Заметка «Природа поэзии»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 169
Дата:

Природа поэзии

­­У многих на слуху пушкинские строки:

Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать…

Вообще-то, это реплика Книгопродавца из стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Торговец на протяжении всего стиха вымогает у поэта его новое произведение, тогда как поэт сомневается – он творит не для воздаяния, а получив некий опыт, теперь уже и не надеется на понимание читателя, так зачем же ему издаваться? На что торговец замечает, что так рассуждали и Байрон, и Жуковский, тем не менее их произведения неплохо продаются. Поэт мечтает о свободе, но в нынешний. «железный» век «без денег и свободы нет». На этот аргумент у поэта не находится возражений, и рукопись идёт в печать.

Между тем, быть профессиональным поэтом – то есть обеспечивать средства для жизни своим творчеством, крайне сложно. Сам Пушкин получал деньги не только с книг, ему шло жалование как камергеру-юнкеру, а также были какие-то доходы с поместий. При этом денег поэту хронически не хватало, он постоянно должал.

Пожалуй, поэтическое творчество могло хоть как-то финансово обеспечивать автора только в СССР. И то, малоизвестным (и малотиражным) поэтам приходилось перебиваться литературной подёнщиной (всякие тексты для нужд радио, телевидения, малой сцены) и, в первую очередь, переводами. Но всё-таки можно было ощущать себя профессиональным поэтом. Поэтому, наверное, только в СССР могла получиться интерпретация поэзии как ремесла, что мы видим у Давида Самойлова:

Слова


Ремесло предполагает мастеровитый подход к делу. Умение достигать некоего продуктивного результата.

Далеко в прошлом – у древних греков – существовало понятие τέχνη («техне» – отсюда «техника»), объединяющее ремесло и искусство. Художник был просто одним из ремесленников. Однако сегодня мы противопоставляем ремесленничество и искусство. Первое нацелено на создание прагматической, а второе – художественной ценности, как правило, не имеющей прагматической составляющей.

Поэтому, если мы отказываем поэзии быть ремеслом, она, видимо, должна считаться искусством. Гимн искусству можно найти в стихотворении швейцарского франкоязычного автора Анри-Фредерика Амьеля:


Упорен будь, коль знаешь, что силен.
Трудись! Искусства нет без огорченья.
Напрасны могут быть твои мученья.
Талант не только в силе заключен.
Гни лук, но не ломай! И мощь не впрок,
Когда выходит из границ рассудка.
Запомни: как бы ни старалась дудка,
Стократ мощнее благородный рог!

Искусство велико, искусство ждет.
Ему потребен жрец неутомимый.
В нем сильный обретает храм незримый,
Но слабый лишь могилу обретет.
К тому, кто лжет, вопрос искусства строг:
«Чего ты хочешь? Нет! Что можешь? Ну-тка!»
Когда тебе по силам только дудка,
Оставь в покое благородный рог!

(публикация 1854, перевод Владимира Швыряева)

Амьель дает нам два плана искусства. Для высокого искусства выбран образ рога; антиподом рогу выступает дудка. При этом Амьель использует диалектное словечко turlututu («турлутуту»), являющееся не более чем звукоподражанием. Проще уже некуда.

Хотя и рог, и дудка – музыкальные инструменты, поэт, используя общее слово «искусство», ведёт речь, всё-таки, скорее о поэзии, а не о музыке. Не случайно стих имеет посвящение Теофилю Готье – тоже знаменитому поэту.

Какими бы интонациями ни была насыщена поэзия – простонародными («дудочными») или благородными – она, по силам каждого из ее адептов, являет собой продукт таланта и выражается в том, чему мы можем дать имя произведения искусства. Территория искусства охватывает все ее проявления: «дуб и незабудка» прекрасны по-своему (в оригинале на месте незабудки – соломинка, и даже её поэзия способна сделать возвышенной).

Итак, поэзия – искусство?

Но может быть и ещё одна точка зрения. Будь то ремесло или искусство, мы имеем дело с субъектом (мастером или художником), который работает с материалом, создавая некую ценность. Но всегда ли поэт управляет поэзией? Или в некоторых случаях поэзия управляет им? И тогда он – только канал, через который реализуется стихия. Вот как это чувствует Николай Заболоцкий:



(1957)

Какова природа поэзии – ремесло, искусство или стихия – каждый поэт решает сам, независимо от других.

Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ
Обсуждение
21:51 15.01.2025(1)
Irina Krupenina
Интересная статья, Андрей. 
Однако сегодня мы противопоставляем ремесленничество и искусство.      Мы - это кто?
Кто и когда определяет принадлежность стихотворения, посуды, картины, одежды к искусству. Только не сам автор. Наверное время и люди, да еще эксперты в музеях. Что весьма спорно.
А природа поэзии - это, наверное, вдохновение.
22:51 15.01.2025(1)
Андрей Карпов
"Мы" - это не древние греки. У нас отдельно ремесло и отдельно искусство - два слова. Искусство не подразумевает ремесла, и ремесло не подразумевает искусства. Наоборот, определение "ремесленник" - означает пренебрежение художественным. 

А по поводу вдохновения, Пикассо говорил, что вдохновение должно заставать вас за работой. Это сложная материя. Собственно, все три приведенных примера не исключают и даже подразумевают наличие вдохновения. Но оно обрабатывается по-разному... 
23:13 15.01.2025
Irina Krupenina
"Мы" - образованные люди, наверное.
Если два "образованных" человека будут ругаться между собой, то слово "ремесленник" может звучать, как оскорбление. Но если рассматривать ремесло, как отдельную часть творчества, то слово это будет выражать уважение и признательность. И кто сказал, что ремесленник не может создать произведение искусства?
12:26 22.12.2024
Цель определит талант. 
11:53 17.12.2024(1)
Серов Владимир
Любое занятие может быть искусством, коли сделано талантливо, мастерски, красиво и со смыслом, даже труд дворника.   
21:28 17.12.2024(1)
Андрей Карпов
Такое легко сказать, но на самом деле на свете куча всякого труда, который не может быть искусством. Можно себя утешать, что, мол, я отношусь ответственно, с душой, и поднимаю свое дело на уровень искусства, но в действительности часто человек просто расстрачивает сволю душу, вкладывая ее в то, во что вкладывать не нужно. Если уж по жизни приходится заниматься таким делом, то душу лучше поберечь и вкладывать в другое. 
22:03 17.12.2024
Серов Владимир
Может и так! Я своё мнение высказал. 
00:48 17.12.2024(1)
Владимир
Интересно, содержательно. Отличная работа!
21:24 17.12.2024
Андрей Карпов
Спасибо!
23:28 16.12.2024
По моему скромному мнению, это скорее навык,близкий к искусству. Язык, на котором принято было беседовать с богами,стишами написаны известные книги для наилучшей сонастройки.
Всё, что не для прославления, од и подобного-это бытовые упражнения с невысокой целью, но тоже для сонастройки: любовня лирика, про погоду и ,что я в состоянии прочесть-патриотической направленности полотна. "За далью-даль", например. Это уже сложно, не лишено смысла и не вызывает откровенного недоумения,т.е. предлагается публично-полезному  прочтению без стыда за автора .
Корявые рифмы,где слова воткнуты за недостатком словарного запаса, чтобы заполнить дыры в счёте..Давайте найдет  (к примеру) на фабуле, чтобы таких мест не было? Кому не лениво?
23:08 16.12.2024
Александр Кинунен
Николай Рубцов "О поэзии"

.....
Прославит нас или унизит,
Но всё равно возьмёт своё.
И не она от нас зависит,
А мы зависим от неё.

Дилемма.