Заметка «Последнее техническое Чудо СССР»
Тип: Заметка
Раздел: О политике
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 116 +1
Дата:
Предисловие:
Космос, это наше окно в будущее. Когда-то это окно для нас было широко распахнуто. Сейчас - чуть приоткрыто.

Последнее техническое Чудо СССР

Или

Прошлый космос  СССР

Советский Союз за время своего недолгого существования  осуществил не только индустриализацию своего  промышленного производства, но и произвел настоящую техническую  революцию в этом самом  производстве, став автором множества мировых технических разработок, недостижимых для других стран.  Не даром ведь СССР в восьмидесятых годах вышел на первое место в мире  по количеству разработанных  за год  технических изобретений, опередив США.

И одним из самых ярких технических достижений Советской инженерной мысли является орбитальный космический корабль «Буран» с его носителем ракетой «Энергия».  Так называемый,  «Космический челнок»  Советского Союза со своей  ракетой носителем. Они стали одним из символов прогресса Советской науки и техники,  своеобразным последним  «всплеском» Советской технической мысли.

Можно по-разному относиться к технической или экономической эффективности наших космических программ, однако бесспорно одно - этот ракетно-космический комплекс представляет собой прорыв в будущее, важный шаг на пути дальнейшего освоения Космоса.

"БУРАН" - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции, а также для выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля – космос –Земля.

Орбитальный корабль "Буран" выполнен по самолетной схеме: это "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом  двойной стреловидности по передней кромке; аэродинамические органы управления включают элевоны, балансировочный щиток, расположенный в хвостовой части фюзеляжа, и руль направления, который, "расшепляясь" по задней кромке, выполняет также функции воздушного тормоза; посадку  "по самолетному" обеспечивает трехопорное, с носовым колесом, выпускавшееся шасси.

В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа в 2 - 4 чел.  и пассажиров, до 6 чел., отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы  для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке установлены агрегаты двигательной установки, топливные баки, агрегаты гидросистемы.

В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита, а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300;С. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500; - 1600;С,  применен композиционный материал типа углерод-углерод.

Этап наиболее интенсивного нагревания орбитального корабля сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция орбитального корабля не прогревается к концу полета более чем до 160;С. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки, обусловленное теоретическими обводами корпуса орбитального корабля. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение орбитального корабля на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию и стабилизацию орбитального корабля, его торможение для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования, работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгруппированных в три блока, один носовой блок и два хвостовых.  Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс, который обеспечивает продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток.

Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводится к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучается в окружающее пространство, при этом, в полете на орбите створки открыты.

Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м  при выпущенном шасси, размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса орбитального корабля до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева, при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т.  или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде

Запуск "Бурана" осуществляется с помощью универсальной двухступенчатой ракеты-носителя "Энергия", к центральному блоку которой крепится пирозамками Буран. Двигатели 1-й и 2-й ступеней ракеты-носителя запускаются практически одновременно и развивают суммарную тягу 34840 кН при стартовой массе ракеты с "Бураном" около 2400 т, из них около 90% составляет топливо.

В первом испытательном запуске беспилотного варианта орбитального корабля, состоявшемся на космодроме Байконур 15 ноября 1988 года, ракета-носитель "Энергия" вывела Буран за 476 сек. на высоту около 150 км блоки 1-й ступени ракеты отделились на 146-й сек. на высоте 52 км. После отделения орбитального корабля от 2-й ступени ракеты был осуществлен двухкратный запуск его двигателей, что обеспечило необходимый прирост скорости до достижения первой космической и выход на опорную круговую орбиту.

Расчетная высота опорной орбиты "Бурана" составляет 250 км при грузе 30 т и заправке топливом 8 т. В первом полете "Буран" был выведен на орбиту высоту 250,7/260,2 км с периодом обращения 89,5 мин. При заправке топливом в количестве 14 т возможен переход на орбиту высотой 450 км с грузом 27 т.

Для схода с орбиты Буран разворачивается двигателями газодинамического управления на 180; (хвостом вперед), после чего на непродолжительное время включаются основные ЖРД и сообщают ему необходимый тормозной импульс. Буран переходит на траекторию спуска, снова разворачивается на 180; (носом вперед) и выполняет планирование с большим углом атаки. До высоты 20 км осуществляется совместное газодинамическое и аэродинамическое управление, а на заключительном этапе полета используются только аэродинамические органы управления.

Аэродинамическая схема "Бурана" обеспечивает ему достаточно высокое аэродинамическое качество, позволяющее осуществить управляемый планирующий спуск, выполнить на трассе спуска боковой маневр протяженностью до 2000 км для выхода в зону аэродрома посадки, произвести необходимое предпосадочное маневрирование и совершить посадку на аэродром. В то же время конфигурация ЛА и принятая траектория спуска (крутизна планирования) позволяют аэродинамическим торможением погасить скорость Бурана от близкой к орбитальной до посадочной, равной 300 - 360 км/ч.

Длина пробега составляет 1100 - 1900 м, на пробеге используется тормозной парашют. Для расширения эксплуатационных возможностей "Бурана" предусматривалось использование трех штатных аэродромов посадки  на космодроме (ВПП посадочного комплекса длиной 5 км и шириной 84 м в 12 км от старта), а также в восточной  и западной частях страны). Комплекс радиотехнических средств аэродрома создает радионавигационное и радиолокационное поля (радиус последнего около 500 км), обеспечивающие дальнее обнаружение корабля, его выведение к аэродрому и всепогодную высокоточную (в том числе автоматическую) посадку на ВПП.

Первый испытательный полет беспилотного варианта Бурана завершился после выполнения немногим более двух витков вокруг Земли успешной автоматической посадкой на аэродром в районе космодрома. Тормозной импульс был дан на высоте Н=250 км, на расстоянии около 20000 км от аэродрома приземления, боковая дальность на трассе спуска составила около 550 км, отклонение от расчетной точки касания на ВПП оказалось равным 15 м в продольном направлении и 3 м от оси полос.

Всего по программе "Энергия-Буран" было заложено  пять летных экземпляра. Три  летных корабля были изготовлены, причем, последний, третий, изготовлен на 80%.  Затем были запущены в производство  еще два  и девять технологических макетов в различной комплектации для проведения технических  испытаний.

Дальнейшая их судьба трагична.

Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.
Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.
Корабль 2.01 - был готов на  70 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом  на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский. Затем продан за бесценок в Германию, где находится в музее авиации.
Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода и превращен в металлолом.
Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.

PS  Статья написана по  материалам интернета

***


Послесловие:
У нынешней России нет своих космодромов. А без космодромов в космос не выйдешь.
Реклама
Обсуждение
     18:11 31.07.2024 (3)
1
Вы забыли сказать, что "Буран" был "нашим ответом Керзону" - реакцией на американскую программу "Шатл". Но американцы таки РЕАЛЬНО эту программу осуществили и использовали не один год, а в СССР, С ОПОЗДАНИЕМ, только смогли её начать и... аля-улю! А сейчас в США тихой сапой вовсю готовят нечто НЕСЛЫХАННО СМЕРТОУБОЙНОЕ - КОСМИЧЕСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Самолёт ШЕСТОГО поколения! Штука эта уже летает, но всё ещё шлифуется. Агрегат будет, как пилотируемым, так и беспилотным. Его предназначение, как чисто военное, так и гражданское. В РФ о таком и снов ещё не видели! В вашем любимом Китае сны такие уже иногда видят, но пока только СНЫ...




