Предмет статьи: психологические типажи.
Тип статьи: теоретический.
Цели и задачи: раскрытие психологических типажей в обществе за счёт детальной систематизации по признакам, прямо связанным с агрессивностью.
Авторство: монография.
Современная психология делит членов общества на отдельные типажи по различным признакам. В данной статье я предлагаю к рассмотрению следующие из них: склонность к насилию, склонность к независимости и общая агрессивность (инициативность). Они значительно, если не основным образом, определяют взаимодействие индивидуума с обществом, и по этой триаде при желании можно выделить несколько типов личности. Буду перечислять их в порядке уменьшения общей агрессивности — черты, наиболее точно характеризующей все типажи, выделенные тут.
Условно все их можно разделить на три группы: «альфа-типажи», «бета-типажи» и «гамма-типажи». Первые представляют собой независимых, способных лишь к активным, руководящим ролям, вторые — средне инициативную группу, равно способную немного руководить и быть ведомыми в зависимости от наличия остальных типажей рядом. Независимость развита слабо, инициатива — средне или сильно. Третьи — лишь ведомые, инициатива и независимость у них почти не развита или не развита совсем. Они — коллективисты и поодиночке мало, на что способны.
Сейчас идёт об альфа-типажах. Они характеризуются высокой независимостью и инициативностью во всех поступках, общая склонность к насилию выражена максимально. Руководство или просто независимая деятельности единственно годна для них, подчинёнными они быть психологически не могут в принципе. Манипуляции окружающими они или подвержены по минимуму, или не подвержены вообще, пассивность у них не встречается почти никогда. На страх они реагируют лишь деятельной борьбой с его источником. Они очень быстро обучаются, но лишь тому, чему считают нужным, в прочих случаях не являются не обучаемыми совсем.
Типаж «Альфа-1» (А-1 для краткости) или «агрессия в абсолюте». Этот типаж во всех случаях характеризуется полным отсутствием самодисциплины и бесконтрольной для всех, в том числе, и для него самого, эмоциональной сферой. Единственная мотивация для всех его действий — это личные сиюминутные желания, ничего больше. Из-за развитой агрессивности и отсутствия самоконтроля он гипервозбудим во всех смыслах и поэтому совершенно непредсказуем для всех, скачки настроения до прямо противоположного для него нормальны, они полностью влияет на все мысли, поступки и поведение в целом.
Для него желание и поступок не разделены во времени, они не подвергаются никакой критике. Самокритики, самодисциплины, рефлексии и вины А-1 лишён полностью. Единственное исключение — он может сдержаться, но только для того, чтобы вскоре получить желаемое в максимальной мере и наиболее жестоким образом в назидание остальным. Долговременное планирование из-за агрессии и общей бесконтрольности поведения у него почти не развито, устойчиво и навсегда он запоминает только обиды, а любая независимость и агрессия у кого-то другого вызывает немедленную жажду расправы с этим независимым и агрессивным. Для А-1 жестокость и насилие настолько естественны, что все его поступки содержат их значительный элемент. Понятия морали, долга и чести для него ничего не значат, он мотивирован лишь понятием «хочу», причём это всегда означает «хочу сейчас». Все, кто не дал ему желаемое прямо на месте, становятся его злейшими врагами, с которыми при первой удобной возможности он расправится прямо на месте. Однако, из-за общей непредсказуемости ни у кого при любом поведении нет гарантии, что следующей жертвой не станет любой из окружающих. так как садизм и подлость — неотъемлемые черты А-1. Психологические приёмы любой манипуляции на него либо не действуют никак, либо же он расправляется с данным манипулятором на месте. В связи с этим он лишён любой жалости и привязанности к кому-либо, во всех видит лишь средство удовлетворения своих личных потребностей, которым пользуется, как хочет, и интересуется качествами окружающих исключительно в этом подтексте. Обосновывать свои поступки он не считает нужным, более того, он не понимает, зачем это нужно.
Участью подобного индивидуума, чаще всего, будет убийство другим А-1, либо, что намного реже, толпой сколько-то инициативных окружающих, решивших уничтожить опасность в его лице.
Типаж «Альфа-2» (А-2) или «агрессия неистовая». Этот типаж тоже мотивируется только личными желаниями и агрессивен, как А-1, но значительно меньше склонен к беспричинному садизму, а к полезным для него личностям часто проявляет некоторое покровительство. Привязан он только к себе самому, однако даже способен защищать других, кого сочтёт нужным, правда, с ним нет никакой гарантии, что в следующий момент он не решит, что полезность подзащитного для него закончилась. и он более не нужен. Злопамятен А-2 ничуть не меньше, чем А-1, но может дольше сдерживаться от немедленной расправы с врагами, если нужно, и способен натравить их друг на друга, извлекая из их противостояния некоторую выгоду.
В отличие от А-1 который недоговороспобен в принципе и живёт лишь стихийным насилием, с А-2 можно иногда договориться о чём-то, но только тогда, когда всё осуществляется на условиях самого А-2 и максимально полезно для него самого. В прочих же случаях, как и в случае, если ему перестанет нравиться договор и сам договаривающийся, договаривающиеся становятся врагами. Манипуляциям, кстати, он незначительно подвержен, но они удаются ещё более редко, чем договоренности. Если они не удались — см. выше.
Участь А-2 аналогична участи А-1, но из-за более предсказуемого поведения и наличия договороспособности он проживёт намного дольше и будет иметь некоторую поддержку у окружающих, основанную не только на одном страхе.
Типаж «Альфа-3» (А-3) или «агрессия дисциплинированная». Этот типаж в немалой степени отличается от типажей А-1 и А-2 тем, что у него есть понятие долга и внутренних запретов. Иными словами, он следует не только собственным сиюминутным желаниям, которые может подавлять полностью, но и необходимости, не связанной с ними напрямую. Самодисциплина и самоконтроль у А-3 выражены сильно, как и умение долговременно планировать свои действия, предугадывая их и действия окружающих. Он умеет ставить цели согласно своим принципам и добивается их достижения путём упорной работы и привлечения к ней других, подавая пример. Придаёт очень большое значение личной деятельности и поддерживает её, проявляя разумную жалость, пока она не направлена против него самого. В последнем случае он безжалостен и врагов уничтожает максимально результативно и в назидание остальным, но без лишнего для подобных дел садизма и жестокости. Впрочем, при необходимости он тоже добивается того, чего хочет, только его манипуляции просты и лишены садизма А-1 и А-2.
Пассивности А-3 не имеет сам и не терпит у других, и заставляет быть такими же инициативными всех окружающих его. Также он не терпит никакого саботажа с манипуляциями, проверяя самостоятельно все подозрительные детали. Нарушение дисциплины и беспорядок в целом очень не любит, но излишние детали дисциплины тоже отрицает, справедливо полагая их вредными и сразу приравнивая к саботажу. Не терпит и застоя в какой-либо области, считая за врагов всех, кто ему подвержен, за что ими не любим. Его они справедливо и очень сильно боятся.
Участь у А-3 двойственная: при сильной нестабильности в обществе его общий авторитет максимален и вообще выше, чем у кого-либо и когда-либо. Однако, при долгой общественной стабильности его под любым предлогом убивают или же, что намного реже, смещает более посредственный, хоть и ненамного менее энергичный индивидуум.