Не горька ли Духу плотская сладость?
Недавно была в одном из древних Храмов Москвы. Ездила к чудотворной иконе Божией Матери. В двух шагах от входа в храм... кафе. Люди откушивают, пьют кофе, смеются, а между тем церковная служба еще не закончилась. Разнообразие сладостей поразило! Тут и слащавые ангелочки из шоколада, и пирожные, и мороженое, и конфеты, и кексы, и блинчики с мясом(!). И всё это рядом с иконами, свечами, пасхальными курочками, открытками, гжелем, хохламой и прочей светской мишурой. А ведь это была среда. Постный день. И как мы, православные, можем быть, после такого, «солью земли» и «светом миру»?
Не горька ли Духу плотская сладость? Более 2 000 лет назад Господь выгнал из Храма торговцев и менял. Вот как пишет об этом Евангелие:
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Евангелие от Иоанна, главы 2:13-16.
Начать с того, что во времена пребывания Христа на Земле, Иудея фактически потеряла государственную независимость и являлась одной из окраинных провинций Римской империи. В Иерусалиме размещался римский гарнизон, иудеи обязаны были платить римскому императору подать (ее собирали презираемые иудейскими патриотами «соглашатели» — мытари), и,здесь, как и повсюду в империи, имели хождение римские монеты — динарии. С этими динариями имелась одна проблема: на них был изображен профиль римского императора — кесаря. Мы хорошо помним об этом по Евангелию: когда однажды Христа спросили, платить ли подать кесарю или нет, Он в ответ попросил напомнить, чье изображение нанесено на динарии. Когда Ему ответили «кесарево», Он сказал: и так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21).
В Моисеевом законе действовал категорический запрет поклоняться изображениям, и на этом основании первосвященники запретили использовать в храме римские динарии. Для торговых операций на храмовой территории они ввели специальную храмовую валюту — священные сикли*, те самые, которыми иудеи платили пошлину на храм.
Итак, первосвященники установили правило: все торговые операции на территории храма совершаются исключительно в храмовой валюте. И организовали обмен динариев. Эти же храмовые деньги — и только они — шли в дело, и когда священниками производился осмотр купленных животных. А совершались эти валютно-обменные операции с комиссией, которая составляла почти две трети от суммы обмена! Также первосвященники разрешили меновщикам ссужать деньги нуждающимся под поручительство. При этом, правда, требовалось обойти предписание закона, запрещавшее давать деньги иудеям в рост (то есть брать проценты за пользование займом). В результате священники придумали другой способ заработать на ссудах: они ввели в обычай «маленькие дешевые подарки, например: поджаренный горох, изюм и яблоки разного рода». То есть люди, бравшие ссуды у меновщиков, давали им за это подарки — своего рода взятки.
Господь многократно предостерегал Свой народ устами множества пророков. Этим и был возмущен Христос: дом Его Отца, дом молитвы люди превратили в бизнес-предприятие. Речь уже шла не о торговле при храме, которая помогала бы пришедшим издалека паломникам на месте купить жертвенное животное — сам храм превращался в некое «приложение» к сомнительной бизнес-конторе.
2000 лет назад... Что изменилось? Ничего. Видно и нашему духу не горька плотская сладость. Забыли мы, что распоряжаться в Церкви может только ее Глава — Христос. И превращение Храма и его окрестности в место удовлетворения коммерческих амбиций – это не от БОГА! Ещё Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй говорил: «Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является всё усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность всё чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая всё живое и духовное».
А согласно 76-му правилу Шестого Вселенского Собора (VII в.), «никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоан.;2:15–16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».
Кто-нибудь отлучён ли? Не слышала. И вместо того, чтобы молиться во время церковной службы друг за друга, покланяться Богу, проливать пред Ним слезы, умилостивлять Его за содеянные нами грехи, благодарить за Его благодеяния и назидаться словом утешения, мы устраиваем торг, игрища и луколовы столы. Так чего же ждём взамен? Просто получаем по заслугам – войны, враждебность, убийства, насилие и безумие. Общее безумие.
"Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути мои" – так сказал Бог и это единственное, что ЕМУ нужно от нас. Бог есть Любовь! Любовь должна править отношениями, а не выгода. Эта мысль звучит через всё Христово учение. И не людей Он изгоняет из храма Божия, но их языческое отношение к Богу. Не сама торговля в храме убивает нас, а торговля наша с Богом. Даже тогда мы торгуемся с Богом, когда пытаемся поставить свечку потолще и подороже за просимое материальное.... Здесь звучит формула сделки: «Я тебе, ты мне» и этим мы опускаем Бога Отца нашего Небесного до богов языческих.
А Бог благ и только благое творит, ибо ОН любит и добрых и злых, и мы должны верить Ему. И ничего не бояться, кроме греха. Бог никогда НЕ ОСТАВИТ... Борьба с грехом - это тяжёлый труд. Долгий и сложный. Но тот, кто его победит будет с БОГОМ в Царстве Истины. Тяжко. Но как высока награда!
|