     12:09 24.08.2024
Таких тонкостей я не знаю, хотя и  работал в космической отрасли.
     10:31 05.08.2024 (2)
Однако шатл рядом не стоял с "Бураном", "Буран" опередил свое время на десятилетие, никто, никогда до сих пор не превзошел достижения программы "Буран" ПРОГРАММЫ. Ничего общего у Бурана с Шатлом не было, только цель, и это не было ответом, это была самостоятельная и уникальная программа. Общался с теми, кто осуществлял эту программу, так что вы либо не знаете, либо намеренно лукавите, это неправильно.
     10:21 06.08.2024
1
Да, Буран, это новый уровень развития космонавтки. А Шатл, это повторение пройденного
     13:51 05.08.2024 (2)
1
Не был вхож в космические структуры СССР, но и без этого очевидно даже дурному, что космические "челноки" США начали летать на РЕГУЛЯРНОЙ основе, куда раньше первого ПРОБНОГО вылета "Бурана". Ну, а то, что в СССР абсолютно всё было в разы лучше, нежели на "проклятом Западе", чётко свидетельствует то, что Совка давно нет, а "проклятый Запад" всё ещё есть.  Больше того, умудряется даже рулить мировыми процессами, включая и процессы в правопреемнице СССР - РФ. В поддержку моей мысли приведу НЕОСПОРИМЫЕ факты: сталинская индустриализация осуществилась сугубо, благодаря, прежде всего, технологиям США: все заводы, ГЭС и прочее было тупо завезено из США и, под наблюдением американских специалистов, построено руками советских зэков. Далее то, что лежит на поверхности: "Жигули" были итальянским "Фиатом" 1966-го года. "КАМАЗ" был построен по западным лекалам. Линии по производству пищевых продуктов начали завозить ещё при Сталине - мороженное "Пломбир" и "Эскимо" привёз из США лично Анастас Микоян. Он же завёз линии и технологию производства хот-догов и гамбургеров. Отлично помню, как в СССР начали производить "Пепси-колу", за которой, первое время, после её появления, стояли очереди в Киеве. В Москве были дикие и ПОЗОРНЫЕ очереди в сраный "Макдональдс", когда Горби завёз его в СССР!
Коль уж заговорили о Горбачёве, то РЕАЛЬНАЯ бескормица, которая обрушилась на Совок при нём, закончилась тысячами тонн мороженных "ножек Буша", которые были подлинным спасением для Ельцина.
А так, да - мы давали просраться Америке ежесекундно, но... на страницах "Правды" и во время политинформаций, которые я проводил, начиная с пятого класса средней школы .
     10:36 06.08.2024
Да, вы правы, "Совка давно нет, а "проклятый Запад" всё ещё есть". Но ...  Как говорят французы, с помощью этого проклятого "но" в бутылку можно загнать даже сам Париж. Нынешний запад, это бледная тень вчерашнего запада с мощной доминантой США. Нет никаких технических достижений у нынешнего США. Нет их! Впереди технического прогресса сейчас идет Китай. Они слетали на луну и не обнаружили на ней следов американского пребывания. Но кричать об этом не стали, а сообщили лишь в своих сми. Молодцы! ничего не скажешь. И на Марс они летают. И на Венеру. А что американцы? А американцы ищут нового режиссера вместо умершего Стенли Кубрика для снятия в еще одного  фантастического фильма о космических успехах США
     14:05 05.08.2024 (3)
1
Совок вы найдете у себя в штанах, если что, хамить и оскорблять народ победитель в страшной войне это мерзость несусветная, более того, пожалуй вы гнилой, практически уверен в этом.
1920 году профессор Иван Александров приступил к работе по созданию проекта ГЭС мощностью в 560 МВт. Этот проект стал альтернативой ранее рассматривавшейся идее создания нескольких станций малой мощности.

Проект ДнепроГЭС был крупным, но не исключительным по мировым меркам того времени. Но надо понимать, что опыта подобных строек в царской России не было. Что же касается Страны Советов, то это был настоящий вызов, проверка возможностей молодого государства.
Комплексная модернизация и новейшие технологии. Как экономят энергетики?
Это была сложная задача. Многие машины и энергоагрегаты не производились отечественной промышленностью, и их предстояло закупать за рубежом, причем в условиях, когда Советская Россия многими государствами мира еще не была признана официально.

На 1921-1922 годы были запланированы лишь предварительные изыскания, а само начало строительства было назначено на 1923 год.

Фактически же средства для осуществления проекта были найдены на несколько лет позднее, и 27 ноября 1926 года ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса.


Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный Виктором Весниным совместно с архитекторами Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками Александром Винтером и Борисом Веденеевым.

Решение Политбюро, принятое в январе 1927 года, гласило, что строительство должно вестись «собственными ресурсами"

это так, в пику вашей мерзотной лжи.
А теперь внимание, для таких как вы необразованных кляузников, плюющих подло на Советскую власть:
Первый спутник: СССР
Первый полет в космос: СССР
Первый луноход: СССР
ПЕрвая мобильная связь: СССР
Первый выходв космос: СССР
Первая сеть (праобраз интернета): СССР (мой отец ЛИЧНО участвовал)
Телевидение: СССР
Микроволновка: СССР
Первый компьютер: СССР
Аппарат Илизарова: СССР
Первый в мире космодром: СССР
Первая в мире космическая станция: СССР
Это вам навскидку, неуважаемый

     13:30 06.08.2024
Это вы о чем?
 Вот посмотрите мою статью под названием " Технические достижения Советской власти" десятилетней давности . Там об этом написано 
"proza.ru›2013/08/04/1554"
     15:31 05.08.2024 (2)
1
Врача... ))) 
     13:31 06.08.2024
Скорая помощь сейчас не приедет - она на ТВ-3 сейчас показывает свои достижения. На заработки она смоталась.
     10:23 06.08.2024 (1)
 Патологоанатома?
     14:02 06.08.2024 (1)
Молодую медсестру. Если не поможет, то не поможет уже ни что.
     14:19 06.08.2024 (1)

ни что.

Ничто.
     15:48 06.08.2024 (1)
Именно "ни что"! Два разных слова. Хотя, зам министра образования, дама без педагогического образования, но имеющую докторскую степень, утверждает, что надо писать так, как слышится. Она видно вам подыгрывает.
     16:16 06.08.2024 (1)
Плохо быть упрямым невеждой. Ни что раздельно можно писать только при наличии продолжения:

ни что иное, как... или подобное со вторым или третьим отрицанием
Если отрицание одно, то следует писать:
не что иное, как


     19:04 06.08.2024
Первый вариант.
Не поможет  ни что... и далее идет пояснение: мне, ему, иное, другое, левое, правое и так делее. 
Второй вариант: 
И ничто  ему  не поможет. 
Видите, какие разные у нас с вами предложения. 
Значит, у нас с вами разные грамматики русского языка. У меня классическая грамматика, у вас современная радикальная.
     14:57 05.08.2024 (1)
   Не хотите слушать меня? Не проблема! Вот вам источник посерьёзнее:

                                                 
     15:00 05.08.2024 (2)
ролик от кого-то в ютубе? серьезно?
вы еще вики предложите или гадание на жабьей жопке)))))))))))))
Сделали мой день)))
     10:52 06.08.2024
Ролик дебильный. Точнее, либерально-дебильный, направленный против России. А использовать чужое, ставшее ненужным из-за кризиса  и потому продаваемое  за "центы", надо было СССР обязательно!!!!!!!
     15:11 05.08.2024 (2)
-1
 А что - нужно брать за основу ваши ФАНТАЗИИ? Вот вам ещё один ролик. ЛИКБЕЗ, так сказать!

                               
     10:51 06.08.2024
Я технарь по образованию и вижу, что нынешней России нужна новая индустриализация. Но некому ее сейчас проводить в стране. 
     15:20 05.08.2024 (2)

Уровень компетентности: бох))))))))))))
рептилоиды захватили вселенную!
земля плоская!
американцы богоизбранный народ!
этруски это русские!
украинцы выкопали черное море!
цезарь был англичанином!
китайцев придумали в италии!
чингисхан был бурятом!
ньютона учил алжирец!
))))))))))))))))))
     10:49 06.08.2024
Не понял, о чем это?! А индустриализация нынешней России нужна сейчас, как воздух для дыхания. Без нее Россия превратится в "княжество Лихтенштейн"
     21:48 05.08.2024 (1)
Ну, вот это видео вам понравится однозначно! Думаю, пересмотрите его много раз!

                              
     10:47 06.08.2024
Красивые были женщины в СССР. А нынешние женщины, даже на женщин уже не похожи. Особенно американские, что блещут  такой "красотой" на этой олимпиаде, что глаза сами закрываются, потому что мозг не хочет смотреть на эти ходячие горы мяса вместо женщин.
     22:27 31.07.2024 (2)
1
В какой-то степени "да", но в общем - нет. Сейчас все развитие техники, особенно в космонавтике взаимосвязаны друг с другом теснейшим образом. В СССР была самостоятельная программа развития космической техники, результатом контрой появился Буран. Ничего не  было взято из США.
Пусть США ломают голову над останками Бурана.. Его у нас нет. Похоронила его Горбачевско-Ельцинская Россия.
     10:32 05.08.2024 (1)
похоронил ее капитализм
     13:50 05.08.2024 (1)
Я бы уточнил - похоронил эту программу постсоветский капитализм.
     14:07 05.08.2024 (1)
а без разницы, у сортов дерьма разница не особо большая.
     10:43 06.08.2024 (1)
Да нет. разница есть. Причем, громадная разница. Вся это Ельцинско - Горбачевская Россия создавалась из бывших "ярых" коммунистов. На словах "ярых и убежденнейших", а на деле - предателей страны.
     10:58 06.08.2024 (1)
А какие "Ярые" коммунисты создавали Бразилию, Нигерию, Пакистан, Колумбию, Алжир, Португалию, Египет, Мали, Индию, Бангладеш, Мексику и т.д.?
     14:05 06.08.2024 (1)
Вы перечисляли страны со средненькой экономикой. Причем, не средней, а  именно средненькой экономикой. И что дальше? Развивается сейчас восток. И больше ни кто.
     14:08 06.08.2024 (1)
таких стран 90% колониального и периферийного капитализма, а страны с "развитой" экономикой всего лишь выкачивают дешевые ресурсы из 90% стран, Любой капитализм основан на паразитизме, по другому это не работает
     15:55 06.08.2024 (1)
Да, есть страны, которые  даром отдают свои ресурсы, лишь бы получить возможность задницу  у американцев вылизать. Это все наши руководители России девяностых годов.
     16:01 06.08.2024
А при чем здесь руководство, мировая система так устроена: 10% господ, остальные слуги, РФ страна периферийного капитализма, ресурсная база, дело не в лизании зада, дело в извлечении прибыли, наша роль определена (как и у России начала 20 века), мы попытались рыпнуться и получили бесконечные бойни по границе. Я вам больше скажу, РФ до сих пор за копейки гонит нефть и газ в европу, через украину, зерно прибалтам, уран америке, ничего не изменилось, за исключением нюансов и перенаправления потоков, теперь больше газа гоним в Китай, еще дешевле, чем раньше в европу. 
     00:52 01.08.2024 (1)
Пусть США ломают голову над останками Бурана.. Его у нас нет.

Есть "Буран" у РФ! Есть! На ВДНХ в Москве его переделали, кажется, в ресторан. Не уверен, что прав - не "воцерковлен" в российские космические заморочки.

Касательно ломания американской головы по поводу этого вагона-ресторана или что там из него заварганили. Макар, я скажу вам кошмарную вещь: американцам давно не нужно ни над чем российским ломать их голову - россияне всё приносят сами и даже в очереди готовы на морозе постоять, чтоб приняли! При СССР - да, американцы порой крепко потели над советскими закавыками - было такое. Но с 1991-го года америкосы начали жиреть и обленились до того, что не каждого россиянина с подарками принимают, типа, это у нас уже есть - новое найдите и принесите!









     08:45 01.08.2024
2
С этими вашими словами трудно не согласиться. Так оно примерно и есть. В СССР Космос был, у нынешней России его нет. И в ближайшем будущем его появление не предвидится. Вместо космоса теперь у нас рестораны,
     18:07 31.07.2024 (2)
Видел его. В городе Шпайер, недалеко от Манхайма. Там шикарный политехнический музей. Не только авиация, но и автомобили, катера, локомотивы, и даже бронетехника. Кстати, много техники из СССР. Так что, Буран попал в хорошие руки. По крайней мере, сохранится.
     16:39 01.08.2024 (1)
Хорошо, хоть запад сохранил что-то от Бурана. У нас не сохранилось ничего.
     18:15 01.08.2024
У этого немца 3 частных технических музея. В одном из них, в Зинцхайме, стоят Ту-144 и Конкорд рядом. В них можно зайти внутрь. Не макеты, а самолёты бывшие в эксплуатации. Можно, что угодно говорить, но эти люди бережно относятся к истории техники.
     10:11 01.08.2024 (1)
Вы его видели, а я его монтировал на стартовой площадке Байконура.Жаль! Очень жаль! Россию всегда верхушка предавала. И Путина предадут.
     11:58 01.08.2024 (1)
1
Всё проходит, и это пройдёт.
Понимаю, что за Державу обидно. Но Россия несколько раз поднималась после полного разорения. И в этот раз, даст Бог.
     16:38 01.08.2024
Поживем - увидим! Но после ухода Путина начнется развал России и гражданская война.
     17:52 31.07.2024 (1)
Урряяя!
Посмотрел на главной, подумал: "О "Буране", что ли, будет"?
Открыл - точно!
     17:55 31.07.2024
Если наши власти забыли о Буране, то я еще помню.
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама