| Заметка «Уровни художественного текста» | Тип: Заметка | Раздел: О литературе | Темы: литератураписательствотворчествотексткнигирассказысмыславторский замыселстатья | Автор: Дмитрий Игнатов | Оценка: 5 | Баллы: 2 | Читатели: 43 +4 | Дата: 14:45 27.12.2024 |
| |
Предисловие: Немного "теории" для любителей "советов" для писателей. А если серьёзно - моя робкая попытка как-то описать то, чем я из раза в раз занимаюсь при написании любого рассказа. Возможно, кто-то увидит в этом что-то для себя полезное...
Уровни художественного текста
Немного "теории" для любителей "советов" для писателей. А если серьёзно - моя робкая попытка как-то описать то, чем я из раза в раз занимаюсь при написании любого рассказа. Возможно, кто-то увидит в этом что-то для себя полезное.
Часто я называю современную прозу (особенно НФ) «пустой». И встречаю непонимание. Тем временем продолжает расти количество произведений после которых чувствуешь - "что ел, что радио слушал" или "не осталось ничего: ни в голове, ни в жопе". Кажется, многие читатели (да и писатели тоже), ограничиваясь оценкой "нравится/не нравится", не задумываются, что же именно вызывает такую реакцию.
Сегодня о том, как я выделяю уровни текста (таких классификаций много, но это классификация - моя) и почему я говорю, что ничего не «сочиняю», а занимаюсь конструированием по принципу "изнутри наружу" в порядке 3-2-1.
3-й уровень (смысловой, философский, идеологический) – авторское высказывание, обычно передаваемое одним предложением (логлайном), это мессадж для читателя и ответ автора на вопрос «Зачем?» (Зачем это написано? Что ты сказать-то этим хотел?)
2-ой уровень (сюжетный, притчевый, драматургический) – аргументация авторского высказывания. То, что должно обосновать авторскую мысль, подтолкнув читателя к выводам, заложенным автором на уровне 3. Это и история в целом, и повороты сюжета, и персонажи, и окружение. (Вот тут стоит думать о внутренней логике, раскрытии персонажей, лишних или недостающих описаниях и т.д.)
1-й уровень (формалистский, языковой, филологический) – приёмы, которыми доносится история, сконструированная на уровне 2. Жанр, словарное разнообразие, повествование от первого или третьего лица и т.д. (Тут начинается истинная вкусовщина: грязный реализм против куртуазного маньеризма. И это действительно можно отдать на откуп - нравится/не нравится)
Зачастую начальным импульсом для писателя становится некая «придумка» на уровне 2 - «прикольная история», которую в дальнейшем он оттачивает на уровне 1, долго и усердно шлифуя стилистику. Однако, забывает о том, что повествование без «ядра» в конечном итоге рушится внутрь самого себя.
Надеюсь, вышло не очень занудно. Всем удачи!
P.S
Это уже довольно старая статья. Но если он понравилась, то рекомендую подписаться на мою телегу. Иногда там появляются не только рекламки и инсайды, но и такие материалы.
|
| |
Читает написанное только автор-плохо
Читает автор и жена (теща) удовлетворительно
Читает автор и неопределенный круг третьих лиц-хорошо
Автор не читает и не пишет-гениально!
имхо