой функции. Уточните ошибку. Я с удовольствием исправлю.) Спасибо!
     20:32 24.10.2023 (1)
я вижу, что Вам уже уточнили...
     21:07 24.10.2023
Нельзя доверять этим функциям. Не совершайте моей ошибки, Виктор Ка. Лучше перепроверить лишний раз!)
Гость      11:33 24.10.2023 (1)
Этой "функции" грош цена. 
не прИтворялся...
А прЕтворять можно что-то и куда-то, например, в жизнь.
     11:43 24.10.2023
С кем имею честь обсуждать «функции»?
     09:38 24.10.2023
Корректно - не притворялся.
     10:09 24.10.2023 (1)
Я "Чайку" несколько раз смотрел и каждый раз чувствовал себя каким-то чукчей. Я даже последовательности событий не запомнил в "Чайке".
Сейчас текст читал, читал тоже ничего не понимаю, не вижу никакой связи между предложениями, всё отдельно друг от друга, фамилии каких-то людей, которых я не знаю...
У человеческого ума есть предел понимания. То есть, до какого-то уровня понятно, а переступил этот уровень и привет чукчам - ничего непонятно

И всë это приправлено клипом от автора "Памятник Басаеву" ??
     12:14 25.10.2023
Тут только имена героев пьесы. Может стоит не мучить себя театром, а просто прочесть пьесу-то? С событиями, понимаю, что разобраться может оказаться трудно, но имена-то хоть будут знакомыми. А можно и вообще забить и на Чайку и на Чехова. Раз есть "предел понимания", то с ним ведь можно и смириться, зачем его пытаться пробить. Ну, или какой понадежнее, чем голова инструмент взять? 
     00:55 24.10.2023 (1)
там одни любовные связи чего стоят...
     06:14 24.10.2023 (1)
А чего они стоят? Раневская с Тригориным разыгрывают дешевый спектакль. Ну, она, во всяком случае. Причем не на зрителя, а просто для куража, для поддержания артистической формы. Да она во всем играет, она же не различает уже, есть ли сцена, нет ли сцены, она в образе везде и всегда - уходит Тригорин, она этот же самый спектакль с сыном играет.
Адюльтер Тригорина с Заречной в недорогих нумерах чего-то стоит?
Треплев и в любви трепло, он палец о палец не ударил, чтобы Нину удержать, или самому за ней  вдогонку броситься. Наверное, он и добровольный отказ от своей подруги величием собственного духа и таланта оправдал.
Может вам высокими отношениями кажется брак Маши и Медведенко?  Это же и вовсе пример какой-то полной безысходности - в лото они играют, вот предел их семейной нежности. Разве что черное платье поменяла на какое-то другое, но тоже однотонное. И уж точно не белое.
Имитаций любовных связей-то там на словах названо несколько, но ни одна из этих связей к любви-то отношения точно не имеет.
Впрочем, я писал только о несправедливом признании Треплева гением культурным обществом, анализ всей пьесы в мои планы не входил совсем.
     20:40 24.10.2023
я о водевильности этих отношений, если начать их перечислять, когда, к примеру,
 один любит другого, другой третьего, которого в свою очередь любит четвертый, 
а третий любит первого... ну, и т.п...
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама