- Работы «Венских акционистов» (1960-е годы, Вена, Австрия):
Группа художников-авангардистов, включавшая Отто Мюля (Otto Muehl), Хермана Нитша (Hermann Nitsch), Гюнтера Бруса (Günter Brus) и Рудольфа Шварцкоглера (Rudolf Schwarzkogler). В своих перформансах они сознательно разрушали табу и общественные нормы, используя кровь, внутренние органы животных, телесные жидкости и в некоторых случаях фекалии. Эти действия происходили в галереях и на приватных мероприятиях в Вене и других европейских городах в 1960-х годах. - «Der Dreck» и другие перформансы Йозефа Бойса (Joseph Beuys) и его современников (1960-1970-е, Европа):
Хотя Бойс не был напрямую сосредоточен на фекалиях, радикальные перформансы того времени, проходившие в Германия и других странах Европы, иногда включали шокирующие материалы, чтобы привлечь внимание к политическим или социокультурным проблемам.
Под влиянием акционизма и ситуациизма определённые художники эпатировали публику включением испражнений, чтобы поставить под вопрос границы между искусством и непристойностью. - «Artist’s Shit» (1961) Пьеро Мандзони (Piero Manzoni), Италия:
Одно из самых известных произведений концептуального искусства, прямо использовавшее фекалии, – это «Artist’s Shit». Мандзони в 1961 году упаковал собственные экскременты в 90 жестяных банок, назвав их «Дерьмо художника» и продавая по цене золота за грамм. Эти банки были выставлены в галереях по всей Европе и стали символом вызова рыночным механизмам искусства и понятию ценности в искусстве. - «Cloaca» Вима Дельвойе (Wim Delvoye), с 2000-х годов, Европа и США:
Бельгийский художник Вим Дельвойе создал серию машин под названием «Cloaca», которые имитируют пищеварительную систему человека. На входе – еда, на выходе – искусственно произведенные фекалии. Эти инсталляции выставлялись в известных музеях современного искусства, среди них:
- Музей современного искусства в Антверпене, Бельгия (около 2000-х)
- Музей современного искусства в Люксембурге
- Нью-Йорк (New Museum, 2002)
- Другие крупные институции в Европе, США и Австралии
- Творчество Криса Офили (Chris Ofili), 1990-е – 2000-е, Великобритания, США:
Хотя Офили не использовал человеческие фекалии, он активно применял в своих картинах слоновий навоз. Его работы были представлены на выставках в лондонской галерее «Тейт» и вошли в скандально известную выставку «Sensation» (Королевская Академия художеств в Лондоне, 1997), а также выставлялись в США, в частности, в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1999).
В целом, использование фекалий в искусстве чаще встречалось в экспериментальных и концептуальных кругах с 1960-х годов по настоящее время. География была широкой: Вена (Австрия), Милан (Италия), Лондон (Великобритания), Нью-Йорк (США) и другие арт-центры. Основная идея подобных акций и инсталляций – поставить под сомнение устоявшиеся ценности, разрушить табу и заставить зрителя осмыслить границы эстетики, морали и рыночных отношений в мире искусства.
Подобные радикальные жесты в российском искусстве, связанные с использованием фекалий или их прямой отсылкой, встречались значительно реже и менее систематически, чем в некоторых западноевропейских или американских контекстах. Тем не менее, в период становления постсоветского акционизма в 1990-е годы отдельные художники и арт-группы предпринимали шокирующие акции, нарушавшие общественные табу.
Наиболее известным примером радикального акциониста, прибегавшего к подобным методам, был Александр Бренер. В 1990-е годы он прославился перформансами, в которых мог использовать крайне провокационные действия – в том числе и связанные с испражнением – с целью вызвать возмущение, поставить под вопрос статус-кво и политико-культурный контекст. Бренер проводил свои акции в России и за рубежом, они часто носили стихийный и незаконный характер, проходили без официальных разрешений в музеях или общественных местах.
Важно отметить, что документированных и институционально зафиксированных примеров инсталляций или перформансов с использованием фекалий в российских галереях или музеях крайне мало. В большинстве случаев подобные действия оставались единичными эпизодами в контексте уличных акций, радикальных перформансов или протеста против определённых общественных и культурных норм. Массового или институционально одобряемого феномена, аналогичного «венскому акционизму» или работам Вима Дельвойе, в России не сложилось.
(Использованы материалы и цитаты из англоязычного интернета)
Лично я не вижу в теме, пардон, говна ничего ЭТАКОГО. Что естественно, то не безобразно! У скандального Эдуарда Лимонова в его повести "Это я - Эдичка" есть момент, где писатель подробно описывает, как он испражняется. В контексте очень скандальной прозы Лимонова, этот эпизод не выглядит чем-то мерзким - писал Лимонов и о более безобразных вещах. Скажем, о вечеринке богемы в Нью-Йорке, где в центре гостиной на столе стоял гроб с мёртвым бомжом, которого за громадные деньги привезли из учебного морга мединститута. Богема нюхала кокаин, курила "травку", а потом, окосев вдрызг, разделась донага и начала свальный грех прямо у стола со жмуром. Лимонов ничего не придумал - именно подобным он и занимался в его бытность в США.