Заметка «Против каких инсталляций направлена "Инсталляция" Германа Бора»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 90 +1
Дата:

Против каких инсталляций направлена "Инсталляция" Германа Бора

Использование фекалий в художественных инсталляциях и перформансах – явление, связанное преимущественно с концептуальным и авангардным искусством второй половины XX и начала XXI века. Подобные работы появлялись в Европе и США, а впоследствии также в других регионах мира. Ниже приведены наиболее известные примеры и контексты:

  1. Работы «Венских акционистов» (1960-е годы, Вена, Австрия):
    Группа художников-авангардистов, включавшая Отто Мюля (Otto Muehl), Хермана Нитша (Hermann Nitsch), Гюнтера Бруса (Günter Brus) и Рудольфа Шварцкоглера (Rudolf Schwarzkogler). В своих перформансах они сознательно разрушали табу и общественные нормы, используя кровь, внутренние органы животных, телесные жидкости и в некоторых случаях фекалии. Эти действия происходили в галереях и на приватных мероприятиях в Вене и других европейских городах в 1960-х годах.

  2. «Der Dreck» и другие перформансы Йозефа Бойса (Joseph Beuys) и его современников (1960-1970-е, Европа):
    Хотя Бойс не был напрямую сосредоточен на фекалиях, радикальные перформансы того времени, проходившие в Германия и других странах Европы, иногда включали шокирующие материалы, чтобы привлечь внимание к политическим или социокультурным проблемам.
    Под влиянием акционизма и ситуациизма определённые художники эпатировали публику включением испражнений, чтобы поставить под вопрос границы между искусством и непристойностью.

  3. «Artist’s Shit» (1961) Пьеро Мандзони (Piero Manzoni), Италия:
    Одно из самых известных произведений концептуального искусства, прямо использовавшее фекалии, – это «Artist’s Shit». Мандзони в 1961 году упаковал собственные экскременты в 90 жестяных банок, назвав их «Дерьмо художника» и продавая по цене золота за грамм. Эти банки были выставлены в галереях по всей Европе и стали символом вызова рыночным механизмам искусства и понятию ценности в искусстве.

  4. «Cloaca» Вима Дельвойе (Wim Delvoye), с 2000-х годов, Европа и США:
    Бельгийский художник Вим Дельвойе создал серию машин под названием «Cloaca», которые имитируют пищеварительную систему человека. На входе – еда, на выходе – искусственно произведенные фекалии. Эти инсталляции выставлялись в известных музеях современного искусства, среди них:

    • Музей современного искусства в Антверпене, Бельгия (около 2000-х)

    • Музей современного искусства в Люксембурге

    • Нью-Йорк (New Museum, 2002)

    • Другие крупные институции в Европе, США и Австралии


  5. Творчество Криса Офили (Chris Ofili), 1990-е – 2000-е, Великобритания, США:
    Хотя Офили не использовал человеческие фекалии, он активно применял в своих картинах слоновий навоз. Его работы были представлены на выставках в лондонской галерее «Тейт» и вошли в скандально известную выставку «Sensation» (Королевская Академия художеств в Лондоне, 1997), а также выставлялись в США, в частности, в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1999).


В целом, использование фекалий в искусстве чаще встречалось в экспериментальных и концептуальных кругах с 1960-х годов по настоящее время. География была широкой: Вена (Австрия), Милан (Италия), Лондон (Великобритания), Нью-Йорк (США) и другие арт-центры. Основная идея подобных акций и инсталляций – поставить под сомнение устоявшиеся ценности, разрушить табу и заставить зрителя осмыслить границы эстетики, морали и рыночных отношений в мире искусства.
Подобные радикальные жесты в российском искусстве, связанные с использованием фекалий или их прямой отсылкой, встречались значительно реже и менее систематически, чем в некоторых западноевропейских или американских контекстах. Тем не менее, в период становления постсоветского акционизма в 1990-е годы отдельные художники и арт-группы предпринимали шокирующие акции, нарушавшие общественные табу.
Наиболее известным примером радикального акциониста, прибегавшего к подобным методам, был Александр Бренер. В 1990-е годы он прославился перформансами, в которых мог использовать крайне провокационные действия – в том числе и связанные с испражнением – с целью вызвать возмущение, поставить под вопрос статус-кво и политико-культурный контекст. Бренер проводил свои акции в России и за рубежом, они часто носили стихийный и незаконный характер, проходили без официальных разрешений в музеях или общественных местах.
Важно отметить, что документированных и институционально зафиксированных примеров инсталляций или перформансов с использованием фекалий в российских галереях или музеях крайне мало. В большинстве случаев подобные действия оставались единичными эпизодами в контексте уличных акций, радикальных перформансов или протеста против определённых общественных и культурных норм. Массового или институционально одобряемого феномена, аналогичного «венскому акционизму» или работам Вима Дельвойе, в России не сложилось.

(Использованы материалы и цитаты из англоязычного интернета)
Реклама
Обсуждение
22:42 15.12.2024(1)
В тему: https://fabulae.ru/poems_b.php?id=207514

Лично я не вижу в теме, пардон, говна ничего ЭТАКОГО. Что естественно, то не безобразно! У скандального Эдуарда Лимонова в его повести "Это я - Эдичка" есть момент, где писатель подробно описывает, как он испражняется. В контексте очень скандальной прозы Лимонова, этот эпизод не выглядит чем-то мерзким - писал Лимонов и о более безобразных вещах. Скажем, о вечеринке богемы в Нью-Йорке, где в центре гостиной на столе стоял гроб с мёртвым бомжом, которого за громадные деньги привезли из учебного морга мединститута. Богема нюхала кокаин, курила "травку", а потом, окосев вдрызг, разделась донага и начала свальный грех прямо у стола со жмуром. Лимонов ничего не придумал - именно подобным он и занимался в его бытность в США.




