СТРАСТЬ И МУЗА. АЛЬМА.
© В.В.Луговский
Муза, сколь бы несговорчива она ни была,
причиняет меньше огорчений, чем женщина.
Артур Шопенгауэр
То ли ненависть, то ли любовь,
то ли страсть…
Фильм «Мастер и его муза».
Муза в древнегреческой мифологии – одна из девяти богинь, покровительниц наук и искусств. Благосклонная муза помогает людям творить шедевры. В Новое время музами называют женщин – подруг писателей и художников, которые вдохновляют их на творчество своими личными качествами: красотой, харизмой, эротичностью. Следует, пожалуй, уточнить, что творческое состояние создаётся самим художником в себе, как канал в иное измерение, но необходим катализатор, которым и является женщина. Поэтому муза – это порождение творческого человека, а возникает она часто вопреки личности женщины, которая не вполне понимает или даже не любит творца, заставляет его страдать, переживать и ненавидеть, в то время как душа мужчины не перестаёт любить и верить… в созданную им музу. В итоге этих страстных отношений рождаются шедевры в живописи и литературе. Часто женщина становится для гения женой-помощницей (см. «Дао биоритмов»), но не всегда остаётся музой в лучшем смысле, впрочем, заставляя художника в творчестве искать выход к счастью. Известный пример – Софья Андреевна Толстая. Счастливый человек романов не пишет (А.Фефелов).
Страсть возникает при полярной несовместимости по эмоциональным биоритмам (притяжение-разрядка-отталкивание), а понимание стиля возможно при творческой совместимости. И то и другое способствует творчеству, так как представляют в известной степени крайности в поведении (чтобы писать, надо страдать, или стать Мастером хотя бы для одной женщины). Полярность и/или полная творческая совместимость влияют на долговременность пребывания конкретной музы на небосклоне художника. Признанию его гениальности способствует высшая интеллектуальная совместимость с музой, причём понимание творчества с её стороны не является строго обязательным. Так что в отношениях художника с музой может быть много оттенков – то ли ненависть, то ли любовь, то ли страсть. Однако есть один нюанс…. Мужчина любит глазами, а женщина ушами. Это значит, что красивая и эротичная женщина может быть для художника музой, в то время как сама женщина считает себя музой, если мужчина талантлив, гениален. При этом его творчество признаётся и высоко оценивается самой женщиной. Если мужчина в её восприятии – Мастер (совместимость по творческому каналу). В этом смысл и оправдание жизни женщины-музы. Вспомним, например, Елену Булгакову или Веру Набокову.
Итак: Альма Малер, Габриэлла Мюнтер, Нора Барнакл.
Альма Мария Шиндлер родилась 31 августа 1879 года в Вене в семье известного художника. Альма хорошо разбиралась в музыке и сама была склонна к музыкальному творчеству. Она сочинила десятки песен для голоса и фортепиано и другие произведения. С юности её притягивал творческий талант мужчины, а совсем не внешность, не деньги и власть, как принято в обществе. Альме был нужен гений, чтобы стать для него единственной музой, вдохновляющей творца на выдающиеся произведения. Уже в 17 лет на неё обратил художник Густав Климт и получил поцелуй, а в 20 лет она влюбилась в композитора Александра Цемлинского, у которого брала уроки музыки. В дальнейшем родные запретили Альме продолжать встречи с Александром, Мужчина принадлежал к более низкому социальному кругу и имел заурядную внешность. Зато имел высокую творческую совместимость с ученицей (также физическую и физиологическую) – возникли эротические отношения:"Я жажду прикосновения его рук, его поцелуя, меня влечёт его высокий дух - милый Алекс!" Александр признал, что у Альмы есть талант, что, безусловно, её пленило.
В 1901 году Альма (22 года), находясь ещё в отношениях с Цемлинским, знакомится с Густавом Малером (41 год), композитором и прославленным дирижером Венской оперы. Альма не любила (и не полюбила никогда) его музыку, но считала Малера гениальным дирижёром.Строки из дневника Альмы на начальном этапе знакомства с Малером (Алекс-Цемлинский)…. «Я стою перед ужасной дилеммой. Повторяю слова: ‘мой любимый‘, а затем следует ‘Алекс‘. В состоянии ли я любить Малера как он того заслуживает и способна ли? Пойму ли я его искусство, а он – мое? С Алексом понимание взаимно. Он любит каждую мою ноту» (творческая совместимость-В.Л.). Несмотря на нелюбовь к симфониям композитора женщина быстро выходит за него замуж. Почему? Из картины совместимости (рис.1) мы видим их интеллектуальную и сердечную совместимость, что является достаточным условием для создания успешной семьи (см. «Формула любви»), чего, кстати, не наблюдалось в паре с Цемлинским. Имеется также высокая совместимость по высшему интеллектуальному биоритму – общность идеалов(4). Однако миной замедленного действия в этом конкретном браке оказалась творческая несовместимость(3). «Его искусство меня не трогает, абсолютно не трогает. Попросту говоря, я не верю в него как композитора. И я собираюсь связать свою жизнь с этим человеком. Я чувствую себя ближе к нему на расстоянии (признак сердечной совместимости - В.Л.), чем рядом». Удивительно, что в день 27 ноября 1901 г., когда Малер принял решение жениться, творческие биоритмы этой пары пересекались. 9 марта 1902 года в день венчания пересекались высшие эмоциональные биоритмы, что ясно доказывает – гениев ведёт судьба. Пересечение несовместимых биоритмов часто встречается, когда судьба сводит партнёров – подобные случаи описаны в моей книге.
Затем рождаются две девочки. Отношение мужа к музыкальному творчеству Альмы было весьма снисходительным, как и к её литературным предпочтениям. Малер потребовал, чтобы жена бросила сочинять музыку и занялась детьми и домом. В то же время Густав Малер высоко ценил жену за красоту и молодость (он был старше на 20 лет). В 1907 г. умирает их дочь от дифтерии, а у самого композитора диагностируют порок сердца. Из-за газетной критики он оставляет должность директора, и семья уезжает из Вены в Америку. Вскоре наступает кризис отношений супругов. Потеря ребёнка для женщины – это удар по её биологическому инстинкту выживания потомства, подсознательно виноват мужчина, который должен обеспечить выживание. Тем более, Малер летом 1904 года, безоблачным и счастливым, добавил к шестой симфонии ещё две «Песни об умёрших детях», которые вызвала слёзы у обоих. Их дети тогда были веселы и здоровы.
Композитор тратит энергию не на любовь, а на творчество – и то и другое питаются из одного источника. Вероятно, он догадывался, что жена остро нуждается в его любви и внимании, но полностью погрузился в работу над финалом «Песни о земле» и Девятой симфонией. Малер был озабочен ходом сочинения, а не душевным состоянием жены. Альме не хватало интимности в отношениях с мужем. Для женщины, как Альма, любовь более определяется творческой совместимостью, чем сердечной. За годы совместной жизни выросла эмоциональная неудовлетворённость подавлением со стороны мужа её творческих способностей. Поскольку у супругов отсутствовала творческая совместимость (рис.1)*, Альма не смогла разделить творческий интерес Густава, не смогла соединить внутри себя музу и жену-помощницу, отказавшись добровольно от своих творческих амбиций ради Мастера, сознавая своё предназначения в этом. Вот как говорил жене Малер: «Как ты себе это представляешь, два композитора в доме! Смотри на мою музыку как на свою... У тебя отныне должно быть только одно призвание – делать меня счастливым!». Да, уж если не творить самой, тогда чувствовать, понимать, помогать, любить творчество Мастера. Но симфонии Маляра ей не нравились…. Учитывая, что по эмоциональному биоритму имелся резонансный сдвиг, эмоциональные бури случались, что, конечно, напрягало Маляра. Каждый мужчина, кто сталкивался с эмоциональным резонансом, знает про вредоносность женских эмоциональных ударов.
Рис.1. Совместимость Альмы и Густава Малер. 1-интелектуальный,2-сердечный, 3-творческий, 4-высший интеллектуальный.
Любовь – лекарство от всех болезней…. Альма находит для себя выход в новом мужчине и заводит бурный, страстный роман с архитектором Вальтером Гропиусом. И попадается на полярность по эмоциональному и творческому биоритмам (вернее, это Гропиус попадается). Маляр узнаёт о неверности жены…. Он просит жену не покидать его, меняет к ней отношение, консультируется у Фрейда. Сердечная и высшая интеллектуальная совместимости срабатывают… Альма становится, наконец, хозяйкой семьи и королевой у своего мужа. Однако композитор тяжело заболел и скончался. На полях последней партитуры он написал:«Жить и умереть для тебя, моя Альма!». Пока Маляр угасал, Альма, в экстазе упивалась молодым Вальтером Гропиусом и думает, что соединится с ним после смерти мужа...
Безусловно, Альма была музой для композитора Малера, а сердечная и высшая интеллектуальная совместимость укрепляла их союз, держала вместе. Такой совместимости у женщины не было с любовником Гропиусом, кроме того, между ними была полярная несовместимость по эмоциональному и творческому каналам. Это вызвало страсть и бурный роман, но и быстрое расставание, что характерно для полярности. После смерти Маляра любовники отдаляются. Но не забудем о коварности полярных связей: притяжение-страсть-расставание-притяжение. И всё же в итоге окончательный разрыв. Но это случиться позже…
После смерти мужа Альма переживает короткий роман с учёным Паулем Каммерером, затем возникают страстные отношения, самые дикие и сумасшедшие, с художником–экспрессионистом Оскаром Кокошкой. Эти отношения были похожи на бурю, выматывающую и беспощадную. Альма вспоминала: «Мы постоянно занимались любовью. Когда случались перерывы, Оскар рисовал меня». Заметная творческая совместимость способствовала совместному творческому процессу, Альма участвовала как любовница, муза, модель. Для укрепления отношений мужчины и женщины очень полезно совместное творческое занятие, приносящее совместный плод – любовь и творчество делали картины. Было
| Реклама Праздники 11 Января 2025День заповедников и национальных парков 12 Января 2025День работника прокуратуры РФ 13 Января 2025День российской печати 19 Января 2025Крещение Господне 21 Января 2025День инженерных войск Все праздники |