Заметка «Два вида стихотворного пейзажа: снаружи и изнутри»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 69 +3
Дата:

Два вида стихотворного пейзажа: снаружи и изнутри

В отличие от живописи, пейзажная поэзия ограничена в средствах. У живописца на палитре всегда больше красок, чем у поэта. Много ли цветов мы в быту различаем по названиям? А живописцу просто: он может смешивать цвета на ходу, играя множеством оттенков. А ещё в его арсенале – композиция, светотень, игра с перспективой… Художник опрокидывает мир на холст (ну или создаёт альтернативный, свой мир, как отсылку к существующему или противопоставление ему).

Литератор (поэт, писатель) так не может. У него между зрителем (то есть читателем) и визуализацией мира стоят слова. Создаваемые им картины неизбежно опосредованы. У литератора в арсенале другое – образы, переклички смыслов. И если художник вдруг решит устроить такую перекличку, ему надо много потрудиться, чтобы она не затеняла самой картины, а писателю или поэту для этого достаточно несколько слов (правда, зримость образов зависит от таланта автора – в этом сложность, но технически тут ничего сложного нет).

При этом поэт может, как неизбежно это бывает с художником, оставаться вне нарисованной картины. Он (его лирический герой) стоит рядом с читателем-зрителем и показывает ему достойное внимания (заколдовывая или, наоборот, расколдовывая мир). А может и оказаться внутри пейзажа. Не визуализировать, а проживать его, не делая принципиальных различий между собой и тем, что изображается (передаётся) в словах.
Вот для сравнения два пейзажа: внешний есенинский, и внутренний – Александра Кушнера.

Сергей Есенин

***

Дымом половодье
Зализало ил.
Жёлтые поводья
Месяц уронил.

Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.

Заунывным карком
В тишину болот
Чёрная глухарка
К всенощной зовёт.

Роща синим мраком
Кроет голытьбу…
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.


Александр Кушнер

***

Уходит лето. Ветер дует так,
Что кажется, не лето — жизнь уходит,
И ёжится, и ускоряет шаг,
И плечиком от холода поводит.

По пням, по кочкам, прямо по воде.
Ей зимние не по душе заботы.
Где дом её? Ах, боже мой, везде!
Особенно, где синь и пароходы.

Уходит свет. Уходит жизнь сама.
Прислушайся в ночи: любовь уходит,
Оставив осень в качестве письма,
Где доводы последние приводит.

Уходит муза. С клёнов, с тополей
Летит листва, летят ей вслед стрекозы.
И женщины уходят всё быстрей,
Почти бегом, опережая слёзы.

Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ: https://t.me/stihydnya
Реклама
Обсуждение
     00:07 06.11.2024 (1)
«В отличие от живописи, пейзажная поэзия ограничена в средствах. »

Согласна. В визуальном качестве ограничена. Но в богатом, глубоком воображении намного свободнее. К примеру, художник не сможет на полотно нанести звёзды, которые подмигивают. Но в реальности, каждому неравнодушному человеку, когда-нибудь действительно случалось замечать такое явление. И он отметил бы это в своих строках, будь то проза или стихи. Или, как пример, возьмите строку из прозы Константина Паустовского. Дословно:» «Звезды плавали в море. Волны разбивали их о берег, как хрустальные детские шары
Константин Паустовский

 Такое звучание имеет преимущество над палитрой красок у художников. Согласитесь? 
     22:43 08.11.2024 (1)
Это тоже можно нарисовать. Другое дело, что словами проще сделать это серьезнее. Но и художественными средствами это тоже возможно
     23:13 08.11.2024
Вам виднее наверное. Мне нравится всё Искусство, которое я понимаю. 
     11:07 29.10.2024 (1)
Литератор (поэт, писатель) так не может.

Если у литератора слов меньше чем оттенков красок у художника, то он — не литератор, а — писец :)
     22:15 29.10.2024 (2)
1
Чисто формально каждый цвет имеет название, так что вроде как тут есть равенство. Но на самом деле литератор всегда проигрывает художнику в прямой визуальности. Конечно, с этим можно спорить, но попробуйте просто описать словами какое-нибудь художественное полотно... Да это и не нужно. Тут нет места соревнованию. Искусство слова берёт другим. 
     23:57 05.11.2024
«…но попробуйте просто описать словами какое-нибудь художественное полотно... »

Получится в виде поэзии. Точно также, как если бы человек, оценивая красоту, случайно вдохновился, и начал улавливать строки. 
Здравствуйте!
     22:47 29.10.2024
1
Искусство слова более информативно, как ни странно
Абстрактные понятия можно конечно нарисовать (и рисуют их), но это по сути вышло из хулиганств начала прошловека :)
На полотне бывает множество цветов и оттенков, но особенность восприятия сливает их в некие общие цвета, создавая основное впечатление
Литература вообще то предназначена для того, чтобы делать тоже самое с мыслями, но...
Искусство  слова  оказалось могущественнее своих сестёр - живописи, музыки, скульптуры и пр.
поскольку имеет силу описывать цвета, формы и звуки, не воспроизводя их.
Тем не менее, приоритета литературы над другими видами искусства нет, и изначально само искусство было синтезом музыки, танца, изображений и художественной речи.
Литература может создать некий суррогат этого комплекса.

Сейчас всё это воплощается в кинематографе и компьютерных программах
А более востребованны — попсовые песни (относительно примитивная музыка + текст (не стихи, а чушь в рифму)); это показывает, что мы недалеко ушли от скакания вокруг костров с гиканьем и под барабаны :)
     18:53 29.10.2024 (1)
Нравятся внутренние пейзажи, часто сама пишу такие...
По сути, всё верно про литераторов и художников)
     22:16 29.10.2024 (1)
1
Сейчас больше хороших стихов строят пейзажи изнутри. Ценность внутреннего выше, чем внешнего. Нам это кажется очевидным, но это культурная особенность эпохи... 
     08:05 30.10.2024
Согласна!
Реклама