Если вы интересовались историей православия на Руси, то обратите внимание: не было богословских споров, точнее, практически не было церковных дискуссий по вопросам веры.
Что такое богословские споры? Примером их были дискуссии в Византийской империи в XIV веке между сторонниками и противниками Григория Паламы. В начале 14 века в Византии появилось учение исихазма. Не буду впадать в подробности исихазма. Возникли споры по учению исихастов "о природе нетварного света, тождественного тому свету, который был явлен ученикам Иисуса при Преображении на горе Фавор, переживание которого, как говорили, было целью исихастской практики. Его информаторы говорили, что этот свет не был божественной сущностью, но рассматривался как другая ипостась. Варлаам считал эту концепцию политеистической, поскольку она постулировала существование двух вечных существ-видимого (имманентного) и невидимого (трансцендентного) Бога."
Я решила заглянуть в источники по этой проблеме в России и была удивлена. Предлагаю ознакомиться с материалом.
Следует отметить, историки уверены, православие на Руси было избрано с единственной целью: сблизиться с самой могущественной в то время Византийской империей. Никакой идеологии не было и в помине, сугубо государственное решение.
Приблизительно в это время происходит раскол христианской церкви на Западное и Восточное направление. Западное возглавляет Папа, а Восточное константинопольский патриарх.
Принципиальная причина раскола - это разделение власти над христианским миром.
А догматическая: Западная церковь ввела небольшое добавление об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, Восточная церковь сочла это за ересь.
Произошел официальный раскол и римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме.
Это и стало знаменитым разделением церквей на католическую и православную.
Существенная разница в том, что все католические страны подчинялись папе, а в России православие всегда находилось на посылках у государственной власти князей и царей.
При этом нужно иметь в виду, что более четырех веков православие России жило под негласной властью Византии, и только в 1448 году московское священство заявило о собственной самостоятельности.
Христианский мир и Константинополь не приняли этого решения.
Через 140 лет у новой Российской церкви появился официальный глава – патриарх.
Религиозные всплески из российской истории до нас доносятся дважды:
- первый раз была сформулирована концепция о том, что Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать, в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем.
Первое послание адресовано дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии.
А вот второе, от этого же дьяка, адресовано великому князю Московскому Василию III Ивановичу, и посвящено не только этому лозунгу, НО(!): "правильному совершению крестного знамения и ПРОБЛЕМЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МУЖСКОГО МУЖЕЛОЖСТВА"!
Вот что волновало церковного мыслителя: как правильно креститься и борьба с кошмарным мужеложством!
О Москве - Третьем Риме было сказано кстати, то есть не это было основной мыслью послания.
Царя просили поспособствовать исправлению нравов, царящих на "святой" Руси.
Лозунг о Третьем Риме должен был воодушевить царя, показать ему величие и, соответственно, вдохновить его на борьбу с пороком, распространенным так широко, что возопила церковь!
Первый Рим - это Римская империя с его утверждением: Рим - вечный город, царила идея о вечной языческой Римской империи.
Падение Римской империи ознаменовалось расцветом Византийской империи, которая присвоила себе звание Второго Рима и до 15 века Россия признавала ее верховенство.
После падения Византии Третьим Римом назвала себя Россия.
Этому предшествовали следующие события: великий князя Иван III женился на Софии Палеолог, племяннице (и наследнице) последнего византийского императора.
Успешные завоевание ханств Казанского и Астраханского, женитьба царя на наследнице Византии — оправдывали в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль.
На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества.
Кстати, а вы знаете, что двуглавый орел - это герб Римской империи?
Как смеются нынешние остряки: герб позаимствован всё у той же Европы!
Ну, о нравах, царивших в Третьем Риме, повторяться не стану.
Все религиозные споры в российском православии сводились к обрядовой стороне. Именно обряды стали причиной церковного раскола пятидесятых годов 17 века.
Смысл раскола был в споре о правильности крестного знамения: двумя персты или тремя, о сугубой или трегубой аллилуйи, направлении движения крестного хода.
Короче речь шла о порядке богослужений.
В трудах христианских богословов нет четкого указания о правильном крестном знамении. Были и одноперстные, и дву и трехперстное знамения.
Таким образом, мы видим, что все богословские споры касались обрядности, которая диктовалась политическими соображениями.
Дело в том, что Византия пала и авторитетами в православии к началу 17 века стали греки.
Поэтому русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье.
И в ближайшие годы последует переодевание гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I.
Новая одежда русского духовенства соответствует одежде греческих духовных лиц, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи. Это камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, отражающая турецкий стиль одежды.
Еще раз подчеркиваю: никаких богословских споров в российском православии не было отродясь.
Мне кажется по двум причинам: первая - формально усвоенное православие, которое до сих пор, уже вторую тысячу лет, не вытеснило языческого сознания россиян.
Жесткая форма конфессии не смогла органично включить в себя местные верования и обычаи, как, скажем, католическое христианство включает в себя обычаи африканских племен.
Церковные богослужения в странах Африки могут проходить при звуках тамтамов и приплясывающей, поющей публике.
И вторая причина - извечная проблема, пренебрежение образованием, отсутствие своих философских школ, которые развивались при богословских факультетах европейских университетов.
Как известно, первый университет в России появился в 1755 году на семь веков позже, чем в Европе.
| Праздники 6 Мая 2024День святого Георгия Победоносца 1 Января 2025Новый год 7 Января 2025Рождество Христово Все праздникиРеклама |
Насчет споров, обсуждений на каком этапе развития находится православие, думаю, что они были, есть и будут, как и в других конфессиях. Это жизнь.