Заметка «Композитор Шапорин. Страницы жизни.»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 51 +4
Дата:
Предисловие:

Композитор Шапорин. Страницы жизни.

  Небольшой городок Глухов, на границе Украины и России, где родился Юрий Шапорин, был похож на музей под открытым небом. Здесь сохранилось много архитектурных памятников, свидетельствующих об историческом прошлом нашей Родины. Может быть именно поэтому с самого детства и до конца жизни композитора не переставали волновать исторические события в жизни народа. Это и определило тематику его творчества. Отец Шапорина был художником, мать прекрасно играла на рояле. С ранних лет мальчик тянулся к музыке. Его стали учить игре на виолончели. В гимназии Юрий Шапорин пел в хоре, играл в оркестре. А в Киевском университете, где он выбрал историко-филологический факультет, Юрий становится активным участником музыкальных вечеров. Мысль серьёзно заняться музыкой не покидает его. В 1912 году после второй попытки он поступает в Петербургскую консерваторию по классу композиции. Так определилась его дальнейшая судьба.
  Развивая в музыке традиции русских классиков - Глинки, Бородина, Глазунова, Чайковского, Рахманинова, - Шапорин стал одним из крупнейших представителей советской музыкальной культуры. В его музыке чувствуется глубина раскрытия образа, значительность темы, широкий охват исторических событий, искренность. Опера Шапорина "Декабристы" занимает видное место в советском оперном репертуаре. Мысль о ней зародилась у композитора ещё в 1925 году, когда отмечалось столетие со дня восстания декабристов. Опера была задумана как любовная драма по мотивам либретто А.Н.Толстого "Полина Гебль". После смерти А.Н.Толстого работу над либретто продолжил поэт Всеволод Рождественский. На первый план выведен коллективный образ декабристов. Это позволило довести оперу до монументальной историко-революционной трагедии. 
  Стремление к монументальности, к раздумьям о судьбах народа, яркая самобытность проявились и в вокально-симфонических произведениях Шапорина: симфонии-кантате "На поле Куликовом", написанной по одноимённому стихотворному циклу А.Блока; оратория "Сказание о битве за русскую землю", отмеченных Государственными премиями СССР; оратории "Доколе коршуну кружить?".
  Произведения Ю.А.Шапорина проникнуты высоким пафосом, любовью к Родине, призывами к борьбе за мир и светлое будущее человечества. (К сожалению, забытые понятия...)  
  
  (Сегодня 8 ноября его день рождения. Годы жизни Ю.А.Шапорина (1887 - 1966).)
Реклама
Обсуждение
     22:42 08.11.2024 (1)
 Спасибо за напоминание о  композиторе Шапорине и его дне рождения.

     11:24 09.11.2024 (1)
Да, Юрий Шапорин - композитор замечательный.
Об этой самой опере "Декабристы" ходит байка. Поскольку писал он её тридцать лет, то многие его коллеги иронизировали: "Хорошо устроился композитор Шапорин. Пишет свою оперу и пишет. И конца не видно. Договор с ним продлевают и продлевают. И авансы он получает исправно... все тридцать лет!".
Вообще же, говорить, что опера "Декабристы" занимает видное место в советском репетуаре, это, мягко выражаясь, несколько преувеличивать её значение. Когда Шапорин её закончил (наконец-то), особого успеха постановка не имела. Как не имели их вообще все советские исторические, революционные и историко-революционные и подобные им оперы. Кто их писал?.. Прокофьев ("Семён Котко", "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке"), Хренников ("В бурю"), Кабалевский, Василенко ("Суворов")... Есть и композиторы менее известные: русский советский (но именовался он "горьковский" - он жил там) композитор Александр Касьянов, был в Ленинграде О.Чишко, писал о Петре I Андрей Петров... Что-то есть у Асафьева, и так далее...  Но все эти советские оперы ставились в СССР только потому, что они - советские. В то время как "Аида" ставилась и в СССР, и во всём мире (и продолжает ставиться) совсем не поэтому.
Из всех русских исторических опер бессмертна только "Жизнь за царя" Глинки. И едва ли её превзойдут.
     11:32 09.11.2024 (1)
 Не оцениваю оперу Шапорина. Не дослушала даже  до середины.
 Но мне нравятся его произведения для виолончели.  Виолончелист, он здесь достиг успехов, на мой  непросвещенный взгляд.

 Согласна, судьба всех патриотических советских опер жалка. Явно заметно желание композиторов угодить советской власти. Скорее всего это была вынужденная мера за членство в Союзе композиторов. Не так прямо, но все же.
     11:53 09.11.2024 (1)
В любой стране и в любую эпоху можно назвать тех композиторов, чья одарённость была на уровне гениальности и тех, у кого был высокий уровень таланта. И на этой основе провести их классификацию. Но в СССР в силу специфики как времени, так и небывалого политического эсперимента, к основной характеристике композитора (а шире говоря - и культурной элиты в целом) нужно добавлять ещё и моральную составляющую. Уж очень много было у советских композиторов искушений. Были очень талантливые, но не гении, к тому же не запятнавшие себя участием во всяких идеологических проработках, не диссиденты, но и не оппозиционеры. К тому же прожившие хорошую, долгую жизнь. А было и иначе. Талант Кабалевского или Хренникова, например, был значительнее, чем у Шапорина. Но и с властью Хренников с Кабалевским сотрудничали активнее. Грешки за ними кое-какие водятся... А Шапорин... Прожил хорошую жизнь. Попивал коньячок. Пописывал своих "Декабристов", отойдя от экспериментов молодости...  Но никого не предавал, гадостей никому не делал...
     14:33 09.11.2024 (1)
 Наверное поэтому имя Шапорина почти не известно народу, при этом  имена Кабалевского  и Хренникова были на слуху советского народа.

 А что, мудрая мысль: тридцать лет писать оперу! )  Содержание членов творческих союзов было не хилое. Плюшки получал, прожил без особых конфликтов.  Молодец, ничего не скажешь!
     16:46 09.11.2024 (1)
У Шапорина вот ещё какая интересная особенность. Видимо, он был неплохим педагогом. Опять-таки, не гениальным, потому что ученики его не пишут о том, что он, мол, им дал прямо-таки какие-то особенно хорошие знания. Нет. Но было, видимо, другое - он не навязывал своего, а напротив, предоставлял своим ученикам достаточную свободу, не сковывал их. Не исключено, что просто относился к своим профессорским обязанностям с прохладцей, а не с фанатизмом, как иной раз бывает. А это ведь иной раз важнее, чем блистание своей эрудицией и многоопытностью перед учениками. По крайней мере, не мешать - это тоже надо уметь. А ученики у него были - Родион Щедрин, Андрей Волконский (который позже стал эмигрантом), Эдуард Артемьев. У Шапорина же начинала учиться и Губайдулина...
Подобная история была у ещё одного профессора МГК и, к сожалению, тоже не столь известного композитора (хотя и более плодовитого, чем Шапорин) - у Евгения Голубева. Его учениками были Шнитке, Эшпай, Холминов, Татьяна Николаева... Он, полагаю, тоже был из тех, кто не мешает развиваться своим ученикам.
     17:38 09.11.2024 (1)
 Да, это замечательно, когда педагог не давит на учеников. 
 Вы знаете, в Израиле педагогам детских садов запрещено показывать как, к примеру,   выглядит шар из пластилина, слепленный руками педагога.  Потому, что у ребенка так не  получится и он может почувствовать себя   неуверенным, "плохим", неправильным.
 Дети лепят что у них получится, а педагог хвалит, даже если вместо  шара получился треугольник, шучу. 

 В творческих профессиях свобода  - великая ценность. Это не ремесло, когда нужно повторить умение учителя. Значит Шапорин и здесь был молодец, намеренно или интуитивно.

 О Голубеве не слышала, а вот его учеников  знаю, кроме Николаевой. Нужно послушать.

 Щедрин же еще жив? Как он.... один... понятно, что за ним ухаживают...
     14:42 10.11.2024 (1)
Спасибо за прекрасное дополнение к написанному, за видео!!! 
     14:47 10.11.2024
 Спасибо  умнице Александру Красилову!  Несравненный Александр Красилов! 
     22:19 08.11.2024 (1)
Да  забывается и не поддерживается много талантливого.
По каналам ТВ идёт минутная попса, что о жизни, что об искусстве.
Спасибо Вам!
     12:19 10.11.2024
Благодарю!!!)))
Реклама