09:22 16.12.2024(1)
Насчёт тезиса "Что естественно, то не безобразно" можно сказать, что противоестественно выставлять напоказ фекалии или любоваться ими, и уж совсем противоестественно за фекалии получать деньги и славу.
02:18 17.12.2024(1)
Противоестественно намазывать себя говном и ходить так в общественном месте. Но вот говорить и писать об экскрементах НЕ противоестественно. Подобное явление в искусстве называется НАТУРАЛИЗМ. Не особо почитаемый жанр, но он имеет место быть.
05:37 17.12.2024(1)
Но инсталляции и перформансы - это не говорить и не писать. 
13:04 17.12.2024
И то, и другое - разновидность ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства. Странного искусства, но всё равно - ИСКУССТВА. Конечно же, такие вещи - АВАНГАРДИЗМ в чистом виде. Не все готовы понять и принять это, и, уж тем более, платить за подобное. Тотальное большинство людей понимают то, что им доступно - ТРАДИЦИОННУЮ живопись и скульптуру, и, такую же традиционную, литературу. Но есть масса тех, кто в восторге, скажем, от перфомансов, нашумевшей когда-то в РФ, группы "Пусси Райот". Я тут выставил заметку https://fabulae.ru/note.php?id=75426, где есть видеоролик, подробно рассказывающий о новациях в сфере интимной жизни, которые принесли в жизнь России большевики в первые годы после их переворота. В то время в среде поклонников Троцкого и Ленина была расхожей идея тотально СВОБОДНОЙ ЛЮБВИ. Прошло уже сто лет с того момента, а выкрутасы большевиков в сфере секса до сих пор не могут быть приняты большинством людей не только в РФ, но и по всему миру. Тем не менее, у любви на троих-четверых всё равно есть последователи. Что делать, Алёна, - мир дьявольски сложен и многогранен. Людям, считающим себя причастными к какому-либо искусству, следует проявлять гибкость в этих вопросах и не впадать в истерические вопли, типа :"Поубивать нужно всех этих извращенцев!" Творческий человек, пусть это и на уровне литсайтика, ОБЯЗАН быть ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ, а значит и ТЕРПИМЫМ к тому, что кажется ему "НЕ ТАКИМ". Иначе этот человек не ИНТЕЛЛИГЕНТ, а тривиальный ЖЛОБ!
13:39 16.12.2024
Интересно...
00:23 16.12.2024
1
У Сорокина есть миниатюра похлеще, а Герман всего лишь с юмором обыграл абсурд некоторого современного искусства. И никакой пошлости я не увидела. Как говорится, что естественно, то не безобразно.
20:06 15.12.2024(1)
2
А как же  якутский скульптор Михаил Боппосов? 
Но мне кажется, миниатюрку Бора надо понимать немного шире, нет? 
20:13 15.12.2024(1)
А как её надо понимать?

О Михаиле Боппосове я ничего не знаю, к сожалению. Его творчество сравнимо с  «венским акционизмом» или работами Вима Дельвойе и при этом одобряемо общественными и государственными институтами?
20:22 15.12.2024(1)
1
По резонансу в российском обществе, намного превосходит. Трёхметровый петух из навоза, потом другие скульптуры. Всё приурочивалось  к Новому году. А сравнить гениальность его шедевров с мировыми, не могу, к сожалению.

Я так поняла, что автор миниатюры имел в виду не только фекальное творчество, а вообще творчество несуразное, но по какой-то причине распиаренное.. Впрочем, поскольку он ещё не классик, мы можем у него спросить. 
20:30 15.12.2024(1)
Да, наверно, именно это имел в виду Герман. Я эту заметку опубликовала в его защиту, тут его обвиняли в "прославлении пошлости". А некоторые комментаторы, мне показалось, вообще не заметили этого направления в искусстве и писали о туалетном грубом юморе Германа и о том, что есть люди, которые гадят где попало.
20:44 15.12.2024
1
Хорошая миниатюрка, весёленькая, и финал ударный. Всем угодить невозможно.
Мне кажется, по смыслу близко к моему старому стихотворению:
 Булыжник       
Не сочтите за саморекламу, мне проще выражать мысли стихами, чем прозой. 
19:57 15.12.2024(1)
1
Как-то связать такое с высоким искусством и язык не поворачивается. Хорошо, что я не знакома с подобным творчеством и особого желания познавать его нет. Спасибо, Алёна, для себя считаю это ценной информацией.
20:07 15.12.2024(1)
По-моему, это с искусством вообще не связано никак. 
Искусство – это форма человеческой деятельности, призванная исследовать, переосмысливать и передавать опыт, ценности, чувства и идеи через творческие формы.

А какие ценности и идеи передают такие инсталляции и перформансы? Что Бога нет и всё позволено? (Это я перефразирую Достоевского).
20:14 15.12.2024
1
И то верно. Хотя  про "высокое искусство", я, конечно загнула. Но те, которое это творят, наверное, думают иначе. Вот я о чём.
19:05 15.12.2024(1)
1
У нас говорят: "Всяк по-своему с ума сходит". Я подобные вещи считаю хулиганством.
19:09 15.12.2024
И я тоже. Даже чем-то худшим, чем хулиганство. Это разрушение общественных и культурных норм.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама