Заметка « Репка с неожиданной стороны»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 39 +17
Дата:
Предисловие:
Текст написан в 2020 году, во время ковида.

Репка с неожиданной стороны

 Дело было вечером, делать было нечего, как сказал классик  патриотического детского воспитания, будь оно неладно!

Вечером действительно теперь делать нечего, все домашние дела сделаны,  у всех хозяек мира дома сияют чистотой от вынужденной безработицы, а также по случаю наступления весеннего праздника Пасхи, к которому убираются даже те, кто весь год ходит по дому прищурившись, чтобы не замечать грязь и беспорядок.

Ну, это я так, абстрактно, среди моих читательниц таких нерях не найдешь!

Вечерние приемы, театры, рестораны  отменены, светская жизнь замерла. Ваенга и король российских разведенок  рыдают, подсчитывая убытки. Вот уж по кому ударил коварный вирус:  фабрики и заводы придется запускать, рестораны и кафешки - тоже, людям питаться нужно. А вот когда позволят собираться толпам в залы и стадионы - бог весть! Опасность заражения страшнее разорения фанерных кумиров.

Этак и перезабудут своих кумиров пожилые одинокие  и несчастные женщины. Или поймут, что ютуб намного удобнее и бесплатней!  Заводи Стасика с утра до вечера и  страдай ото всей дамской души навзрыд!

Но я не об этом. Я о либеральных ценностях.

Не смейтесь, но мне о них напомнил сюжет русской сказки "Репка".

Интересна история этой самой "Репки".

 Был такой исследователь русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев, 1826-1871 г.г.
Получив юридическое образование и  служа в должности надворного советника, был вынужден  покинуть службу из-за того, что с молодости увлекся собиранием русского народного фольклора.

И нужно вам сказать, что собрал он такие произведения русского народа, что издать их в России не было никакой возможности! Ибо это были  скабрезные сказания не только о жизни человеческой.  Тридцать три  рассказа о жизни святых и Христа,  с точки зрения народа, расходились с традициями  оценки Русской православной церкви, вследствие чего  тексты были запрещёны по настоянию Святейшего Синода.

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки, вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу.

В последние годы недолгой жизни А.Н.Афанасьев разделил детские сказки и сказки для взрослых. И те, и другие были изданы за рубежом.

Не знаю кто как, но лично я решительно не могу читать  сказки для взрослых.    Уж простите, но  сущность просто кричит со страниц сказок. А ведь их собирали всего полтора века тому назад!

Хотите знать оригинальный текст "Репки", то есть так, как он был записан Афанасьевым?

Ну вот вам часть текста: когда  деду  с бабкой, внучкой и сучкой не удалось вырвать репку, к ним подключились ноги(?)!

"Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!"
"Друга" и "нога" читаются с ударением на первом слоге.

Всего пять ног  помогали тащить репку и все исследователи недоумевали: как это понять и что это могло бы быть.

Мне нравится версия  журналиста Панюшкина, что рассказчик или рассказчица сказки Афанасьеву были откровенно пьяны и просто поиздевались над серьезным господином в очках.

Вот какой  абстрактный постмодернизм существовал в головах русского народа в Архангельской области, именно там была записана сказка Афанасьевым.

Но мы же знаем совсем другой вариант, скажете вы? Верно.

Константин Дмитриевич Ушинский, 1823-1871 г.г.,  также юрист по образованию, в результате больших перипетий своей жизни начал писать,  и оказался на преподавательской деятельности. Нам он известен именно как русский педагог.

"За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий." (с)

Сказка "Репка" вошла в книгу "Родное слово" и там сучка была заменена на собаку по имени Жучка, чтобы сохранить идентичный ритм сказки, а диковатые  пять ног заменены на кошку и мышку.

Итак,  мы распутали происхождение сказки.

А  теперь моя, авторская, интерпретация сказки.

Что мы видим?

Мы видим главу семьи деда, который сажает репку. Чего он посадил только ее, на что он рассчитывал, как прокормит семью холодной зимой - история умалчивает. Ну да ладно, посадил и посадил! И забыл!  Почему забыл, а потому, что не выдернул во-время, а дал ей вырасти до огромного состояния. Хорош работничек, да?

Спохватился и понесся тянуть этого русского баобаба. Да куда ему?
Позвал бабку. Воображаю, что сказала бабка деду про его агрономические эксперименты, но тянуть стала, потому, что раньше от деда было легко схлопотать за  возражения и критику.
Оба  оказались слабы.

Позвали внучку. И вот тут у меня вопрос: а чего это внучка живет у бабки и деда? А где ее родители? Вроде в те времена в Куршавель народ не ездил?  То ли дочка родила и бросила родителям, а сама умелась искать счастье по свету, то ли родители померли оба сразу - не понять.
Привлекли детский труд, ан и тут не хватило сил.

Стали звать собаку. Ну, это вообще в голову не укладывается! Неужто не было соседей у этого диковатого деда? Где он умудрился поселиться? Или хотя бы быка, корову впрягли и потянули это чудовище репку?
Нет, собаку позвали. Та, видать, сообразила, что лучше тянуть, а то у такого хозяина  все с голоду перемрут,  и вцепилась в подол внучки.

Барабан стучит все тревожнее - очередная неудача! Позвали кошку. Вообразите, как ей погано брать в зубы собачий хвост? Это же потом сутки не отплюешься! Но тоже сообразила: в этой семейке не покапризишь, и в обморок не упадешь от противоестественных требований старика. Впряглась.
Репка стоит, себе, как авторитет у молодого  командира!

Больше в доме живых существ не было.  И тут кошка вспомнила, что одна шустрая мышь от нее ушмыгнула. Пошла к ней, подписала договор о ненападении  и мышь встала в цепь.
Её и не хватало, вытянули репку.

Мне хочется  верить, что кошка не обманула мышь и не слопала ее, пользуясь случаем. Хотя ей и самой было впору спасаться от разгневанной Жучки.

Оставляем эту страшную историю и переходим к либерализму.

Напоминаю, что либерализм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и личных свобод человека.

Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. Либерализм в общем — стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества.

В  сказке про Репку нам придется очеловечить животных, чтобы понять первое: любой социум структурирован и иерархичен. То  есть кто-то  более сильный и властный, и  есть те, кто подчинен власти.
Смысл либерализма в свободе не власть имеющих, а всех членов общества, даже самых слабых, в нашем случае - это мышь.

И что нам дает свобода? А она помогает членам группы осознанно выполнять полезные функции участия в производительном труде на благо общества!

В сказке было достаточно  позвать собаку и она бежала на помощь в общем деле. То есть ее не  нужно было отлавливать, надевать  ошейник и силой впрягать в цепь тянущих. То же самое и с кошкой, и с мышкой!

Свободный труд свободных людей производителен! Никто не  лукавит,  не старается проехаться за счет других, все посильно выполняют общую задачу.
У меня есть предположение, что на большую репку рассчитывали все: и люди, и животные, то есть распределение произведенного продукта было более или менее справедливо.

Либерализму противостоят тоталитаризм, различные деспотические режимы, и при них никогда не бывает  свободного труда, труд там подневольный,  рабский,  по сути. Распределение продуктов труда  для работающих  - по остаточному признаку, то есть лишь бы не перемерли, а могли работать и наплодить потомков рабов.

Еще раз: либерализм, свобода личности - первородное право человека! И покушение на него преступно и  не перспективно. Это понимали даже участники триллера "Репка"

Хотя, поди знай, может дед был таким тираном, что его боялись даже мыши, и никаким либерализмом не пахло на святой Руси?

Вот такие резкие зигзаги мыслей  у мадам, прикованной карантином к дому!




Реклама
Обсуждение
02:22
Вот такие резкие зигзаги мыслей  у мадам, прикованной карантином к дому!

В Израиле опять карантин? Уж не мета ли пневмо вирус к вам пожаловал из чёртового Китая?









Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама