Заметка «ССР Либерталия» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Оценка: 5 +5
Баллы: 4 +4
Читатели: 37 +23
Дата:
Предисловие:
Как известно, Петр Великий, прознав о том, что с десятых годов XVIII века мадагаскарские пираты, предчувствовавшие свой скорый конец от длинных рук «Владычицы морей», принялись лихорадочно искать покровительства европейских держав - Франции, Нидерландов, Дании и Швеции, решил откликнуться на их инициативу и принять под свое монаршее крыло экзотическое пиратское государство, «королем» которого слыл английский пират Морган.
Нет, не тот знаменитый Генри Джон Морган, вошедший в историю с поговоркой «Чем меньше нас останется, тем больше нам достанется», а скромный «адмирал» Каспар Вильям Морган, прибывший в Европу инкогнито и слезно просивший несчастного короля Карла XII превратить владения пиратов на далеком Мадагаскаре (точнее на острове Санта-Мария) в шведские владения в Индийском океане. Вероятно, посланец мадагаскарских «гезов» относился к числу умеренно образованных  лиц, знавших толк в европейских делах и умевших вести переговоры.
Золотой век пиратской вольницы подходил к концу, доходы корсаров падали, и даже в флибустьерском дальнем синем море бригантины с трудом распускали свои дырявые паруса. Английский капер Вудс Роджерс, побывавший на Мадагаскаре в начале XVIII века, довольно презрительно отозвался о местных морских разбойниках: «Я не могу сказать, что они были оборваны, так как одежды на них почти не оставалось и прикрывали они свой стыд шкурами диких зверей…, не носили ни башмаков, ни чулок, и потому более напоминали изображения Геркулеса в львиной шкуре».
Но вот Вольтер в книге «История Карла XII, короля Швеции», напротив, с некоторым сочувствием  написал об этих «героях»:
"Давно уже пираты разных наций... разбойничали на морях Европы и Америки, всюду беспощадно преследуемые, они удалились на берега острова Мадагаскар. Это были отчаянные люди, известные подвигами, которым не хватало только честности для того, чтобы считаться героическими. Они искали государя, который принял бы их под свое покровительство. Как только стало известно, что Карл XII вернулся в Швецию, они возымели надежду, что этот гocyдарь, терпя недостаток во флоте и в солдатах, окажет им благосклонный прием».
В июне 1718 года Карл с удовольствием подписал пирату-просителю охранную грамоту, коей Морган объявлялся «наместником» шведской короны. Дело, однако, не двигалось с мертвой точки, причем во многом из-за того, что венценосец вскоре отдал Богу душу. Когда же в 1722 году его безутешная вдова сподобилась снарядить на остров экспедицию из пяти военных кораблей, ее постигло сильное разочарование: эскадра дошла до испанского Кадиса, где генерал-адъютант командор Карл Густав Ульрих обнаружил на борту своего фрегата бунт. Вопреки гумилевскому капитану он не стал «из-за пояса рвать пистолет», а бесславно вернулся домой, где его отдали под суд.
В 1723 году шведскую эстафету подхватил Петр Алексеевич, отправивший на Мадагаскар под командой датчанина на русской службе вице-адмирала Д.Я. Вильстера три фрегата с грамотой, нарекавшей Моргана «королем» под протекцией Самодержца Всероссийского (правда, государь-император в своих секретных инструкциях Вильстеру высочайше низводил «королевство» до статуса российской губернии, и, стало быть, «король» де-юре превращался в генерал-губернатора (мимоходом: в царских инструкциях российскому эмиссару в Англии предлагалось вербовать местных каперов на российскую службу с базой в Архангельске). Что интересно, примерно тогда же вожака мадагаскарских пиратов нарек «королем» и Даниэль Дефо в своей книге «Король пиратов. Повесть o необычайных похождениях капитана Эйвери, прозванного королем Мадагаскара».
Фрегаты Вильстера попали в шторм и вернулись назад несолоно хлебавши. Но даже если бы они и выполнили свою миссию, то лишь для того, чтобы убедиться, что mission оказалась impossible: еще в 1721 году флибустьерское гнездо на острове Санта-Мария, расположенном в нескольких милях к востоку от Мадагаскара, разорила по приказу короля Англии эскадра командора Мэтьюза.
Французский специалист по истории пиратства Ю. Дешам, нашел свидетельство некоего Бенара, датированное 1723-м годом: «В кантоне Мадагаскар (осталось) не больше 40 - 50 пиратов, большинство их англичане». Дешам поясняет: «Под кантоном разумеется… побережье Мадагаскара против Санта-Марии... И эта цифра кажется возможной, а вся численность бывших пиратов на Мадагаскаре после прекращения активного пиратства не должна бы достигать и 206 человек, и указанный кантон, вероятно, был самым населенным». Остальных, бросившихся в рассыпную  мадагаскарских джентльменов удачи, переловили и перевешали к 1730 году.
На этом здоровое любопытство вашего покорного слуги было бы удовлетворено, если бы не следующее утверждение, прочитанное в одной из сетевых статей:
«В конце XVII века на двух островах (Мадагаскар и Санта-Мария) образовались несколько независимых друг от друга пиратских сообществ. Во главе каждого стоял свой «адмирал». История сохранила интересные подробности о пиратской «республике Либерталии», которая провозгласила лозунг: «Свобода, равенство и братство» на сто лет раньше, чем Великая Французская революция».
Бросившись проверять (trust but verify!), так ли это, я обнаружил, что сей славный лозунг Либерталия, строго говоря, не провозглашала, поскольку имела другой – Pro Deo et Libertatе (За Бога и Свободу, либо Во имя Бога и Свободы, либо просто Бог и Свобода). Правда, в интернете можно найти утверждения, что отцы-основатели общины Либерталии французский морской офицер Оливье Миссон (президент республики) и его сподвижник итальянский монах-расстрига  Караччоли (государственный секретарь) «провозгласили равенство всех людей без исключения». Рядовые пираты Либерталии якобы называли друг друга не иначе как «брат», а сама команда именовалась «братством». Так что всё на месте – и свобода, и равенство, и братство!
Беда, однако, в том, что научное сообщество с большим скептицизмом относится к рассказам о Либерталии, считая их мифом или мистификацией… Даниэля Дефо. Один «многолетний любитель пиратства и морского разбоя» (самоаттестация) даже считает росказни о «пиратской коммунистической республике псевдонаучной побасенкой и содержимым котла брехни»! Он возмущен тем, что Министерство образования и науки РФ рекомендует к рассмотрению «Историю Индийского океана (XVI-XIX вв.)», издание 2015 г., - монографию помянутого ниже проф. А.М. Хазанова -  поскольку в ней существование Либерталии трактуется «как реальное историческое событие XVII-XVIII вв.».
Так не попробовать ли нам самим разобраться, что же это за Либерталия – миф, фейк или реальность?

ССР Либерталия

Литература о флибустьерской коммуне у восточного побережья Африки довольно обширна. О ней писали француз Ю. Дешам, немец Х. Нойкирхен, поляк Я. Маховский, англичанин Р. Мур, американец. Д.К. Сейц и даже группа украинских авторов (В. Скляренко, Я. Батий, А. Ильченко, Т. Иовлева). В нашей стране тему разрабатывали многие, от ученых В.А. Мокрушина, А.Б. Давидсона, А.М. Хазанова до советского литературоведа (шекспироведа и «дефоведа») Д. М. Урнова, писателя-фантаста Кира Булычева и русско-украинского специалиста в области «пиратоведения» В.К. Губарева.
В сети можно найти информацию о том, что в 2007 году в издательстве Омского Государственного Педагогического Университета вышла книга доктора исторических наук, профессора кафедры всеобщей истории, социологии и политологии Анатолия Алексеевича Штырбула «В поисках загадочной республики», которая, как мне кажется, представляла бы для нашего расследования немалый интерес. Увы, говорят, что книга издана тиражом в 200 экз., стоит не менее 4 тыс. руб. и широкому читателю недоступна.
Ну, что ж, будем довольствоваться тем немногим, что доступно и известно массам. Тем более, что все, кто погружен в тему, уверенно утверждают: единственным подробным первоисточником по Либерталии является двухтомная «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами, а также их нравы, их порядки, их вожаки с самого начала пиратства и их появления на острове Провидения до сих времен». Первый том «Всеобщей истории» увидел свет в 1724 году, однако он нас не интересует, поскольку повесть о Либерталии излагается во втором томе, опубликованном то ли в 1726-м, то ли в 1728 году. Авторство принадлежит капитану Чарльзу Джонсону, которого никто никогда в глаза не видел, как не видел фамилии этого человека в британских морских архивах. Ясно, что Ч. Джонсон – это псевдоним, но кто скрывался под ним – большой вопрос. Р. Мур, а вслед за ним многие другие, включая нашего Д.М. Урнова, бездоказательно видят в Джонсоне Даниэля Дефо, под своим именем написавшего книги о пиратских капитанах Синглтоне и Эвери – этот последний имел, к слову, базу на юге Мадагаскара. Мол, кому как не Дефо, смешав в кучу корсарские байки и идеи социальной утопии, создать высоко художественный и отчасти сатирический вымысел о романтиках с большой морской дороги и о «месте, которого нет» – сиречь Либерталии.
На это занудные оппоненты возражают, что в означенном втором томе «Истории» представлена серия из беллетризированных биографий семнадцати известных пиратов вест-индского региона, большинство которых основаны на вполне достоверных источниках, скорее всего почерпнутых из архивов. Отрицатели подлинности повести о Либерталии парируют: зато биография ирландского пирата Джона Корнелиуса Джонсоном в его «Всемирной истории» выдумана – не было в природе такого персонажа! Так если он выдумал Корнелиуса, почему бы ему не выдумать Либерталию?
Оставим на время вопрос о реальности сведений о пиратской республике и очень кратко расскажем, как возникло это «социалистическое государство». Служил якобы на французском королевском флоте дворянин родом из Прованса по фамилии Миссон (позднее мифологи придумают ему личное имя, причем не одно). Служил он на курсировавшем по Средиземному морю фрегате «Ля-Виктуар», т.е. «Победа» (традиционное наименование для французских кораблей; так назывался также французский теплоход из «Тайны двух океанов Г. Адамова» и славное судно капитана Врунгеля).
Как-то (в 1689 году или около того), получив в Неаполе увольнительную, любознательный офицер посетил Вечный город (по другой версии – почему-то  Геную), где познакомился с темной личностью, монахом-расстригой, то ли доминиканцем, то ли францисканцем, по фамилии Караччола (Караччола, или Караччоли – и всё, имя «непристойного священника», уличенного его коллегами в «аморальном поведении», так и кануло в Лету). Монах ни с того, ни с сего принялся излагать французу передовые идеи Нового времени насчет всеобщего равенства и отмены денег, придуманных Дьяволом, отцом лжи. Сильное впечатление на Миссона, судя по всему, произвела высказанная монахом мысль о том, что Господь, создав людей, в дальнейшем не вмешивается в их жизнь, и наставлять их на путь истинный следует тем, кому открылась истина – т.е. простым смертным вроде Караччолы и того же Миссона.
В общем, слово за слово, и Миссон уговорил монаха наняться матросом на «Ля-Виктуар», чтобы проповедовать свое учение в массах. Капитан «Победы», которого звали Форбен, согласился зачислить монаха в экипаж. Корабль вскоре получает приказ покинуть Средиземное море и перебазироваться в район Малых Антильских островов, дабы охранять там от настырных англичан торговые пути, ведущие к Мартинике, французской колонии в западной части Карибского моря. Пока «Победа» шла куда сказано, монах-златоуст сумел заразить своим социалистическим учением весь экипаж за исключением офицерского состава, страшно далекого от народа.
Через некоторое время французский фрегат столкнулся с английским военным кораблем. В кровопролитном бою англичане частой стрельбой вывели из строя, за вычетом Миссона, но включая капитана Форбена, всех французских офицеров, однако шальное ядро, выпущенное с "Ля-Виктуара", угодило в крюйт-камеру, пороховой погреб английского судна. Характерная деталь: Джонсону, автору текста, неприятно констатировать поражение соотечественников, и, скорее всего, он объясняет его случайностью.  
Итак, «Ля-Виктуар» потерял бизань, но победил, и победа позволила уцелевшим французским морякам, числом около восьмидесяти, избрать капитаном Миссона и отправиться куда-нибудь с глаз долой в тропики, чтобы воплотить идеи отца Караччоли в жизнь. В конечном счете, решили отправиться на относительно пустынный и отдаленный Мадагаскар, чтобы зажить там новой жизнью, отрешившись от старого мира с его преступлениями, грязью и кровью.
Сказано – сделано. В 1694 году (мне встречалась и странная дата – «около 1685 года») по прибытии моряков к месту постоянной дислокации, взору капитана Миссона открылась уютная бухта в заливе Диего-Суарес (северная оконечность Мадагаскара), где и была основана Республика Либерталия с людьми новой формации – «либерами». В рамках этой новой общности оказались не только французы, но и голландцы, англичане, африканцы (отбитые рабы, перевозившиеся работорговцами в Америку), а также выходцы с Коморских островов, откуда наш новоиспеченный капитан привез себе супругу – дочь тамошнего царька.
Президентом страны (в оригинале First Lord Conservator – что-то вроде Первый Лорд-Охранитель; напомним, что Оливер Кромвель носил титул Лорда-Протектора, т.е. того же «охранителя», и что Миссона тоже якобы звали Оливье – не сатира ли это Дефо на недавнюю историю Англии?) быстренько назначили Миссона. Не забыли и о Караччоли, придумав для него должность Статс-секретаря. Руководящим органом стал Совет – вот вам и Советская Социалистическая Республика! Трудящимся нарезали равные участки земли (тутошним туземцам предложили стать либерами, и единицы, в основном молодые дамочки, пошедшие замуж за понаехавших, приняли великодушное предложение; тем не менее, подавляющее большинство аборигенов почему-то гордо удалилось в глубь острова) и сдали их им в аренду, поскольку земля была признана общественным достоянием. Деньги (плюс алкоголь с заборами для ограждения земельных участков) отменили  и - зажили!  
Но не надолго. Во-первых, не всем понравилось горбатиться на земле да еще под тропическим солнцем, во-вторых, либерам потребовалась одежда, припасы, провизия, в общем – товары. Пришлось падре Караччоли скрепя сердце провозгласить НЭП, отменить отмену денег и разрешить братьям-либерам грабить проходящие мимо торговые суда. У либеров и свой «адмирал» нашелся – известный пират родом из Северо-американских колоний мистер Томас Тью. Грабили либеры крайне гуманно: они забирали себе половину продовольствия и припасов, обнаруженных на торговце, остальное оставляли ограбленным к неподдельному изумлению последних.
В 1716 году Либерталию постигла полная катастрофа: туземцы в большом числе ночью неожиданно напали на Республику и перерезали спавших либеров, всех до одного, включая госсекретаря Караччолу. Тут следует оговориться, что местное население, конечно, не выступало в качестве статиста, бесстрастно наблюдавшего за появлением на острове ватаг заморских головорезов. Островные царьки вступали с пришельцами в отношения, иногда довольно тесные, и даже стали различать среди них англичан, французов, голландцев, португальцев и испанцев. Так вот, как ни странно, но, по мнению островитян, наиболее скверно и жестоко с ними, т.е. с аборигенами, обходились именно французы (а их было большинство в Либерталии), почему обидчивые туземцы стремились свести французскую популяцию Мадагаскара к минимуму.
Спаслась лишь горстка счастливцев, бывших на тот момент на кораблях, во главе с «Первым лордом» и «адмиралом». «Адмирал» предложил «Лорду» вновь заняться каперством, но тот отказался. Прощаясь, Миссон передал одному французу, человеку из команды Тью, рукопись, в которой излагалась история Либерталии и которая легла в основу соответствующего раздела «Всемирной истории» Ч. Джонсона, но до наших дней, разумеется, не дошла.  Впоследствии Т. Тью погиб в бою, а Миссон утонул во время шторма то ли в Мозамбикском проливе, то ли у мыса Игольный (крайняя точка юга Африки).
Итак, что в этой «побасенке» похоже на правду, а что на содержимое «котла брехни»?
Начнем с подозрительного во всех отношениях итальянского философа-монаха Караччоли. Ученый мир не располагает о нем надежными документальными данными. Ему, правда, известен неаполитанский аристократический род Караччоло и выдающиеся выходцы из него:
- святой Франциск Караччоло (1553-1608), сооснователь католического ордена Обычных малых клириков (не насмешка ли это Дефо над Римско-католической церковью?);
- знаменитый революционер Франческо Караччоло, адмирал Неаполитанского королевства (1752-1799).
Историки могут также назвать Джованни Караччоли, герцога Вероны на рубеже XV и XVI веков. Приходится признать, что фигура монаха-расстриги очень смахивает на вымышленный персонаж, коего мистификатор Дефо наградил чуть измененной фамилией выдающегося католического священника.
Плюс для мифа и минус для реальности.
Обратимся к шевалье (де) Миссону. Мифологи полагают, что он приходился свойственником капитану фрегата «Ля-Виктуар» Форбену, а род Форбенов действительно знаменит на весь Прованс, хотя корни его уходят в Марсель XIV века (наиболее известен флотоводец Клод де Форбен, годы жизни 1656-1733). Упоминания о Миссоне якобы встречаются и во французских морских архивах.
Отметим некоторую разноголосицу в личных именах героя: у кого-то из мифологов он – Оливье (встречается даже Джеймс), а у нашего Кира Булычева почему-то – Тьери.  Знатоки подскажут, что был еще Франсуа-Максимильен, но это другой Миссон, путешественник и литератор, переселившийся в 1685 году из Франции в Великобританию. Ну, да Бог с ними, с личными именами, гораздо важнее причастность Миссона к пиратству и

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама